Аббатство Клюни

Бенедиктинское аббатство Клюни было одним из самых влиятельных религиозных центров средневековья и послужило отправной точкой для важных монастырских реформ.  Церковь аббатства долгое время была самым большим зданием в христианском мире, однако во время революции оно было разграблено, затем снесено и распродано по камню, превратившись в руины. Сохранились несколько построек бенедиктинского аббатства и некоторые остатки церкви аббатства. То, что осталось — в частности, колокольня Eau-Bénite — тем не менее дает представление о размахе и богатстве этого центра христианства и его влиянии на религиозную, интеллектуальную, политическую и художественную жизнь всего западного общества.

Аббатство, находящееся под прямой защитой Рима, было основано Вильгельмом Благочестивым (герцогом Аквитании) в 910 году. Его аббат выступал в качестве посредника между Папой и политическими властями. Клуни был материнским домом с 1400 дочерними домами. Он был продан как национальное достояние в 1798 году, аббатство было снесено, а его церковь почти разрушена.

Посещение аббатства Клюни:

  • Адрес: Place du 11-Août-1944, 71250 Cluny
    • Платная автостоянка «Прадо» находится в 600 м от входа в аббатство.
  • Вебсайт
  • Вход: 8 € (до 18 лет бесплатно)
  • Время работы: 
    • 1 апреля — 30 сентября: 9:30 — 18:00
    • 1 октября — 31 марта: 9:30 — 17:00
    • Закрыто: 1 января, 1 мая, 1 и 11 ноября и 25 декабря.
    • Последний вход в аббатство за 45 минут до закрытия.
    • Последний вход в музей за 30 минут до закрытия.

 

Аббатство Клюни

Аббатство Клюни было построено в романском архитектурном стиле с тремя церквями, возведенными подряд с 4-го по начало 12-го веков. Самая ранняя базилика была самой большой церковью в мире, пока в Риме не началось строительство базилики Святого Петра.

Аббатство Клюни было основано герцогом Вильгельмом I Аквитании в 910 году. Он назначил Берно первым аббатом Клюни, который подчинялся только папе Сергию III. Аббатство отличалось более строгим соблюдением правил святого Бенедикта, в результате чего Клюни был признан лидером западного монашества. 

Примерно с 1334 года аббаты Клюни содержали особняк в Париже, известный как Hôtel de Cluny, который с 1843 года является публичным музеем. Помимо названия, в нем больше нет ничего, что изначально было связано с Клюни.

Частично построенная между 1088 и 1130 годами, базилика Сен-Пьер-и-Сен-Поль была разграблена во время революции, снесена и распродана по камню. То, что долгое время было самой большой церковью в христианском мире, теперь осталось лишь несколькими скудными фрагментами. То, что осталось — в частности, колокольня Eau-Bénite — тем не менее дает представление о размахе и богатстве этого центра христианства и его влиянии на религиозную, интеллектуальную, политическую и художественную жизнь всего западного общества.

 

История аббатства Клюни

Аббатство Клюни было основано в 910 году Вильгельмом Благочестивым, герцогом Аквитании. Он посвятил земли Клюни апостолам Петру и Павлу, таким образом защищая аббатство от власти епископа и местных землевладельцев. Он назначил Бернона первым настоятелем. Монахи следовали бенедиктинскому ордену.

Клюни стал образцом для реформирования других монастырей. Очень быстро по всей Европе аббатство стало образцом для тех, кто стремился к религиозной реорганизации, и множество монастырей перешли в зависимость от Клюни.

К концу 11 века аббатство Клюни было одной из важнейших столиц христианской Европы. Он стоял во главе сети, насчитывающей около 1400 зависимых территорий и около 10 000 монахов по всей Европе. В то время аббат Хьюг де Семур решил построить церковь в аббатстве, которая олицетворяла бы силу Бога над Землей, а также власть Клюни. В 1088 году начались работы над Maior Ecclesia, крупнейшей когда-либо построенной романской церковью со сводчатыми арками высотой 30 метров. Спустя столетие был построен нартекс. Аббатство Клюни, «Maior Ecclesia» или Cluny III было поэтому самой большой церковью в христианском мире в течение почти 400 лет.

Некоторые прославленные аббаты сменяли друг друга на протяжении следующих столетий, например, Ришелье или Мазарини, но это не могло предотвратить постепенный упадок некогда могущественного аббатства. Однако к 1750 году монастырские постройки были перестроены, и аббатству был передан обширный комплекс в классическом стиле. Монахи едва успели занять новое помещение, так как вскоре после завершения работ началась революция. Затем монахи были изгнаны и рассеяны по окрестным приходам, а здания были конфискованы как национальное достояние и выставлены на продажу.

Огромную церковь купили торговцы материалами, которые использовали ее для изготовления бута и постепенно демонтировали этот шедевр романского искусства.
Сегодня те части, которые остались, такие как южный рукав большого трансепта или маленький южный трансепт, дают нам представление о необъятности этого здания. Сохранился ряд других элементов: ограждающая стена и ее башни, монастырские постройки 18-го века и Фаринье, здание 13-го века, в котором сейчас находятся скульптурные капители хора «Maior Ecclesia». В Музее искусства и археологии представлен ряд скульптурных останков церкви и монастыря.

Трехмерный фильм в начале посещения аббатства показывает, как аббатство выглядело в период своего расцвета.

 

Независимое аббатство Клюни

В 910 году Вильгельм I основал бенедиктинское аббатство Клюни в скромных размерах, в качестве материнского дома Конгрегации Клюни. Дарственный акт включал виноградники, поля, луга, леса, воды, мельницы, крепостных, а также обрабатываемые и невозделываемые земли. Аббатство должно было быть гостеприимным для бедных, путников и паломников. Было оговорено, что монастырь будет свободен от местных властей, светских или церковных, и будет подчиняться только Папе, с оговоркой, что даже он не может захватить собственность, разделить или передать ее кому-либо или назначить настоятеля без согласия. монахов. Вильгельм поместил Клуни под защиту Святых Петра и Павла, прокляв любого, кто нарушит устав. Учитывая, что папа римский находился далеко за Альпами, в Италии, это означало, что монастырь был по сути независимым.

Пожертвовав свой охотничий заповедник в лесах Бургундии, Вильгельм I освободил аббатство Клюни от всех будущих обязательств перед ним и его семьей, кроме молитв. Современные покровители обычно сохраняли имущественный интерес и ожидали, что их родственники станут настоятелями. Похоже, что Вильгельм заключил эту договоренность с Берно, первым аббатом, чтобы освободить новый монастырь от таких светских затруднений и инициировать Клюнийские реформы. Соответствующие действия сделали все имущество, добавленное аббатству, священным, и взять его означало совершить святотатство.

Вскоре Клюни стал получать наследство со всей Европы — от Священной Римской империи до испанских королевств, от южной Англии до Италии. Он стал могущественной монашеской общиной, которая владела и управляла сетью монастырей и монастырей под властью центрального аббатства в Клюни. Это была в высшей степени оригинальная и успешная система, аббаты Клюни стали лидерами на международной арене, а монастырь Клюни считался самым большим, самым престижным и наиболее обеспеченным монастырским учреждением в Европе. Пик влияния Клуниака пришелся на период со второй половины 10 века до начала 12 века. Первые женщины-члены были приняты в Орден в 11 веке.

 

Реформа Клюни

Реформы, введенные в Клюни, в некоторой степени были связаны с влиянием Бенедикта Анианского, который выдвинул свои новые идеи на первом большом собрании настоятелей ордена, состоявшемся в Аахене (Экс-ла-Шапель) в 817 г.Берно принял толкование правила Бенедикта ранее в аббатстве Бома. Клюни не был известен строгостью своей дисциплины или аскетизмом, но аббаты Клюни поддержали возрождение папства и реформы Папы Григория VII. Истеблишмент Клуниака был тесно связан с папством. В начале 12 века орден потерял силу при плохом правительстве. Впоследствии он был возрожден при игумене Петре Преподобном (умер в 1156 г.), который вернул слабые монастыри в строй и вернулся к более строгой дисциплине.

Клюни достиг апогея власти и влияния при Петре, когда его монахи стали епископами, легатами и кардиналами по всей Франции и Священной Римской империи. Но к тому времени, когда Петр умер, новые и более строгие монашеские ордена, как цистерцианцы, породили следующую волну церковной реформы. За пределами монастырских построек рост английского и французского национализма создал климат, неблагоприятный для существования монастырей, самодержавно управляемых главой в Бургундии.

