Маршрут по Альби: кварталы Castelviel — Castelnau – Bourg Saint-Salvi

Продолжительность маршрута: 45 минут

Маршрут по Альби: кварталы Castelviel — Castelnau – Bourg Saint-Salvi:

Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

В районе кафедрального собора и бывшего епископского дворца:

Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

Обозначения на карте:

Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

 

Достопримечательности вдоль маршрута:

 

1 — palais de la Berbie

Palais Berbie, построенный  в 13-м веке, — это одна из главных достопримечательностей Епископского города Альби, входящий в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот дворец-крепость символизировал власть епископа Альби. Название дворца произошло от оккитанского слова “bisbia”, которое означает “evêche” (епархия, или епископ).

palais de la berbie albi - Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

Строительство дворца началось в первой половине XII века по инициативе епископа Дюрана де Бокэра (1228 — 1254). В тот момент здание ограничивалось феодальным залом (ему соответствует латинский термин «аула») и двухэтажной башней св. Михаила, где размещались церковный трибунал и тюрьма. Позже вокруг крепости были возведены оборонительные укрепления, превратив ее в настоящую цитадель: разрозненные постройки были соединены между собой, а высокие стены должны были защитить епископов от народных волнений.

Епископ Бернар де Кастане (1277 — 1306) заказал построить недалеко от крепости новый собор в честь святой Сесилии как символ подавления катарской ереси. Амбициозного епископа невзлюбило местное население: в целях своей безопасности он приказал возвести двойной донжон высотой 50 метров, который называется Тур Мань (с фр — «большая башня»). В него вошла старая башня св. Михаила с пристроенным этажом, где располагалась домашняя часовня епископа, а также новая башня св. Екатерины, где разместились его личные покои. С четырех сторон донжон обрамлен башенками, три из которых полностью замурованы.

В XV веке ансамбль Palais Berbie был расширен: добавлены новые жилые помещения, а в донжоне была сделана винтовая лестница. В XVII веке крепость утратила свое оборонительное значение, превратившись в дворец-резиденцию. В этот период были созданы галереи, террасы, салоны и библиотека. Рядом был разбит парк в формальном французском стиле и сделана терраса, с которой открывался вид на реку. Дозорная галерея, расположенная на крепостной стене, превратилось в место для прогулок. В XVIII веке появился вход в крепость со стороны города.

Епископский дворец Альби - palais de la berbie albi - Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

 

В годы Французской революции дворец был национализирован, а в 1807 году Наполеон передал департаменту Тарн. Лишь в 1823 году, когда был восстановлен альбийскую епархию, дворец вновь стал резиденцией епископа.

После ратификации в 1905 году закона об отделении Церкви от государства дворец перешел в собственность города Альби. В 1922 году в здании Palais Berbie разместился музей Тулуз-Лотрека, самого известного уроженца Альби.

В ходе недавних реставрационных работ в одном из залов донжона Тур Мань был обнаружен прекрасный плиточный пол XIII века, площадью ок. 130 кв. метров. Предполагается, что этот зал станет доступен для туристов.

 Musée Toulouse-Lautrec, Palais de la Berbiei - Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi
2 — Музей Тулуз-Лотрека

С 1922 года в музее Альби выставлена самая большая в мире коллекция работ знаменитого художника Тулуз-Лотрека. Коллекция позволяет открыть каждый аспект многообразного таланта художника:

Вход: 8 € — постоянная коллекция, 10 € — постоянная и временная коллекции. Подробнее про Музей Тулуз-Лотрека.

Музей Тулуз-Лотрекаi - Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

 

3 — palais de la Berbie и его сад — jardin remarquable

С 15 века, Palais Berbie утратил свое оборонительное значение и превратился в жилой дворец: плац перед дворцом был преобразован в классический сад, нижние куртины были преобразованы в прогулочные дорожки. Теперь они доступны для публики, с видом на формальный сад во французском стиле, который классифицируется как «Jardin remarquable «(выдающийся сад).

palais de la berbie albi - Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

 

4 -La Temporalité 

 

 

5 —  Cité épiscopale — Епископский город Альби

Епископский город Альби — это шедевр архитектуры, уникальный своим ансамблем, своими цветами, своей силой и гармонией. Эта часть исторического центра, расположенный на территории в 19,47 гектар, сочетает в себе 4 старинных района: Castelvieil, Castelnau, Bourg Saint-Salvi и Combes — Berges du Tarn. Над всем этим возвышаются два исключительных здания — кафедральный собор Сент-Сесиль и palais de la Berbie, бывший епископский дворец, символ могущества епископа.

Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

 

6 —  place de la Trébaille

Здесь сохранились отстатки клуатра и романского кафедрального собора

 place de la Trébaille - Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

 

7 — place Savène

 

 

7а — église Saint-Loup, двухсотлетние фрески

 

 

7b — place du Château 

 

 

7c — Арки и аркады

 

 

7d — L’Ecole européenne de l’art et de la matière

 

 

8 —  Castelviel 

Район Castelviel считается местом рождения Альби. Распорложенный на скалистом выступе, уже с эпохи Бронзового века он служил отличной оборонительной позицией, что способствовало развитию укрепленного поселения (oppidum).

Оккитанский топоним Castelviel, «Старый замок», относится к старому укрепленному рыночному городу. После Катарского крестового похода против альбигойцев в 12 веке, Castelviel попав в собственность Симоне де Монфорта, предводителя Крестового похода, который позже уступил город своему брату Guy,Лорду Кастра. В результате сформировалась отдельная коммуна, отделенная от остального города стеной, которая оставалась отделенной до Французской революции, объединившей жителей разных коммун в этой области.

Castelviel сохранил сильную индивидуальность благодаря своей уницальной истории. Его шарм чувствуется в эксцентричных названиях улиц, как, например, rue du Paradis, Rue des Orfèvres, и Rue Saint-Loup (улица Небес, улица Ювелиров, и улица Святого Лупуса соответственно) и в его потрясающих видах на Кафедральный собор Альби.

В суббота по утрам на рынке Foirail выставляются красочные стенды блошиного рынка, рай для любителей антиквариата.

По дороге вдоль оврага Bondidou можно увидеть аркады оставшихся стен, которые поддерживали прежние укрепления Альби.

 

9 —  rue Caminade 

 

 

10 — Особняки квартала Castelnau:

 

 

11 — La maison du Vieil Alby

На углу двух улиц —  Rue de la Croix Blanche и rue Puech Bérenguier, расположен особняк La Maison du Vieil Alby («Старый дом Альби»). Это отреставрированная средневековая резиденция с открытой мансардой «le soleilhou». Теперь в здании располагается главный офис ассоциации по сохранению Старого Альби: здесь проводятся тематические выставки и слайд-шоу с изображениями местного наследия.

Maison du Vieil Alby - Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

 

11а — L’hôtel Séré de Rivières*

Расположенный на rue Saint-Clair под номером 7,  построенный в XVII веке, этот особняк принадлежал Раймону Сере (Raymond Séré), торговцу из Альби, разбогатевшему на торговле текстилем и банковской деятельности. Его потомки через Капитула Тулузы получили рыцарское званиее и, таким образом, приобрели титул баронов Séré de Rivières.

Внуть HÔTEL DE RIVIÈRES  ведет великолепный портал, обрамленный пилястрами сотами и увенчанный ренессансным фронтоном и выходящей во двор угловой башней. Последовательные изменения облика особняка сделали его вид скорее в стиле французского классицизма, а старые окна со средником были заменены новыми большими окнами, дающими больше света.

Во второй половине XX века особняк был куплен доктором Пьером Амалькиром (Pierre Amalric), выдающимся офтальмологом и членом Академии Медицины.

 

12 — Дом навигатора Лаперуза 

Особняк расположен на rue Toulouse-Lautrec. На протяжении времени он сменил не мало владельцев. В XVI веке, первый из владельцев, Géraud d’Alary, продал свой дом семье Dupuy, близких французскому королю, которые сыграли значительную роль в истории Альби. Альберт Дюпюи был сначала назначен епископом Альби, потом сленом королевского совета, потом стал доктором Людовика XII и Франциска I и проректором Альби.В 1693 году его внучка получила этот особняк в приданое, выйдя замуж за Этьена де Фонтевиля. В 1780 году Маргарита де Рессижье приобрела этот особняк для своего сына, Жана-Франсуа Гало де Лаперуза, знаменитого мореплавателя времен правления Людовика XVI.

Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, родился в Альби 23 августа 1741 года. Принятый в академию Военно-морского флота в возрасте 15 лет, он воевал на французских побережьях и остался на время в Иль-де-Франс (ныне Маврикий), до того, как завоевал значительную известность во время американской войны за независимость. Король Людовик XVI, который оценил качества Лаперуза, как моряка и как представителя эпохи Просвещения, послал назначенного капитаном Лаперуза в большое кругосветное плавание, мимо мыса Горн, Чили, острова Пасхи, Аляски, Калифорнии, побережья Дальнего Востока, Камчатки и Австралии, через Ваникорские к Соломоновым островам. Огромному научно-исследовательскому проекту, который осуществляется под эгидой Лаперуза пришел конец после трех лет, в 1788 году, с повреждением двух фрегатов экспедиции, La Буссоль и L’Astrolabe, на рифах между Ваникорскими и Соломоновыми островами. Забытые в течение многих лет, фрегат Астролябия было наконец обнаружен Питером Диллоном в 1827 году, в то время как Буссоль был найден в Новой Зеландии дайвером Рисом Дискомбе в 1962 году.  С тех пор, исследователи продолжают изучать и идентифицировать эти кораблекрушения, ища выживших из лагеря и остатки того, что было бы одной из самых грандиозных экспедиций 18-го века. Действительно, Salomon Association (Nouméa N-C) — при поддержке французского министерства культуры, французского военно-морского флота и города Альби — проводила археологические исследования на протяжении более тридцати лет для того, чтобы попытаться ответить на многие вопросы относительно исчезновение Лаперуза, которые остаются открытыми по сей день.

HÔTEL DECAZES

Этот особняк также расположен на rue Toulouse-Lautrec. Его строительство было заказано богатой семьей David, которая в XVII веке играла значительную роль в Альби. В 1683 году Бернар Давид стал мэром Альби. В 1800 году Guillaumette David de Lagauterie вышла замуж за François d’Assezat, а в 1856 году их сын, Эдмонд, мэр Терсака, продал здание Жозе Леонару Деказе, бывшему префекту Тарна. В 1907 году особняк был продан аббатству Kremer, которое основало здесь приют для детей-сирот и женщин в тяжелой финансовой ситуации, который был тут до 1987 года, когда новый владелец переделал здание. В 1989 году тут расположился «Дом дружбы» (maison de l’Amitié). Во дворе дома все еще можно увидеть старинные окна со средником и галярею, украшенную балюстрадой.

 

13 — Квартал Castelnau

Старый город Альби сначала был известен как Castelnau или «Новый город», по контрасту с  Castelviel – первоначального расположения города в начале Средних веков. «Новый город» стал развиваться в 12 — 13 вв между кафедральным собором Сент-Сесиль на севере и фонтаном Verdusse на юге.

С одобрениятрех правящих сил города – графа Тулузы, епископа Альби и виконта Тренкавеля – район разрастался. Регулярное расположение улиц показывает намеренную организацию пространства, что можно видеть в более прямой и  более широкой улице Сен-Клер (rue Saint-Clair) и рю де ла Бланш (rue de la Croix Blanche).

Сегодня, в одном из самых восстановленных кварталов в старом центре города, можно посмотреть хорошо сохранившиеся дома в традиционном стиле Альби и с портрясающим видом на собор Сент-Сесиль и коллегиальную церковь Сен-Сальви.

 

 

14 —  cloître Saint-Salvi

Начатая в 1270 году, Южная галерея — единственная сохранившаяся после Французской Революции. Она также сочетает в себе романские (изогнутый арки) и готические элементы (капители и декором из столпов). Клуатр Санкт-Сальви и его сад представляют из себя прохладный оазис мира и спокойствия.

 

 

15 — bourg Saint-Salvi

Квартал Сент-Сальви стал развиваться в 11 — 12 вв вокруг коллегиальной церкви Сент-Сальви, расширяясь за пределы кольцевой улицы, заполненной магазинами, называемой на оккитанском языке  “roda de la plassa” или “колесо площади”. Оккитанское название некоторых улиц напоминает о специализации ее жителей в былые времена: pelissaria (меховщики), galinaria (торговцы курицами), payrolaria (изготовители котлов).

Группа домов, окружающих церковь, называется «Canourgue» — когда то это была резиденция каноников церкви Saint-Salvi. Главные улицы, ведущие к Place Vigan и Place Lapérouse, обрамлены частными особняками, датируемыми 16 — 18 вв.

 

 

16 — L’église collégiale Saint-Salvi

Коллегиальная церковь святого Сальвия Альбийского

Коллегиальная церковь Сен-Сальви - Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi

Церковь посвящена Святому Сальвию, первому епископу Альби (574-584). Он был выходцем из очень знатного местного рода. Когда Альби захватил соперник франкского короля Хильперика (около 539-584) герцог Муммол, Сальвий выкупил жителей из плена. Этим он завоевал не только уважение народа, но и завоевателей, которые даже вернули ему выкуп. После этого Сальвий был назначен советником Хильперика, который вновь смог стать правителем Альби. В 584 году в Альби случилась ужасная эпидемия холеры, от которой погибла половина населения города, в том числе и сам Сальвий.

