Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

АРЛЬ И ВАН ГОГ - Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

История Арля близко переплелась с судьбой одного из самых талантливых импрессионистов — Винсентом ван Гогом. Известный художник запечатлел достопримечательности города на многих своих полотнах.

История Ван Гога в Арле:

Винсент Ван Гог, автопортрет (1887)

Винсент Ван Гог, автопортрет (1887)

К середине февраля 1888 года Винсент ван Гог решил покинуть Париж, где он так и не добился успеха, и перебраться на юг Франции — в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников, работавших бы для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.

"Красные виноградники в Арле", Винсент ван Гог

«Красные виноградники в Арле», Винсент ван Гог

Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В это время, подобно импрессионистам, ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы. Его перу этого периода принадлежит также ряд портретов, в которых художник опробовал новую художественную форму.

Винсент ван Гог Спальня в Арле (второй вариант), 1889

Винсент ван Гог
Спальня в Арле (второй вариант), 1889

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен; «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).

Винсент ван Гог Ночная терраса кафе, 1888

Винсент ван Гог
Ночная терраса кафе, 1888

25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью ван Гога, сам ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять самой идеи единого коллективного направления живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.

АРЛЬ И ВАН ГОГ - Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в поселение для душевнобольных Saint-Remy-de-Provence, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и — в некоторых случаях — использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Г. Уитни, Нью-Йорк; «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Национальная галерея, Лондон).

 

 Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

Туристический маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

 

  1. Le jardin de l’hôpital d’Arles

    espace Van Gogh

Сегодняшний сад был искренне вдохновлен живописью. Винсент Ван Гог несколько раз был интернирован в этом отеле, особенно после того, как отрезал себе ухо. Его лечил доктор Феликс Рей, чей портрет он написал. Он жил в мужском приходе, справа от нынешнего входа. 8 мая 1889 года он покинул Арль, переехав в Сен-Реми-де-Прованс.

АРЛЬ И ВАН ГОГ - Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

 

2. Terrasse de café le soir

place du Forum

Эта знаменитая картина, характерная для работы Ван Гога в Арле, отображает хроматическую палитру синего и желтого цветов. Хотя это ночная картина, Ван Гог не использовал черный. Свет от газового фонаря отражается на фасаде, который был перекрашен сегодня, чтобы соответствовать цветам картины Ван Гога.

 

АРЛЬ И ВАН ГОГ - Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

 

3. L’escalier du pont de Trinquetaille 

Тон этой картины довольно скучный и поэтому отличается от большинства работ, выполненных Ван Гогом в Провансе. Вот отрывок из письма художника 703 (о мосте Тринквилле):

«Картина, написанная серым утром; камни, асфальт, тротуар серые, небо бледно-голубое, с красочными фигурами и болезненным деревом с желтыми листьями »

АРЛЬ И ВАН ГОГ - Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

 

4.  Le pont de Trinquetaille

Картина включает в себя мост, реку Рону и бродящих арлесианцев, расплывчатые силуэты, пятна цвета, создающие ритм в композиции и несущие глаза зрителя вдоль линий перспективы. Простым жестом девушки на переднем плане, опустив голову и держа шляпу, Ван Гог также рисует мистральный ветер, ключевой элемент в свете Арля. Чистый синий цвет моста контрастирует с небом и водой «цветов абсента», освещенных лиловой тенью набережной.

 

5. La nuit étoilée sur le Rhône

quai du 8 mai 1945, port de croisière fluviale

В 19 веке коммерческая деятельность в доках и берегах рек все еще процветала. Ван-Гог, который в основном держался подальше от местного населения, исследовал город и его окрестности, непрерывно рисуя изменения природы весной, пейзажи, рабочие на полях или на реке. Все, что он увидел, вдохновило его и стало искусством. Он оставлял мольберт на берегу реки всякий раз, когда позволял ему ветер.

 

6. La maison jaune 

place Lamartine

Арль (Arles)

 

7.  Les arènes d’Arles 

Арена практически отсуствует на этой картине; главный предмет — свет и тень на толпе. Mожно выделить cилуэты арлезских женщин «в японском стиле»в праздничной атмосфере.

АРЛЬ И ВАН ГОГ - Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

Ван Гог написал сцену под названием «Арена в Арле» в 1888 году. Картина больше ориентирована на зрителей, чем на действие или окружающую среду. Это грубая и неряшливая картина. Быстрые мазки и незавершенные формы затемнены на заднем плане. Скорость картины отражает жадную атмосферу корриды. На расстоянии можно увидеть маленького быка, и зрители все взволнованно поворачиваются, чтобы поболтать со своими соседями и поболеть за своих любимых бойцов. Это нервное движение, которое использовалось на протяжении всей картины, было техникой, которую Ван Гог усовершенствовал под влиянием Гогена. У его картин танцевальных залов также был тот же, почти незавершенный подход, который донес до зрителя, что представление о местах с таким большим количеством движения и волнения, что их просто невозможно охватить неподвижностью.

 

8. L’entrée du jardin public à Arles

у входа в общественный парк напротив военного мемориала.

Летний сад с его высокими деревьями — как и сегодня — давал арлесианам прохладное убежище во время жары. Плоская желтая дорожка и фигура слева, повернутая к зрителю, приглашают нас войти в парк.

На другом конце пешеходной дорожки рядом с главным входом в парк находится бюст в честь Винсента Ван Гога.

 

9. Les Alyscamps, l’automne

Кладбище Alyscamps (10 минут пешком от центра города) в конце аллеи слева

File:Van gogh alyscamps other.jpg

Винсент Ван Гог и Поль Гоген рисовали это историческое место.

Берег канала Крапонна предлагал обзорную точку над тропинкой. Деревья создают ритм сцены, где гуляют люди, одетые либо в традиционную одежду, либо в парижский стиль.

 

Le musée Réattu musée des beaux arts d’Arles

10 rue du Grand Prieuré, Arles

 

Fondation Vincent van Gogh Arles

35 ter, rue du DR Fanton Arles

 

Le pont de Langlois aux Lavandières dit « Pont van Gogh »

 Route du Pont de Langlois,  2 км по дороге в Порт-Сент-Луис

АРЛЬ И ВАН ГОГ - Маршрут по Арлю: По следам Ван Гога

Download PDF

 

Leave a Reply