Route Romane d’Alsace (Романская дорога Эльзаса)

MARMOUTIER : Église Saint-Martin - Route Romane d'Alsace-Романская дорога Эльзаса

MARMOUTIER : Église Saint-Martin

Route Romane d’Alsace (Романская дорога Эльзаса) — это маршрут по территории Эльзаса, который проходит мимо главных достопримечательностей романского периода.

Официальный сайт: www.route-romane-alsace.fr

 

Романский стиль

Романский стиль господствовал в основном в странах Западной Европы в 11 — 12 вв. Главная роль в Романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Романские скульптуры на фасаде церкви - Route Romane d'Alsace-Романская дорога Эльзаса

Романские скульптуры на фасаде церкви

Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.

Традиционная романская постройка в виде базилики (Etienne de Nevers) - Route Romane d'Alsace-Романская дорога Эльзаса

Традиционная романская постройка в виде базилики (Etienne de Nevers)

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Капитель колонны Abbaye de Marmoutier - Route Romane d'Alsace-Романская дорога Эльзаса

Капитель колонны Abbaye de Marmoutier

Основными постройками в романский период становятся церкви и замки в виде крепости. Центральным элементом архитектурного ансамбля становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки простых геометрических форм — в виде кубов, призм, цилиндров. В основе плана романских церквей лежит форма раннехристианской базилики: с продольной организацией пространства. В крупнейших соборах кессонные (кассетные) потолки заменяются каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны. Главным мотивом интерьера становятся полукруглые арки.

Типичные  своды в романских церквях - Route Romane d'Alsace-Романская дорога Эльзаса

Типичные своды в романских церквях

Если у греков, даже по развалинам архитектурных памятников, можно точно определить расчеты проекта, то в романскую эпоху исполнение стало довольно грубым. В Древней Греции камень подгонялся насухо, а в средние века его стали класть на раствор — толщину которого нельзя было измерить. Ровно как и использование камня без обтески.

Окна в романской архитектуре не имели застекления, поэтому делались маленькими (чтоб не сильно выпускать тепло) и высоко (чтоб поменьше сквозило). Дополняли окна решетки, иногда и из камня, а также ставни с прорезями.

Тимпанум над порталом церкви св. Петра и Павла в Sigolsheim - Route Romane d'Alsace-Романская дорога Эльзаса

Тимпанум над порталом церкви св. Петра и Павла в Sigolsheim

Двери делались всегда полукруглой формы, даже в постройках школы Клюни, где любили стрельчатые арки. Колонны в романскую эпохуне имеют утончения к вершине, нет также и выпуклого профиля, как у античных колонн. Колонны имеют строго цилиндрическую форму. Поддержание стиля одредов и классических пропорций становится более свободным, единственный ордер, которому подражали — это коринфский.

Колонны и пилястры в романской архитектуре - Route Romane d'Alsace - Романская дорога Эльзаса - достопримечательности вдоль маршрута, карта. Что посмотреть в Эльзасе, романская архитектура, маршруты

Колонны и пилястры в романской архитектуре

Довольно выразительным элементом стиля стали своеобразные скульптурные украшения, которые, в виде барельефов, покрывали капители колонн и украшали пространство вокруг порталов. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые.

Аббатство Marmoutier - Route Romane d'Alsace - Романская дорога Эльзаса - достопримечательности вдоль маршрута, карта. Что посмотреть в Эльзасе, романская архитектура, маршруты

Романские скульптуры часто довольно выразительны, хотя и далеки от реальности. Основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, поэтому скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Аббатство Marmoutier - Route Romane d'Alsace - Романская дорога Эльзаса - достопримечательности вдоль маршрута, карта. Что посмотреть в Эльзасе, романская архитектура, маршруты

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

 

Route Romane d’Alsace:

 

Средневековые сады:

 

Замки и крепости:

Leave a Reply