До сих пор не ясно точно, соответствует ли первоначальное место погребения святого Сальвия местоположению нынешнего храма. В любом случае, в 943 году территория, на которой стоит церковь, была передана монахам при условии строительства на ней церкви в честь святого Сальвия. Мощи святого епископа были помещены в крипту, сохранившуюся под алтарем современного здания.

Эта коллегиальная церковь (во главе которой стоял коллеж каноников и их аббат) характеризуется сложной архитектурой, с разными стилями, отражающими разные стадии строительства, хотя из-за того, что здание храма зажато среди других построек, очень сложно составить о ней целостное впечатление. Старейшая часть храма построена из камня, а кирпич стали активно использовать в период Готики.

Использование различных материалов хорошо видно на колокольне церкви, называемой башней Лавит, которая имеет романское основание (11 век), о чем свидетельствует аккуратная каменная кладка из белого камня. В 12 веке второй ярус колокольни украсили элегантным поясом из тонких готических колонн. В 15 веке появился еще один уровень, теперь из популярного в то время кирпича, который увенчан угловой круглой башенкой с зубчатыми краями. Горожане использовали ее в качестве дозорной башни, поэтому на вмурованном в башню белом камне высечен герб города. Однако церковный капитул, желая закрепить за собой право собственности на церковь, также разместил на ней свой герб с изображением святого Сальвия.

От первоначальной дороманской церкви почти ничего не сохранилось. Строение нынешнего храма началось в 12 веке в виде постройки романской церкви из белого камня. Но строительство так и не завершилось, а работы продолжились лишь в 13-м веке в эпоху Готики. Завершалось строительство уже в период популярности кирпича, в 15-м веке, когда были построены хоры и два пролета нефа (в стиле пламенеющей готики). В последующее время менялся только интерьер церкви. Если смотреть на северный фасад церкви со стороны галереи, отчетливо видны слои каменной кладки, относящиеся к разным эпохам: сначала идет безупречная кладка романского периода, затем – куда более грубоватая кирпичная кладка готического периода

В период Французской революции в храме устроили склад фуража, но уже в начале 19-го века церковь вновь стали использовать по назначению.

Интерьер церкви представляет собой базилику в форме латинского креста. Первые четыре пролета нефа несут на себе отчетливый отпечаток романского искусства: массивные опоры с четырех сторон окружены колоннами, которые украшены капителями в виде листвы или со скульптурными изображениями людей. Хор и два ближайших к нему пролета нефа перестраивались в XV веке, поэтому они сделаны в стиле пламенеющей готики. Главный алтарь и балдахин датируются к 1723 году. Под алтарем находятся остатки крипты, где в древних амфорах хранится прах святого Сальвия.

В сакристии хранятся сокровища средневекового искусства: расписная деревянная скульптура XII века — единственное дошедшее до нас изображение святого Сальвия; выполненная в конце XV века полихромная Пьета из известняка.

В 1732 году мастер Кристоф Мушерель установил в церкви орган, который впоследствии не раз переделывали. Специалисты считают этот орган одним из самых совершенных инструментов.

Примыкающая часовая башня, или gachole, была самым высоким зданием в городе до завершения строительства колокольни кафедрального собора Альби.

Пройти во внутренний двор церкви можно по лестнице с со стороны улиц rue Sainte-Cécile и rue Peyrolière. Там находится небольшой сад и южное крыло галереи, которое осталось от монастыря, разрушенного в годы Французской революции. Поблизости находится гробница братьев Мальвези, по проекту одного из которых – Видаля – и была построена галерея в 1270-1271 годах. По периметру галереи расположены арочные проемы, разграниченные тонкими колоннами с капителями различных типов – в виде листьев или с фигурами людей. Надгробие братьев Мальвези выполнено в типично готическом стиле: рядом со статуей Богоматери с младенцем установлены статуи самих братьев.

 

 

17 —  place Sainte-Cécile 

 

 

18 — кафедральный собор Сент-Сесиль

Кафедральный собор Сент-Сесиль в Альби — это уникальный памятник архитектуры, самое большое здание в мире из кирпича. Построенный епископом Бернаром де Кастане в 1282-1512 , собор Сент-Сесиль является шедевром южной-французского готического искусства, с характерными военными чертами, которые должны были подчеркнуть силу католической церкви над ересью катар. Интерьер храма, полностью расписанный, включает выдающийся декор, наследие епископов эпохи Ренессанса: Людовика I и Людовика II Амбуазского.

Стоит посмотреть: расписные потолки, готические резные решетки хоров, и огромную роспись, изображающую Страшный суд.

Подробнее…

 

Все туристический маршруты по Альби:

Маршрут по Альби: кварталы Castelviel - Castelnau – Bourg Saint-Salvi