Церкви Лиона

Церкви Лиона

Лион является третьим по величине городом во Франции и богат религиозными достопримечательностями, известными своей архитектурой или исторической значимостью. Христианские общины обосновались в Лионе еще во II веке, в то время как Лион все еще назывался Лугдунум и был частью римской галлии. Церкви Лиона являются значимым наследием города, отражая в себе богатую историю и являясь знаком процветания Лиона. 

Церкви Лиона:

 

Самые значимые церкви Лиона:

Église Saint-Georges

Церковь Сен-Жорж (Église Saint-Georges) расположена на берегу реки Соны в самом туристическом районе Лиона — «Старом Лионе» (Vieux Lyon). Именно она украшает большую часть фотографий и открыток с видами Лиона:

Церкви Лиона, лучшие достопримечательности Лиона. Лучший путеводитель по городу Лион

Эта церковь имела богатую историю. Первоначальный храм на этом месте был построен в 550 году, разрушен около 732 года и восстановлен в 802 году, а в какой-то момент даже использовался как сарай для сена. Церковь Сен-Жорж была восстановлена в конце 19-го века Пьером Боссаном в неоготическом стиле. Архитектор также разработал мебель, которую вы можете увидеть внутри. Еще одна достопримечательность внутри церкви — алтарь 16-го века с изображением коронации Богородицы.

  • Часы работы: ежедневно с 8 утра до 6 вечера
  • Quai Fulchiron, Lyon

Собор Святого Иоанна Крестителя в Лионе

Cathédrale Saint-Jean-Baptiste de Lyon — романский и готический собор XII века, строительство которого заняло свыше четырех веков. Собор Сен-Жан-Батист де Лион славится своими красивыми оригинальными витражами. Впрочем, интерьер собора не такой впечатляющий, как архитектура снаружи. Тем не менее, его хвалят за его простоту и чувство аскетизма, которое он вызывает.

Кафедральный собо Сен-Жан в Лионе

Если вы решитесь посетить Святого Иоанна Крестителя, обязательно дождитесь боя его астрономических часов, которые срабатывают каждый день в полдень, в два, три и четыре дня: их  движущиеся фигуры изображают сцену Благовещения.

  • Часы работы: пн-пт с 8:15 до 19: 45, суббота с 8:15 до 19:00, вс с 8:00 до 19:00.
  • 70 Rue St. Jean, Lyon, +33 478 547 621

Наверх

Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер

Базилика Девы Марии Фурвьер (Basilique Notre Dame de Fourvière), построенная в 19 веке на частные средства, расположена на вершине холма Фурвьер, а с ее Северной башни открывается панорама Лиона в 180 градусов.

Холм Фурвьер, посвящённый Деве Марии с XII века, известный лионцам как «Холм молитв», является выдающейся достопримечательностью города. Религиозные сооружения были построены на месте древнего Форума Траяна (Forum Vetus), от которого он и получил своё название. Этот культурно-исторический комплекс, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, занесён в дополнительный список исторических памятников.

Lyon - Basilique Notre-Dame de Fourvière_Церкви Лиона, лучшие достопримечательности Лиона. Лучший путеводитель по городу Лион

В 1168 году каноник Святого Иоанна Оливье де Шаванн построил на вершине холма Фурвьер часовню, посвящённую Деве Марии. Десять лет спустя епископ Лиона, узнав об убийстве архиепископа Кентерберийского святого Фомы Бекета, освятил часовню в его честь. Эти часовни были разрушены и восстановлены. Старая часовня была снесена в 1562 году во время Религиозных войн, а затем восстановлена.

В 1643 году, когда в регионе свирепствовала чума и Лиону угрожала опасность, городские старосты поклялись ежегодно подниматься на Фурвьер, если эпидемия прекратится. Их желание было исполнено, и с тех пор ежегодно 8 сентября в присутствии мэра Лиона, который символически вручает архиепископу Лиона золотой щит, совершается благословение города. Благословение сопровождается тремя пушечными выстрелами.

В середине XVIII века архитектор Фердинанд Демонс добавил к часовне Девы Марии четыре пролета и ризницу. Параллельно с часовней Святого Фомы она стала такой же длины. Две часовни были соединены между собой внутренними арками. В 1790 году часовни были проданы в национальное достояние. В 1805 году они были вновь открыты для богослужений Пием VII.

Внутри до сих пор сохранилась позолоченная деревянная отделка в стиле постбарокко. Этот алтарный образ с двумя ангелами, подающими венец Девы Марии Богу, внесен в список исторических памятников.