Папский раскол 1378-1409 годов еще больше разделил лояльность: Франция признала папу в Авиньоне, а Англия — в Риме, что вмешалось в отношения между Клюни и зависимыми от него домами. Под воздействием напряжения некоторые английские дома, такие как монастырь Лентон в Ноттингеме, были натурализованы (Лентон в 1392 году) и больше не считались чужеродными монастырями, что ослабило структуру Клуниака.

Ко времени Французской революции монахи были настолько тесно связаны с Ancien Régime, что орден был подавлен во Франции в 1790 году, а монастырь в Клюни почти полностью разрушен в 1810 году. Позже он был продан и использовался в качестве карьера до 1823 года. Сегодня от всего монастыря осталось немногим больше одной из восьми первоначальных башен.

Современные раскопки аббатства начались в 1927 году под руководством Кеннета Джона Конанта, американского историка архитектуры из Гарвардского университета, и продолжались (хотя и не постоянно) до 1950 года.

 

Упадок аббатства Клюни

Начиная с 12 века, у Клюни начались серьезные финансовые проблемы, в основном из-за затрат на строительство третьего аббатства (Клюни III). Благотворительность, оказываемая бедным, также увеличила расходы. По мере того как в западной христианской церкви возникли другие религиозные ордена, как цистерцианцы в XII веке, а затем орден нищенствующих монахов в XIII веке, конкуренция постепенно ослабила статус и влияние аббатства. Кроме того, плохое управление имениями аббатства и нежелание его дочерних монастырей выплачивать свою долю ежегодных налогооблагаемых квот ежегодно сокращали общие доходы Клуни.

В ответ на эти проблемы Клуни привлек ссуды под свои активы, но это обременило религиозный орден долгами. В период позднего средневековья усиливались конфликты с монастырями. Это ослабление влияния было омрачено возрастающей властью Папы в католической церкви. К началу 14 века папа уже часто назначал аббатов Клюни.

Хотя монахи, которых никогда не было больше 60, жили в этот период в относительной роскоши, политические и религиозные войны 16-го века еще больше ослабили статус аббатства в христианском мире. Например, с Болонским Конкордатом в 1516 году под руководством Антуана Дюпра, Франциск I, король Франции, получил власть назначить аббата Клюни от имени Папы Льва X.

 

Разрушение аббатства

В течение следующих 250 лет аббатство так и не восстановило свою власть и положение в европейском христианстве. Как часть Ancien Régime, монастырские здания и большая часть церкви были разрушены во время Французской революции. Его обширная библиотека и архивы были сожжены в 1793 году, а церковь отдана на разграбление. Имение аббатства было продано в 1798 году за 2 140 000 франков. В течение следующих двадцати лет огромные стены аббатства были источником камня, который был использован при восстановлении города.

Хотя это была самая большая церковь в христианском мире до завершения строительства базилики Святого Петра в Риме в начале 17 века, от первоначальных построек осталось немногое. Всего уцелевшие части составляют около 10% от первоначальной площади Клюни III. К ним относятся южный трансепт и его колокольня, а также нижние части двух башен западного фасада. В 1928 году это место было раскопано американским археологом Кеннетом Дж. Конантом при поддержке Средневековой академии Америки. Разрушенные основания колонн передают размеры бывшей церкви и монастыря.

 

Влияние аббатства Клюни

Во фрагментированной и локализованной Европе 10-го и 11-го веков сеть Клуниака значительно расширила свое реформаторское влияние. Свободный от мирского и епископского вмешательства и ответственный только перед папством (которое находилось в состоянии слабости и беспорядках, с соперничающими папами, поддерживаемыми конкурирующими дворянами), Клюни, как считалось, возродил нормандскую церковь, реорганизовал королевский французский монастырь во Флери и вдохновил Сент-Данстан в Англии.

Первые заведения Клуниа предлагали убежище от беспорядочного мира, но к концу 11 века благочестие Клуниака проникло в общество. Это был период окончательной христианизации центра Европы.

Благородные и образованные настоятели Клуниака усердно работали с местными королевскими и аристократическими покровителями своих домов, занимали ответственные должности в канцеляриях и назначались в епископства. Клюни распространил обычай почитания короля как покровителя и опоры Церкви, и, в свою очередь, поведение королей XI века и их духовное мировоззрение, похоже, претерпели изменения. Позднее в Англии Эдуард Исповедник был канонизирован. В Германии проникновение идеалов Клуниака было осуществлено совместно с Генрихом III из династии Салиан, который женился на дочери герцога Аквитанского. Генрих проникся чувством своей сакраментальной роли представителя Христа в мирской сфере. Он имел духовную и интеллектуальную основу для руководства немецкой церковью, кульминацией которой стал понтификат его родственника, Папы Льва IX. Новое благочестивое мировоззрение мирских лидеров позволило укрепить движение «Божьего перемирия», чтобы обуздать аристократическое насилие.

Высокоцентрализованная иерархия Клюни была тренировочной площадкой для католических прелатов: четыре монаха Клюни стали папами: Григорий VII, Урбан II, Пасхал II и Урбан V. Упорядоченная последовательность способных и образованных аббатов, взятых из высших аристократических кругов, возглавила Клюни, и все первые шесть аббатов Клуни были канонизированы.

 

Влияние Клюни в искусстве

В Клюни центральным мероприятием была литургия. Она был обширна и красиво оформлена во вдохновляющей обстановке, отражая новую волну благочестия, ощущаемую лично. В 11 веке монашеское заступничество считалось необходимым для достижения состояния благодати, и мирские правители соревновались за то, чтобы их вспоминали в бесконечных молитвах Клуни. Это вдохновляло людей на земельные пожертвования и бенефисы, сделавшие возможными другие искусства.

 

Влияние Клюни в архитектуре — Cluny III

Быстрорастущему сообществу Клуни требовались постройки больших размеров. Примеры в Клюни глубоко повлияли на архитектурную практику в Западной Европе с десятого по двенадцатый века. Три последовательные церкви условно называются Cluny I, II и III. Строительство Клюни II, ок. 955–981 годы, начавшиеся после разрушительных венгерских набегов 953 года, привели к тому, что бургундские церкви стали иметь каменные своды. При строительстве третьей и последней церкви в Клюни, монастырь построил то, что оставалось самым большим зданием в Европе до 16-го века, когда был построен новый собор Святого Петра в Риме.

Строительная кампания финансировалась за счет ежегодной переписи населения, установленной Фердинандом I Леонским, правителем объединенного государства Леона-Кастилии, где-то между 1053 и 1065 годами (Альфонсо VI восстановил ее в 1077 году и подтвердил в 1090 году). Сумма составляла 1000 золотых ауреев, которую Альфонсо VI удвоил в 1090 году. Это была самая большая рента, которую Орден когда-либо получал от короля или мирянина, и она никогда не была превзойдена. Ежегодный грант Генриха I Англии от 1131 года в размере 100 марок серебра, а не золота, по сравнению с ним казался незначительным. Перепись населения Альфонса позволила аббату Хью (умершему в 1109 году) заняться строительством огромной третьей церкви аббатства. Когда позже выплаты в ауреях прекратились, орден Клуниаков пострадал от финансового кризиса, который нанес им серьезный ущерб во время аббатств Понса Мельгейльского (1109–1125) и Петра Достопочтенного (1122–1156). Испанское богатство, пожертвованное Клюни, предвещало подъем испанских христиан и впервые поместило центральную Испанию на большую европейскую орбиту.

 

Библиотека Клюни

Библиотека Клюни была одной из самых богатых и важных во Франции и Европе. Это была кладезь множества очень ценных рукописей. Во время религиозных конфликтов 1562 года гугеноты разграбили аббатство, уничтожив или рассредоточив многие рукописи. Некоторые из тех, что остались, были сожжены в 1790 году бунтовщиками во время Французской революции. Остальные все еще хранились в ратуше Клюни.

Французское правительство работало над возвартом этих сокровищ, в том числе тех, которые оказались в частных руках. В настоящее время они принадлежат Национальной библиотеке Франции в Париже. В Британском музее хранится около шестидесяти рукописей из Клюни.

 

Дочерние монастыри аббатства Клюни

 

 

Leave a Reply