Готическая архитектура во Франции

Кафедральный собор Туля Toul, Lorraine, gothic cathedral

Готическая архитектура во Франции — это здания, построенные в период с 1140 по 1500 гг. Лучшие образцы этого стиля можно встретить именно здесь, во Франции. Многие французские готические соборы включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Архитектура Франции

Франция богата средневековой архитектурой, от небольших романских церквей до великих готических соборов. Когда страна вышла из темных веков в 11-м веке,  произошел всплеск строительства здания в романском стиле, основанном на римской модели толстых стен, с круглыми арками и тяжелыми сводами. Но французские архитекторы усовершенствовали эту основную структуру, что в 13 веке привело к расцвету готики. Заостренные арки и летающие контрфорсы были ключевыми изобретениями, которые позволили строить более высокие здания с большими окнами.

 

Фрацузская готика

Французская готика — это стиль архитектуры, распространенный во Франции с 1140 по 1500 гг. Готику разделяют на четыре стиля: ранняя готика, высокая готика, районант, поздняя готика или пламенеющая готика.

  • Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
  • Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
  • Районнант (14 век)
  • Пламенеющая готика (15 век)
  • Поздняя готика (16 век)

Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.

 

Появление готического стиля во Франции

Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции. 

В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию ​​в качестве главной экономической и политической силы на континенте. В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны. Это дало толчок к появлению высокой и пламенеющей готики, и строительству некоторых из самых известных соборов, включая Шартрский собор, Реймсский собор и Амьенский собор

Реймсский кафедральный собор

Реймский собор

 

Эволюция готического стиля во Франции

Все меняется со временем, так и готический стиль во Франции претерпевал свои изменения, развиваясь и усложняясь с накоплением знаний.

Ранняя готика

Раннеготический стиль возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки и переходом от поздне романской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей. Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке. Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода. Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.

Basilique Saint-Denis (Базилика Сен-Дени)

Базилика Сен-Дени

Высокая готика

Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.

Chartres (Шартр), регион Центр, Франция - достопримечательности, путеводитель по городу

Шартрский собор

Районнант 

Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры. До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже. Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.

Пламенеющая готика

Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века. Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов. Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта. Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).

Руанский собор

Руанский собор

Южная готика

Помимо этих готических стилей, есть еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от готической септентриональной или северной готики). Этот стиль характеризуется большим нефом и не имеет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут служить Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Коменж.

 

Основные элементы готической архитектуры Франции:

Готическая архитектура Франции

 

Лучшие примеры готической архитектуры во Франции:

10 лучших памятников готики во Франции

  1. Кафедральный собор Страсбурга
  2. Реймсский собор
  3. Нотр-Дам Лаона
  4. Кафедральный собор Амьена
  5. St-Pierre, Beauvais
  6. Аббатство Сен-Дени
  7. Sainte-Chapelle, Paris
  8. Нотр-Дам в Париже
  9. Нотр-Дам в Шатре
  10. Собор Сен-Этьен в Бурже

Amiens (Амьен), Франция - путеводитель по городу, достопримечательности, как добраться

Кафедральный собор Амьена

 

Региональные особенности готической архитектуры во Франции

Наиболее известные образцы готической архитектуры можно найти в Иль-де-Франс и Шампани, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.

Анжуйский готический стиль

Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.

Cathedrale Saint-Maurice Angers

собор Анже

 

Готика Пуатье

Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах. 

Бургундская готика

Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой  и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.

Chalon-sur-Saone

Chalon-sur-Saone

Южно-французская готика

У юга Франции была своя особая вариация готического стиля: южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня он был построен почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.

Якобинская церковь в Тулузе стала примером единой апсиды полигонального плана с двумя нефами, которая породила звездного типа свод, чья сложная организация стала характерной для более чем века периода пламенеющей готике. Этот шедевр готической архитектуры часто называют «пальмой», потому что из гладкого ствола колонны выходят ребра сводод на подобии листьев пальмы.

Toulouse Jacobins church gothic architecture

Свод якобинской церкви в Тулузе

Готика в гражданской архитектуре Франции

Самым большим гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Palais des Papes (Папский дворец) в Авиньоне, построенный между 1252 и 1364 годами, когда папы бежали из политического хаоса и войн, окутывающих Рим. Учитывая сложную политическую ситуацию, он совмещал функции церкви, резиденции правительства и крепости.

В 15-м веке, после периодов поздней и пламенеющей готики, некоторые элементы готического убранства, заимствованные из соборов, начали появляться в гражданской архитектуре, особенно в области Фландрии на севере Франции и в Париже. Мэрия города Compiègne имеет внушительную готическую колокольню со шпилем, окруженным небольшими башнями, а его окна украшены богато орнаментированными акколадами или орнаментальными арками. Подобные ратуши в стиле пламенеющей готики можно посмотреть в Аррасе, Дуэ и Сен-Кантен, Эна, и через границу в Бельгии в Брюсселе и Брюгге. К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта. 

Palais des Papes (Папский дворец Авиньона)

Palais des Papes (Папский дворец Авиньона)

 

Недостатки готической архитектуры во Франции

В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость и буквально армий умелых мастеров, напряженно работающих в течение десятилетий. Из-за спадов в экономике значительное количество французских соборов были начаты, но никогда не достраивались. 

В некоторых случаях амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове. Его меценаты и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, выше, чем его ближайший конкурент, Кафедральный собор Амьена, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша хранилища была слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Они утолстили стены и восстановили свод, а в 1569 году они завершили строительство башни высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год сделала собор в Бове самой высокой постройкой в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без потерь. Церковь остается сегодня такой же, как она была, с хором, апсидами, некоторыми часовнями, но без нефа или башни.