Над алтарём можно увидеть деревянную фигуру Богоматери Доброго Совета, датируемую XVIII веком, и витраж работы Бегюля, изображающий Обет олдерменов, созданный в 1882 году. В хоре часовни Святого Фомы Кентерберийского находится витраж работы Тибо с изображением Богоматери Милосердия, датируемый 1840 годом. На южной стене находится экс-вото, посвящённое лионскому наводнению 1840 года.

Базилика в Лионе - Церкви Лиона, лучшие достопримечательности Лиона. Лучший путеводитель по городу Лион

В 1830 году обветшалая колокольня была снесена. Тогда было решено её восстановить и увенчать монументальной полихромной фигурой Богоматери в стиле Ренессанса работы скульптора Жозефа Фабиша. Золотая Богоматерь, венчающая новую колокольню, была торжественно открыта 8 декабря 1852 года. В тот же вечер жители Лиона спонтанно решили зажечь фонари в своих окнах. Этот жест вдохновил на создание иллюминации 8 декабря (ссылка на план освещения). Отреставрированная позолоченная бронзовая статуя имеет высоту 5,60 м и весит более 3 тонн.

Новое здание базилики

На протяжении веков паломники стекались к святилищу, и оно стало слишком тесным. Чтобы вместить всё больше людей, начиная с XIX века, начали появляться проекты. В конечном итоге, несмотря на все споры, был выбран проект Пьера Боссана. Строительство нового здания началось только после 1870 года. Так началось грандиозное строительство базилики.

Пьер Боссан вдохновлялся византийским искусством, с которым познакомился во время посещения кафедрального собора Палермо. Это разнообразное сочетание стилей — византийского, романского и готического — сделало её самобытным архитектурным произведением, не вписывающимся ни в одну классическую школу.

В то время бушевала война с Пруссией, и Лион находился под угрозой. Монсеньор Жинуйак, тогдашний архиепископ Лиона, дал обет: базилика будет построена, если Лион не будет захвачен. Пруссаки остановились в Нюи-Сен-Жорж.

Строительство базилики

Это монументальное сооружение возвышается подобно крепости на вершине холма Фурвьер, словно взирая на город. Первый камень был заложен в 1872 году. Этот камень, украшенный лилиями и благословлённый Пием IX, можно увидеть у подножия лестницы, у основания фасада. Руководство строительством было поручено архитектору Жану Перрену, известному как Сент-Мари-Перрен, в то время как Пьер Боссан работал над всеми скульптурными украшениями и иконографией.

Этот гигантский проект длился двадцать четыре года, и последний камень был заложен только в 1884 году. Здание было освящено в 1896 году, а в 1897 году возведено в ранг базилики. После Жозефа Кастекса, Жана-Батиста Ларриве и Луи Бертолы настенную отделку и скульптуры выполнил Жозеф Беллони, работавший над этим проектом более двадцати лет. Особого внимания заслуживают фриз над входной дверью, «Давид и Голиаф» и «Суд Соломона на Башне Правосудия», декор южной стены и барельефы северной стены. Часть внешней отделки ещё не завершена.

Фасад храма

Главный фасад базилики обращён на запад, а апсида – на восток, согласно традиции. Ширина этой церкви Лиона составляет 35 м, а длина – 86 м.

Четыре её восьмиугольные башни с зубцами, каждая высотой 48 м, символизируют главные добродетели. Стойкость и Справедливость изображены на фасаде, а Благоразумие и Умеренность доминируют над внешним двором. Именно с последней, поднявшись по 287 ступеням, можно попасть на террасу Сен-Мишель, откуда открывается панорамный вид на Лион и Альпы. Отсюда также можно увидеть на апсиде статую Святого Михаила Архангела, поражающего дракона, работы скульптора Мильфо.

Арки портика поддерживают четыре гранитные колонны из карьеров Бавано, близ озера Маджоре. Скульптор Мильфо также спроектировал галерею ангелов-кариатид, расположенную над арками. Треугольный фронтон, напоминающий об обете олдерменов добиться прекращения чумы в 1643 году, – работа Шарля Дюфрена. Поднявшись по двадцати двум ступеням портика, вы попадаете к бронзовой двери, спроектированной архитектором Сент-Мари-Перреном, на которой изображены Ноев ковчег и Ковчег Завета.

Интерьер

Входя в верхнюю церковь, поражаешься её размерами и разнообразием убранства, яркими витражами и поразительно блестящей золотой мозаикой. На стенах высечены названия всех приходов, участвовавших в строительстве этой базилики.

Lyon - Basilique Notre-Dame de Fourvière_Церкви Лиона, лучшие достопримечательности Лиона. Лучший путеводитель по городу Лион

Базилика разделена на три больших нефа по ширине и три продольных, перекрытых стрельчатыми арками. Три нефа увенчаны тремя куполами с тремя группами изображений, представляющих отношения Марии с Троицей. Всю базилику поддерживают шестнадцать полихромных колонн – монолитов из Сьекса – на основаниях из каррарского мрамора, сгруппированных попарно.

Алтарь возвышается на восемь ступеней. Десять крылатых ангелов на золотой мозаике окружают дарохранительницу. Над ней находится статуя Девы Марии работы Мильфо из каррарского мрамора. Апсида, освещённая семью высокими витражами, украшена пятью витражами по рисункам Гаспара Понсе. Остальные шесть главных витражей – работа Декота, ученика Гюстава Моро.

В восьми часовнях можно полюбоваться произведениями Ларриве, Кастекса, Мильфо, Пюэша, Дюфрена, Беллони и Гийома, которые отличаются большим разнообразием.

От этой церкви Лиона туристы могут прогуляться до садов Розье, откуда также открываются живописные виды Лиона. Базилика построена в романском и византийском стиле по проекту архитектора Пьера Боссана, который спроектировал церковь Сен-Жорж. Храм обязательно нужно посетить из-за богато украшенного интерьера, его витражи и мозаика действительно являются чудом.

  • Часы работы: ежедневно с 7 утра до 7 вечера
  • 8 Place de Fourviere, Лион

Наверх

Церковь Св. Низье

Строительство церкви Сен-Низье (Eglise St Nizier) восходит к V веку. В течение столетий храм был несколько раз подожжен и разорен. Здание этой церкви Лиона, которую мы видим сейчас, было закончено уже в 16 веке в готическом стиле.

Церквь Сен-Низье не столь впечатляюща, необычна или грандиозна, как другие церкви Лиона выше. Но этот храм прост, аутентичен и отлично подходит для посещения для успокаивающей и красивой воскресной мессы.

Церковь Св. Низье в Лионе

История церкви Сен-Низье

Церковь Сен-Низье, расположенная в самом сердце Прескиля, является одной из старейших церквей Лиона, если верить легенде. Сен-Низье, епископ Лиона с 553 по 573 год, был похоронен в этой церкви, по словам его племянника Григория Турского, которая была посвящена ему после того, как вокруг его могилы возник культ. Происхождение этой церкви Лиона, как и ранние этапы её строительства, изучены недостаточно. Хотя строительство, вероятно, началось в конце XIV века, церковь Сен-Низье была окончательно завершена лишь в XIX веке. Наличие двух башен делает её уникальным сооружением в Лионе.

Происхождение церкви Сен-Низье

Происхождение церкви Сен-Низье восходит к ранним временам христианства и связано скорее с традицией, чем с исторической достоверностью.

Одна из легенд гласит, что на её месте находилась первая святыня Девы Марии, построенная святым Потином. Другая связана с волной гонений, обрушившихся на христиан в Лионе в 177 году. Епископ Григорий Турский был первым, кто упомянул об этом: после смерти эти христианские мученики видели, как их тела в течение шести дней были выставлены напоказ, сожжены, а прах развеян или брошен в Рону. По словам епископа, мученики явились христианам и попросили их забрать их прах. Затем прах был помещен под алтарь в церкви, возможно, в Сен-Низье. Предание, на которое, в частности, ссылался Адон Венский в IX веке, предполагает, что святой Евхер стоял за строительством этой церкви, известной как «Церковь Святых Апостолов и 48 мучеников».

Григорий Турский также упоминает, что его дядя, епископ Ницье, похоронен в этой церкви Лиона вместе со святыми Рустиком, Вивентиолом, Сакердосом и Приском, а также епископом Арля.

У его гробницы происходили чудеса, что положило начало культу святого Ницье. В VI и VII веках в этой церкви хоронили епископов города. Наличие гробниц епископов — один из элементов, подтверждающих гипотезу о существовании на этом месте соборной группы.

В 1251–1252 годах каноники церкви получили от папы Иннокентия IV буллу, в которой утверждалось, что первоначальный собор, а также первый алтарь, посвящённый Деве Марии, датируемый святым Потином, стояли на месте нынешней церкви. К этому времени аббатство, которое, как мы уже говорили, не было подчинено обету бедности, накопило огромные богатства, что вызвало гнев вальденсов, подожгших его в 1253 году.

Строительство церкви Сен-Низье

Хотя о первой церкви Лиона, будь то её планировка или местоположение, известно немного, история современной церкви может быть датирована началом XIV века. 25 марта 1306 года архиепископ Лиона Луи де Виллар учредил Сен-Низье как коллегиальную церковь и учредил капитул из 16 каноников, ответственных за приход Прескиль. Клуатр церкви расположен к югу от церкви и простирается до улицы Пулейери. Этот фундамент был заложен в 1308 году по просьбе капитула Сен-Жана, который пожелал принять участие в этом процессе. Во время церемонии конфирмации были обнаружены гробницы епископов VI и VII веков.

Реконструкции церкви

Ветхое состояние церкви к XV веку привело к серии реконструкционных проектов. 15 октября 1434 года консульство разрешило строительство за свой счёт новой колокольни (нынешней Северной башни) взамен старого крыльца. В 1452 году капитул собора Сен-Жан разрешил каноникам Сен-Низье добывать известняк (коины) в Фурвьере для фундамента этой колокольни, которую можно увидеть и сегодня. Её строительство продолжалось более 30 лет, с 1450 по 1481 год, когда старая колокольня была разрушена. Она служила городской звонницей.

Параллельно со строительством колокольни был перестроен неф, а затем и первые боковые часовни, соответствующие первым трём пролётам нефа. В XVI веке неф был расширен и частично покрыт крышей, как и хоры. Решение о строительстве портала было принято в 1538 году.

В 1562 году, когда барон дез Адре в сопровождении протестантских войск вступил в город и разграбил его, церковь Сен-Низье не была достроена и, как и многие церкви Лиона, подверглась нападению мародёров: церковь была сильно повреждена, а гробницы и останки епископов, включая Сен-Низье, были разграблены.

В 1578 году архитектору Жану Валле было поручено возобновить строительство церкви по первоначальному проекту. Жан Валле, вероятно, также является автором фасада в стиле ренессанс, который мы видим сегодня.

Экстерьер храма

Самая характерная особенность церкви Сен-Низье — две асимметричные башни, уникальные для Лиона. Первая, левая, датируется XV веком. Она увенчана крышей из красной черепицы и украшена часами с двумя колоколами. Вторая, правая, датируется XIX веком. Она немного выше первой и увенчана шпилем, высеченным из известняка и украшенным розеткой, которая перекликается с часами в северной башне.

Эти две башни обрамляют внушительный портал в стиле Ренессанса. В центре находится большая дверь с латинской надписью над ней: «В храме Его все возвещают Его славу». С обеих сторон она окружена двумя колоннами и нишей, пустой, но изначально предназначавшейся для статуи.

Два латинских текста, которые можно увидеть у основания каждой из ниш, воссоздают: один из них — дарование десяти заповедей Моисею (слева), а другой — притчу о плохих виноградарях (справа).

В этом ансамбле доминирует свод в форме тупого угла, который помогает определить визуальный облик церкви Сен-Низье. Он украшен кессонным декором из херувимов и роз, а в замковом камне – изображением Бога-Отца. Над сводом возвышается фронтон в неоготическом стиле с четырьмя статуями: внизу – Сен-Низье, затем, поднимаясь выше, – Святая Анна (слева) и Святой Иоаким (справа), все три – работы скульптора Жозефа-Юга Фабиша, и, наконец, наверху – Богоматерь с благословляющим младенцем Иисусом работы Жана-Мари Боннасьё. В центральной части фронтона виден эркер, выходящий в неф, и ажурное двойное окно.

  • Часы работы: вт-вс с 8 до 20, понедельник с 14 до 18
  • 1 Rue Saint-Nizier, Lyon

Basilique Saint-Martin d’Ainay

В историческом центре Лиона, расположенном между двумя реками, находится романский бенедиктинский храм — базилика Святого Мартина д’Энай. Ее архитектура не очень примечательна и представляет собой смесь дороманского, романского и готического стилей. Тем не менее, базилику стоит посетить, так как это одна из старейших церквей Лиона, построенная в 1107 году и ставшая иллюстрацией того, какое важное значение в то время имела оборонительная функция, даже у церквей!

Во время французской революции церковь использовалась как зернохранилище, что, несомненно, спасло д’Энай от разрушения. Церковь была отреставрирована и расширена в XIX веке в стиле романского возрождения, как она и выглядит сегодня.

File:Basilique Saint-Martin d'Ainay I.jpg

История церкви

Эта церковь аббатства была основана в V веке, в эпоху раннего Средневековья. Монахи основывали свою работу на сочинении Григория Турского.

Как свидетельствуют многочисленные мозаики, найденные на месте монастыря, в древности на этой территории существовало богатое поселение. Обнаружение в 1830 году саркофагов эпохи Меровингов на месте бывшего монастыря Эне под нынешней часовней аббатства Святого Иосифа позволяет предположить, что первое здание существовало ещё в эпоху Меровингов. Часовня Сен-Бландин, несомненно, является ее древнейшей частью.

Её существование даже засвидетельствовано в IX веке документом, написанным королём Карлом Прованским в 859 году при архиепископе Орельене, настоятеле королевского монастыря Эне, который в то время лежал в руинах. Позже этот монастырь был возведён в ранг аббатства. Это здание, представляющее собой реликварий, датируемый 1000 годом, как, по-видимому, свидетельствуют последние археологические раскопки, несколько раз перестраивалось.

Основные работы были проведены в конце XI века по желанию отца аббата Госерана для строительства церкви аббатства в форме базилики. Орельен, тогдашний епископ Лиона, решил основать на этом месте аббатство. Он решил привлечь монахов-бенедиктинцев из Бонневаля, которые прибыли в Лион со своими реликвиями и традициями поклонения Святому Мартину, в честь которого и была названа церковь. Таким образом, к X веку в аббатстве насчитывался 21 монах.

Архиепископ Кентерберийский, сосланный королём Англии, остановился в Эне в 1100 году. Именно под его влиянием монахи Эне освятили алтарь Зачатия Пресвятой Богородицы – первый известный знак лионского культа Непорочного Зачатия Девы Марии.

В эпоху Возрождения монастырь обладал значительными постройками. Его аббат, назначаемый королём, имел дворец, а около 30 монахов жили в клуатре с садом и виноградником. Хотя духовное положение монастыря было не блестящим, культ Лионских мучеников начал развиваться, что привело к соперничеству за влияние с церковью Сен-Низье, управляемой канониками, которая ранее практиковала этот культ.

Упадок

В XIV веке свирепствовала чума, создав для Лиона драматическую ситуацию. Аббатство пришло в упадок, хотя в нём всё ещё жило около пятидесяти монахов. В 1312 году Филипп Красивый включил Лион в состав Королевства. В то время как Лион, начиная с XV века, стал быстро развивающимся финансовым и торговым центром, аббатство находилось в состоянии застоя. Романская часовня, посвящённая «Зачатию Девы Марии», находилась в плачевном состоянии. Её реставрацией занялся монах-кормилица аббатства, происходивший из богатой семьи. По случаю своей свадьбы с Марией Медичи в 1600 году Генрих IV останавливался в аббатстве, но церемония бракосочетания прошла в Лионском соборе.

В XVI веке, в период расцвета аббатства, введение «комменды», означавшей контроль короля над аббатством, поскольку он сам назначал аббатов, а затем захват Лиона бароном дез Адре, имело катастрофические последствия для аббатства. Здания были сильно повреждены, а архивы почти полностью уничтожены.

В XVII веке аббатство постепенно пришло в упадок. То, что осталось от зданий и земли, стало собственностью коллегии каноников. Часовня стала приходской церковью, заменив старую приходскую церковь Сен-Мишель, разрушенную в XVIII веке. В XVIII веке каноники продали прилегающие земли под застройку.

От этого комплекса сохранилась только приходская церковь Сен-Мартен, к счастью, сохранившаяся во время Революции, поскольку в эти трудные годы и до 1802 года она служила зернохранилищем для корма скота, когда снова смогла принять верующих.

  • Часы работы: пн-сб с 8:30 до 12:00 и с 14:30 до 18:00; Вс с 8:30 до 12:00
  • 11 Rue Bourgelat, Lyon

Наверх

Église Saint-Bonaventure

В центре Прескиля, на углу улиц rue de la République и rue Grenette, стоит церковь Сен-Бонавентура. Её открытие не вызывает особого удивления: она не вписывается в окружающий ландшафт; более того, она невысокая, довольно скромная, лишена каких-либо выдающихся деталей. Если обойти её вокруг, при внимательном рассмотрении можно заметить несколько более изысканных деталей, но первоначальное впечатление сохраняется.

Экстерьер церкви

Фасад с тремя порталами и богато декорированными пилястрами, примыкающими к голым поверхностям, удивляет своим внешним видом. Из всего здания именно эта часть наиболее пропитана готическим стилем, но обладает уникальными особенностями, делающими её поистине самобытной. Центральная часть построена по принципу строгой симметрии, по обе стороны от оси, обозначенной тремя перекрывающимися нишами: в самом низу – портал главного входа, выше – большое окно-розетка, а ещё выше – круглое окно, увенчанное пинаклем. Фасад организован вокруг этой оси: по обе стороны элементы (порталы, ниши, пилястры, балюстрады) парами перекликаются друг с другом. Благодаря изысканному стилю порталы не только перекликаются друг с другом, но и сами симметричны.

Многие детали предвещают скорую смену эпох. На правой стороне фасада некоторые пинакли незакончены: они украшены грубыми камнями, которые должны были стать фиалами, но так и не были обработаны и остались лишь в черновом варианте. Большое окно-розетка напоминает (хотя и меньше) своё современника в Примациале Сен-Жан: круговые фигуры тангенциально окружают центральный круг, каждый из которых укреплён ажурным узором. Многие другие декоративные детали свидетельствуют о стиле «районнант».

Но по-настоящему изысканные детали встречаются редко и сгруппированы в нескольких точках. Кроме того, очевидно, что фасад украшен очень скудной резьбой, несомненно, из соображений экономии.

Середина XIV века, период Столетней войны, была обременена денежными потерями. Боковые стены этой церкви Лиона подтверждают впечатление, оставленное фасадом: орнаменты на них немногочисленны и сгруппированы вокруг ниш и порталов. Самый изысканный из них выходит на западную сторону: своим двойным фронтоном и пинаклями он напоминает фасад.

Апсида, пронизанная высокими, узкими стрельчатыми нишами, создаёт чёткую вертикальную направленность. Похоже, это самая старая часть церкви. Что касается колокольни, она менее изысканна и более поздняя: её фасады гладкие и глухие, за исключением самой вершины, где полукруглые ниши выделяются в этом готическом ансамбле.

Интерьер церкви

Внутреннее убранство церкви демонстрирует большее стремление к качеству и представляет больший интерес. Стиль всё ещё готический, но он выглядит менее поздним и более чистым. Центральный неф, высокий, как и предполагает фасад, обрамлён двумя значительно более низкими нефами, которые, в свою очередь, обеспечивают доступ к боковым часовням. Небольшая средняя высота здания уменьшила нагрузку на колонны. Их удалось сделать тоньше и уменьшить количество. Своды обрамлены типичными готическими ребристыми балками в весьма классическом стиле. Некоторые боковые часовни имеют сложную кровлю.

Наконец, разница в высоте между центральным нефом и другими пролётами позволила создать проёмы, освещающие самые высокие своды, практически невидимые с земли. В результате в этой церкви Лиона царит удивительная полумрак: даже использование готического стиля не позволило добиться более обильного освещения нефа (хор получился лучше). Готический дух, обеспечивающий проникновение гораздо большего количества света, здесь практически не заметен.

Мимоходом отметим витражи, пострадавшие от превратностей истории. Последним из таких капризов стало взрывное разрушение мостов через Рону в 1944 году: лишь очень немногие витражи были восстановлены или сохранены.

История церкви

Прибыв в Лион в начале XIII века, монахи-францисканцы получили от сенешаля Гроле участок земли в этом тогда отдалённом, но перспективном районе. Они построили там монастырь и новую церковь, несколько раз освящённую в период с 1327 по 1338 год. Основывая её, они и представить себе не могли, с какими взлётами и падениями ей предстоит столкнуться: её выгодное местоположение будет предметом ожесточённых споров в последующие столетия.

Расширившись в XV веке, церковь Святого Бонавентуры стала церковью Корпоративных Братств, которые финансировали строительство с 1471 по 1625 год нескольких, зачастую сложных часовен (включая часовню Святой Женевьевы). Союз с братствами обеспечил этой церкви Лиона финансовую безопасность, но втянул её в конфликты, не всегда носившие религиозный характер. Так, в 1529 году он был опустошен бунтом.

В 1562 году, во время Религиозных войн, он был опустошен солдатами барона дез Адре: алтари были опрокинуты, часовни разграблены, а реликвии сожжены. Восстановление потребовало нескольких крупных вмешательств между концом XVI и концом XVIII веков.

Затем пришла буря в виде Французской Революции. Декретом Законодательного собрания 1790 года монахи были изгнаны; Они покинули церковь в 1791 году, «через 569 лет после постройки церкви, через 460 лет после её основания». 4 августа 1792 года новый указ постановил продать монастырские дома как национальное достояние.

4 сентября 1796 года продажа была окончательно завершена, и начался снос монастырской собственности. Монастырь был продан, снесён, а сады превращены в общественные места; весь комплекс исчез. После деконгрегации церковь использовалась в различных мирских целях: как склад досок, затем как соломы (и какое-то время как навоза); как биржа пшеницы; а затем как караульное помещение. После падения Конвента она ещё несколько раз переоборудовалась, в частности, как мастерская и гараж для пожарной машины. Наконец, в 1806 году она была восстановлена ​​и возвращена для богослужений.
Наверх

Церковь Сен-Жюст

Нынешняя церковь «Сен-Жюст» или «Сен-Жюст и Маккавеи», расположенная на месте бывшего римского некрополя, заменяет церковь, разрушенную протестантами в 1562 году и расположенную на месте нынешнего археологического сада Сен-Жюст на rue des Macchabées.

Первоначально посвящённая братьям Маккавеям, еврейским героям II века до н. э., церковь получила название Сен-Жюст. На этом месте располагалось несколько святилищ. В V веке на этом месте была возведена базилика.

Расширенное в VI веке, это здание было полностью перестроено в XII и XIII веках.

После разрушения монастыря в ночь с 30 апреля на 1 мая 1562 года, а затем и церкви в сентябре войсками барона дез Адре, каноники капитула Сен-Жюста решили восстановить свою коллегиальную церковь на месте нынешней церкви, укрывшись за городскими стенами.

Кто такой был святой Жюст?

Жюст был тринадцатым епископом Лиона.

Вскоре после Валенсийского собора 374 года и Аквилейского собора 381 года, в которых он участвовал, он отправился в изгнание в пустыню Скет в Египте, отказавшись от епископских регалий после того, как у ворот его собора был расстрелян безумец, за что он себя считал ответственным.

Он умер в Египте несколько лет спустя. Жители Лиона забрали его тело вместе с телом его верного клирика Виатора и вернули их в Лион. Он был похоронен в мавзолее в большом некрополе Сен-Ирене-Сен-Жюст, на месте нынешнего археологического сада на rue des Macchabées.

Строительство церкви

Строительство изначально велось относительно быстро: каноники совершали богослужения на Рождество 1565 года. Несмотря на то, что церковь не была завершена, она была освящена в 1591 году монсеньором д’Эпинаком.

Работы продолжались долго, поскольку здание оставалось без апсиды и фасада более семидесяти лет из-за нехватки средств.

Хор был завершён в 1661 году, а фасад и коринфские пилястры нефа были спроектированы Фердинандом Деламонсом. Эта работа была завершена в 1711 году. Этот архитектор, родившийся в Мюнхене и умерший в Лионе в 1753 году, также построил дом Толозан, где работал с Суффло, и часовню Святой Троицы для иезуитов.

К сожалению, Революция нанесла зданию огромный ущерб, в результате чего, среди прочего, были уничтожены феодальные символы. Капитул был упразднён в 1791 году и стал приходской церковью, к которой были добавлены Нотр-Дам-де-Фурвьер и часовня Сен-Рош-де-Шулан.

Лишь в 1830 году была проведена реставрация , а отделка завершена Жозефом-Жаном-Паскалем Гэем, городским архитектором Лиона, а впоследствии директором Школы изящных искусств. Архитектор Клод Антельм Бенуа, которому мы обязаны алтарём церкви Сен-Жюст, руководил многочисленными реставрациями таких церквей, как Сен-Поль, Сен-Бонавентура, Сен-Низье и Сен-Мартен д’Эне.

Скульптор XIX века Жан-Франсуа Лежандр-Эраль установил статуи Святого Иринея и Святого Жюста по обеим сторонам фасада в 1828 году.

Интерьер церкви

Внутри здания были отреставрированы витражи и росписи. Среди картин хора выделяются «Благовещение» Гиацинта Коллена де Вермона (1735), «Поклонение волхвов» Бона де Булоня и «Рождество» Гуго Таравала – все работы мастеров XVIII века. В самой церкви можно увидеть работы лионских мастеров XIX века, такие как «Христос и самаритянка» Жено и «Сен-Жюст» Ж.-Л. Ласкурия.

Коллекция витражей представляет собой прекрасное собрание лионского витражного искусства XIX века, включая работы Лесура, Брюн-Бастенера, Жентеле и Годара, Баррелона и Вейра, Дюфетра, а также работы начала XX века из мастерской Нико.

  • 41, rue des Farges

Наверх

Церковь Сен-Ирен

Церковь Святого Иринея с её криптой – старейший действующий религиозный памятник Лиона. Крипта, тесно связанная с зарождением христианства в Лионе, хранила тела двух мучеников – первых христиан, гонимых в Лугдунуме, а также святую Ирину. История не пощадила это здание: разрушенное в смутные времена раннего Средневековья, разграбленное протестантами и разрушительное воздействие времени, оно каждый раз восстанавливалось. Последняя реставрация/реконструкция, проведенная в XIX веке, подарила нам церковь в том виде, в каком мы её знаем сегодня.

История, связанная с истоками христианства

Возникновение церкви Святого Иринея тесно связано с истоками христианства. Во время гонений 177 года было убито около сорока мучеников, включая епископа Потина (первого епископа Лиона) и рабыню Бландину, а несколько месяцев спустя – Александра (грека-христианина) и Эпиподия (галло-римского христианина). Тела последних двух были погребены в некрополе Триона, который тогда находился на месте нынешней церкви.

Дата и обстоятельства смерти святого Иринея, богослова и второго епископа Лиона, остаются неизвестными. Предполагается, что он умер в конце II или начале III века.

Именно культ мощей Александра и Эпипода привёл к строительству первой церкви в V веке над склепом, где были захоронены их тела. Об этой первой церкви известно мало, поскольку раскопки проводились редко.

Около 450 года епископ Пасиан возвёл эту первую церковь на месте обширного некрополя Триона. Это была кладбищенская базилика (построенная на кладбище), посвящённая святому Иоанну, арка и перемычка которого до сих пор сохранились на северной стене нынешней церкви. Самое раннее достоверное свидетельство об этой первой церкви принадлежит Григорию Турскому, который между 552 и 563 годами сообщает, что тело святого Иринея покоилось там, в склепе, в окружении останков мучеников Эпиподия и Александра.

Начиная с VIII века, эта церковь, которая вскоре получила имя Святого Иринея, претерпевала многочисленные разрушения и перестройки. В следующем столетии церковь была перестроена в соответствии с обычаями того времени: с IX века стало принято различать верхнюю церковь, предназначенную для приходских служб, и нижнюю, отведенную для погребения.

Церковь Св. Иренея с XVI по XIX век

До XVI века церковь оставалась неизменной, но в ночь с 30 апреля на 1 мая 1562 года, в разгар Религиозных войн, барон дез Адре, возглавлявший тогда протестантскую армию, захватил город и начал волну грабежей, уничтожившую значительную часть христианского наследия Лиона. Церкви Лиона, монастыри и аббатства были разрушены или опустошены. Церковь Св. Иренея не избежала разрушений: крипта была разграблена, реликвии осквернены, колонны и столбы вырваны, а украшения уничтожены. Верхняя церковь была почти полностью разрушена, а мощи святых разбросаны где попало. Церковь была восстановлена ​​практически в том же виде в 1584 году, но крипта была восстановлена ​​только в XVII веке. Затем кости были помещены в костницу, которую можно увидеть и сегодня.

Во время Революции капитул был распущен, а здания были сданы в аренду или проданы. Затем церковь служила сеновалом, а крипта была занята горожанами во время осады Лиона в 1793 году.

Подписание Конкордата 1801 года, восстановившего религиозный мир, позволило вновь открыть церковь Святой Иренеи для богослужений в 1802 году. Её обветшалое состояние (крыша обрушилась через шесть месяцев после открытия) и слишком малые размеры для размещения постоянно растущего населения привели к серии реставраций и даже реконструкций, начавшихся в 1824 году.

  • 51 Rue des Macchabées, 69005 Lyon

Наверх

 

Другие церкви в Лионе:

Grand Temple de Lyon

Эта церковь в Лионе была выполнена по проекту протестантского архитектора Гаспара Андре. Во второй половине дня по воскресеньям здесь проводятся службы. Церкви принадлежит весьма обширная библиотека, в которой собраны значимые книги, материалы и документы 19-го века.
Наверх

Notre-Dame de Saint-Vincent

Церковь Сен-Винсен была постоена архитектором L. Roux во второй половине 18 века, в период возрождения классического стиля в архитектуре. В интерьере церкви, напротив, доминируют романский и готический стили. Интерьер сохранился со времен постройки, а фасад был изменен в 19 веке.
Наверх

Saint Bruno des Chartreux

Это церковь в стиле барокко, построенная в 1736 году. Часовня была построена по проекту Жана Миньяна, а после перепланирована Жаном Деламонсом. Барочный фасад церкви был выполнен архитекторами Боссаном и Сан Мари Перрин в 1871 году. Церковь является шедевром барочной архитектуры.
Наверх

Saint Polycarpe

Церковь св. Поликарпа отличается от других впечатляющим фасадом, спроектированным архитектором Лойером в 18 веке. 4 неизменные коринфские колонны окружают массивную дверь. Церковь выполнена в стиле барокко. Ее реставрировали после Французской революции и немного увеличили в 19 веке.
Наверх

Chapelle de la Trinité

Первоначальная постройка Chapelle de la Trinité (часовня Троицы) была создана в 1717 году в виде комбинации классического и барочного стилей. После 10 лет реставрационных работ, часовня вновь открыта для публики. Ее богатый интерьер сделан в сдержанных тонах. Теперь часовня служит местом проведения фестивалей и культурных мероприятий.
Наверх

Temple Lanterne

Храм Lanterne  был сделан архитектором Манлиусом Байли в 1857 году. Храм может похвастаться красивыми органом работы Джозефа Мерклина (1891 год). Теперь здесь проводятся многочисленные культурные мероприятия и концерты известных исполнитетей.
Наверх

Церкви Лиона на карте города:

 


 

Другие достопримечательности Лиона:

Наверх

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.