 

Смена готики на Ренессанс

Начиная с 1530-х годов стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал демонстрировать влияние итальянского ренессанса. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных походах в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж, чтобы работать на новом Пон-Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Fontaine des Innocents, построенный скульптором Жаном Гужоном для празднования въезда Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Кур Карре Лувра, также украшенный Жаном Гужоном. Новая парижская мэрия, Hotel de Ville (1533–1568), также была построена в итальянском, а не готическом стиле. Самый важный из всех, новый дворец Тюильри Филиппа Делорма, построенный для Екатерины Медичи, начатый в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами.

Религиозные здания медленнее менялись. Церковь Carmes-Deschaussé (1613–1620) на улице Vaugirard в Париже, и особенно церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте работы Соломона де Бросса (1615–21) с фасадом, основанным на совмещении трех ордеров классической архитектуры, стали новыми моделями для подражания. Тем не менее, готический стиль оставался заметным в новых церквях. Церковь Святого Евстафия в Париже (1532–1640 гг.), по размерам превосходившая Нотр-Дам, сочетала готический план с ренессансным убранством.

 

Архитектурные стили новой эпохи

В течение 17-ого столетия начал доминировать французский классический стиль Франсуа Мансара. Затем, при Людовике XIV, занял центральное место великий французский классический стиль, которого придерживались Жюль Ардуэн-Мансар, Луи Ле Вау и Клод Перро. Главные образцы готического стиля, такие как Нотр-Дам, были изменены новыми интерьерами, разработанными в новом стиле. Следуя новой моде своего покровителя, Людовика XIV, поэт Мольер высмеял готический стиль в стихотворении 1669 года:

«… безвкусный вкус готических украшений, эти отвратительные чудовища невежественной эпохи, порожденные потоками варварства». «..

Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали целью для революционеров. В это время соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских фигур на фасаде Нотр-Дам были обезглавлены, из-за ложного убеждения, что они были статуями французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но были оставлены в плачевном состоянии, требущим капитального ремонта.

Готическая архитектура во Франции - Руанский собор

Руанский собор

 

Французские замки в готическом стиле

Крепости Филиппин

В 13 веке дизайн замка или замка был изменен на основе образцов византийских и мусульманских замков, которые французские рыцари видели во время крестовых походов. Новый вид фортификации назывался Филиппин, в честь Филиппа Огюста, который принимал участие в крестовых походах. Новые укрепления были более геометрическими, обычно квадратными, с высоким главным донжоном или башней в центре, которые можно было защищать, даже если стены замка были захвачены. Донжон Шато де Винсенн, начатый Филиппом VI французским, был хорошим примером. Эта башня высотой 52 метра была самой высокой военной башней в Европе.

В замках по типу Филиппин другие башни, обычно круглые, были расположены по углам и вдоль стен, достаточно близко друг к другу, чтобы поддерживать друг друга. Стены имели два уровня проходов внутри, верхний парапет с отверстиями (Crénaux), из которого солдаты могли наблюдать или стрелять стрелами по осаждающим внизу; узкие отверстия (Merlons), через которые они могли бы укрыться при стрельбе из стрел; и отверстия в полу (Máchicoulis), из которых они могут бросать камни, лить зажженную нефть или кидать другие объекты на осаждающих. Верхние стены также были защищены выступающими балконами, эхогетами и бретешами, с которых солдаты могли видеть, что происходило в углах или на земле под ними. Кроме того, башни и стены были прорезаны узкими вертикальными прорезями, называемыми Meurtriéres, через которые могли стрелять лучники. В более поздних замках прорези имели форму крестов, так что лучники могли стрелять арбалетами в разных направлениях.

Замки были окружены глубоким рвом с одним разводным мостом. Вход был также защищен железным грилем, который можно было открывать и закрывать. Стены внизу часто были наклонными и были защищены земляными барьерами. Одним из хороших сохранившихся примеров является замок Дурдан (Château de Dourdan) в департаменте Сена и Марна, недалеко от Немура.

Крепости превращаются в замки

После окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) с развитием артиллерии замки потеряли большую часть своего военного значения. Они оставались символами ранга своих знатных обитателей; сужающиеся отверстия в стенах часто расширялись в окна спальных комнат и парадных залов. Башня замка Венсенн стала королевской резиденцией. 

В 19 веке части готических стен и башен города Каркассон были отреставрированы, с некоторой модификацией, Эженом Виолье-ле-Дюк. Он также перестроил Шато де Пьерфон (1393–1407), незавершенный средневековый замок, превратив его в неоготическую резиденцию для Наполеона III. Этот проект так и не был завершен, когда Наполеон III был свергнут в 1870 году, но его можно посетить сегодня.

Carcassonne

Carcassonne

 


 

Важные примеры готической архитектуры Франции:

Ранняя готика:

  • Восточная сторона базилики Сен-Дени (начало 1135)
  • Кафедральный собор города Noyon (1145–1235)
  • Кафедральный собор города  Sens (1135–1534)
  • Кафедральный собор города Lyon
  • Кафедральный собор города Туль
  • Западный фасад собора Шартра
  • Notre-Dame de Paris (started 1163)
  • Notre-Dame de Laon (1160–1230)

Высокая готика:

Rayonnant:

Пламенеющая готика:

Южно-французская готика:

 

 


 

Полезные ссылки: