Маршрут по Лиону — район Прескиль (PRESQU’ILE) — проведет вас через одну из самых красивых и величественных частей города. Это будет довольно комфортная прогулка, так как Прескиль плоский. В процессе прогулки вы можете сделать перерыв в одном из многочисленных местных ресторанчиков: именно тут их больше всего на любой вкус!
Район Прескиль
С галло-римской эпохи до XVIII века Прескиль заканчивался на юге на уровне улиц Remparts d’Ainay и Bourgelat, а на севере – в районе Terreaux. Сегодня он включает в себя, в пределах сектора ЮНЕСКО с севера на юг, районы Терро, Сен-Низье, Корделье, Гроле, Якобинцы, Белькур, Эне и Перраш. Это один из самых интересных районов Лиона с точки зрения архитектуры XVIII и XIX веков.
С VI по IX века город утратил свое политическое значение, пережил депопуляцию и превратился в довольно безлюдную территорию. Именно мост через Сону, известный как «Пон-де-Пьер», построенный в 1077 году, вдохнул новую жизнь в Прескиль.
В XIII веке строительство прочного моста через Рону позволило городу развить и расширить торговлю с Италией. Экономическая жизнь теперь была сосредоточена на Прескиле, в то время как на правом берегу Соны сосредоточилась религиозная власть.
В эпоху Возрождения, в начале XV века, благодаря лионским ярмаркам, город постепенно приобрел европейское значение. Именно итальянцы, освоившие новые платежные средства (векселя), способствовали развитию экономики и торговли на Лионской площади. Город стал космополитичным и привлекал, например, большое количество испанцев и немцев. С 1743 года, благодаря Бартелеми Буйеру, в Лионе развилось книгопечатание, вдохнувшее новую жизнь в Прескиль. К 1500 году в городе насчитывалось 50 типографий. П
роизводство шёлка зародилось в XVI веке в Прескиле, в Сен-Жорже на правом берегу Соны, а позднее на склонах Круа-Русс. Это была эпоха текстильной промышленности «Grande Fabrique» до 1880 года. И, наконец, постепенное создание новых, более широких улиц, коренным образом изменивших общественную жизнь. Эти важные работы были завершены префектом Ваиссом в эпоху Второй империи.
Главные достопримечательности Прескиля
В первую очередь не пропустите:
- Hôtel de Ville (Ратуша)
- Опера
- Place des Terreaux
- Musée des Beaux-Arts (Музей изящных искусств, 2-й после Лувра!)
- rue de la République
- église Saint-Nizier
- musée de l’Imprimerie
- Palais du Commerce
- Théâtre des Célestins
- Hôtel-Dieu
- Place Bellecour и place Poncet
Маршрут по району Прескиль
Маршрут по Лиону: достопримечательности района Прескиль:
01 — Place Bellecour
Вы находитесь рядом с туристическим офисом Большого Лиона, на знаменитой площади Белькур, одной из крупнейших площадей Европы (6 гектаров). Она была разбита в начале XVII века. Эта площадь, символ Старого режима, была разрушена во время Революции. Это единственный пример разрушения городской площади во Франции. Именно Наполеон Бонапарт вдохнул новую жизнь в город, запустив проект по восстановлению фасадов.
В двух павильонах (Дежарден, 1852 г.) размещаются ресепшен и офисы туристического офиса Большого Лиона и конгресс-центра. Обойдя все здания на площади, вы также увидите базилику Фурвьер и металлическую башню. Во время экскурсии вы откроете для себя площади, которые разграничивают городское пространство, представляющее собой сектор между Белькуром и Ле-Терро. На карте
02 — Hôtel Royal
На углу площади, на пересечении с rue de la Charité, находится ротонда отеля «Отель Руаяль», спроектированная Леоном Деларошем. Первоначально он назывался «Отель Белькур». Обратите внимание на угол, выполненный в стиле ротонды. На карте.
03 — Place Antonin Poncet
Напротив вас, на востоке, находится площадь Антонена Понсе, являющаяся продолжением площади Белькур. Она получила свое название в честь лионского хирурга Антонена Понсе (1849–1913), работавшего в больнице Отель-Дье. Колокольня принадлежит бывшей больнице Шарите, построенной в 1622 году и разрушенной в 1934 году, чтобы позволить строительство Почтового отделения к югу от площади по проекту архитектора Ру-Шпица. Больница Шарите была второй по величине в городе после больницы Отель-Дье; сохранилась только ее колокольня.
На площади вы найдете Мемориал Геноцида армян, воздвигнутый в 2006 году в память о жертвах Геноцида армян в Османской империи в 1915 году и последующих годах. Он был спроектирован Леонардо Басмадяном и состоит из 36 блоков белого бетона, поддерживаемых камнями из Армении. На бетоне написаны стихи Костана Зариана. На карте.
04 — Здание Thibière, place Antonin Poncet
Теперь обратите внимание на боковое развитие восточного фасада площади Антонена Понсе. Этот фасад – работа архитектора Жана-Мари-Габриэля Тибьера, спроектировавшего его в 1806–1814 годах. Он продолжает монументальные фасады площади Белькур, спроектированные Робером де Коттом, сохраняя четыре уровня, ритм и форму основания, но отказываясь от арочных пролётов, композитного ордера и большого треугольного фронтона. На карте.
05 — Rue des Marronniers
Продолжайте прямо и сверните на улицу Марронье. Эта улица, построенная в XVIII веке и ставшая пешеходной с конца XX века, получила своё название от каштанов, растущих вдоль восточной стороны площади Белькур. Сегодня на этой улице в основном расположены рестораны: здесь вы найдёте несколько бушонов (bouchons), где можно попробовать лионские гастрономические деликатесы. На карте.
06 — Rue de la Barre
Вы находитесь на улице Рю-де-ла-Барр. Эта широкая артерия соединяет мост Гийотьер с площадью Белькур и заканчивается на площади Ле-Вист. Она получила своё название от заграждения, стоявшего на месте, где взималась пошлина, установленная королём Франции Филиппом V, известным как Филипп Длинный, в 1320 году, с товаров, ввозимых в город по мосту через реку Рона. На карте.
Двигайтесь к Роне справа, на восток.
07 – Hôpital de l’Hôtel-Dieu
Монументальный комплекс на углу улиц Rue de la Barre и Quai Jules Courmont – это больница Hôtel Dieu. Она была построена в XII веке и принимала бедных и больных путешественников в Средние века и эпоху Возрождения. Рабле практиковал здесь с 1532 по 1534 год. В XVII веке больница была расширена городскими советниками. Западный фасад и две колокольни были построены в 1655 году. В XVIII веке больница была расширена архитектором Жаком-Жерменом Суффло, который спроектировал монументальный фасад на Quai Jules Courmont. Его ученик, Туссен Луайе, спроектировал купол с 1757 по 1768 год. Сегодня больница Hôtel Dieu находится в процессе реконструкции. На карте.
Теперь вернитесь на улицу Rue de la République, на запад.
08 — Rue de la République
Улица Республики, ранее известная как улица Империал, была построена в 1853–1859 годах. Это был первый проект по созданию крупной магистрали между площадью Белькур и площадью Комедии. Во времена Второй империи вдоль улицы Империал располагались кафе и универмаги. Северная часть была отведена под банковские учреждения, включая Банк Франции. Богато украшенные фасады отражают важность буржуазии того времени. Подобно Осману в Париже, префект Клод-Мариус Вайс был назначен в Лион, чтобы преобразовать город и сделать его столицей юго-восточной Франции, одновременно борясь с нездоровым образом жизни. Затем он начал процесс реконструкции центра города.
09 — Особняк 68 rue de la République
Здание под номером 68 на углу было построено Жозефом Рикуром в 1861 году. Чугунные элементы подчёркивают горизонтальные членения и затемняют белые фасады. На фасаде, выходящем на улицу Республики, можно отметить важность балкона. На первом этаже он помогает структурировать центральную часть и, в форме мансардного балкона, подчёркивает вершину. Он даже находится на закруглённом углу верхнего этажа.
Примечание: вершина фасада расширяет общую композицию благодаря добавлению этажа под крышей, который сам по себе становится этажом (видимым благодаря слуховым окнам). На карте.
10 — Здание, 85 rue de la République
В 1894 году редакция газеты «Le Progrès» переехала с площади Шарите на улицу Республики, дом 85 (в то время улицу Империал). Здание охраняли две кариатиды. Сегодня в этом здании находится магазин Fnac Bellecour. На карте.
11 — Rue Simon Maupin
Слева вы увидите улицу Симона Мопена. Симон Мопен был городским дорожным инспектором и архитектором мэрии. Он умер в Лионе в октябре 1668 года. На карте.
12 — Кинотеатр Pathé
Внушительное здание справа от вас — кинотеатр Pathé. Это здание, построенное в 1932 году, примечательно тем, что является одним из редких образцов стиля ар-деко в Лионе. Оно расположено на месте бывшего казино Kursaal. Обратите внимание на изображение петуха на его вершине — эмблему компании Pathé. На карте.
13 — Rue des Archers
Пройдите мимо Рю-де-Аршер, расположенной слева. Она получила своё название от роты королевских лучников, которые там размещались: скульптуры лучников можно увидеть и в доме № 15.
Затем сверните на rue de Louis Paufique, известного лионского офтальмолога, скончавшегося в 1981 году. Самый примечательный дом на этой улице, дом № 28, – это дом, где в 1526 году родилась Луиза Лабе, писательница. Её прозвали Красавицей Кордьер (La Belle Cordière) по профессии её отца, а позже и мужа, чья соседняя улица получила название в честь этой профессии. В этом доме есть великолепный вход, окружённый двумя прекрасными арками и увенчанный великолепным импостом, где восседает голова красавицы. Затем вы попадаете на площадь Больничной площади (Place de l’Hôpital).
14 — Place de l’Hôpital, вход в больницу Hôtel-Dieu
Вы стоите перед монументальным входом в Отель-Дьё с западной стороны, построенным в начале XVIII века. Справа находится часовня Нотр-Дам-де-ла-Питье. На карте.
Двигайтесь на север по rue Gabriel Rivière, которая, пройдя мимо Hôtel des Ventes Nogaret et Ravier, построенного в 1884 году, приведет вас к площади Республики (place de la République). На карте.
15 — Place de la République
В эпоху Второй империи в районе Прескиль было создано несколько новых площадей: здесь, на площади Республики, бывшей Имперской, были установлены фонтан и зелёные клумбы. Долгое время её украшала статуя президента Карно.
16 — Rue Jean de Tournes
Слева от вас улица Жана де Турна. Она получила своё название в честь знаменитого печатника Жана де Турна, умершего в Лионе 7 сентября 1564 года и жившего на этой улице. На карте.
17 — Quartier Grolée
Справа на востоке – район Гроле. Построенный между 1887 и 1896 годами, он представляет собой прекрасный образец ансамбля в стиле барона Османа, хотя и построенного уже в эпоху Третьей республики. Архитекторы Деламар и Ферран придерживались монументальности, заметной в важности фундамента и линий перспективы. Они также предлагают новый жанр, используя углы, обозначенные ротондами в ключевых точках улицы Президента Карно. Городские власти навязали почти исключительное использование тесаного камня для облицовки фасадов, отсюда тщательное отношение к каменной кладке и использование горельефных скульптур для масок, атлантов и кариатид. На карте.
18 — Passage de l’Argue Est
Вы стоите перед входом в крытый пассаж, построенный на месте домов и бывшей прядильной мастерской по производству золота и серебра в 1826 году архитекторами Фаржем и Фальконне. Обратите внимание на вход с улицы Республики и его великолепную серлианскую кладку. Пассаж перекрыт металлическим навесом в парижском стиле и окружен магазинами, над которыми возвышаются здания. В центральной ротонде был представлен крылатый Меркурий, ныне утраченный, покровитель торговцев и путешественников. Это была копия скульптуры эпохи Возрождения работы Жана де Болонь. На карте.
19 — Rue Ferrandière
Вы проходите мимо улицы Феррандьер. Её название связано с ремесленниками, работавшими с железом в Средние века. На карте.
20 — Здание, 28 rue de la République
Это здание – пример работы Фредерика Жинье: в нём чувствуется неовизантийское влияние архитектора, представителя ориенталистского движения в Лионе, последователя Пьера Боссана (базилика Фурвьер). Это влияние особенно заметно в обрамлении эркеров. В Лионе эркеры очень многочисленны на фасадах, это настоящая особенность лионской архитектуры. Пустоты преобладают над сплошными структурами, а целая игра обрамлений и декора разрывает голую стену. Однако это обилие эркеров постепенно исчезало к концу XIX века. На карте.
21 — Здание, 33 rue de la République
Это здание, спроектированное архитектором Боде, является примером использования металлических конструкций, разрушающих монотонность фасада из обработанного камня. Металл был в то время самым современным материалом. Присутствие индустриального искусства подчёркивает достоинства здания, вписывая его в определённый декоративный стиль модернизма середины XIX века. Декоративное литьё из чугуна использовалось с начала XIX века. В нём даже прослеживаются принципы иерархии и регистр каменной скульптуры. Всё это можно увидеть здесь, в перилах, ламбрекенах и балконах. На карте.
22 — Здание, 24 rue de la République
Здание под номером 24 было спроектировано Фредериком Жинье. Он же является архитектором 9 других зданий на этой улице. Обратите внимание на качество и тщательность, с которой были выполнены орнамент и выбраны материалы. В этом здании входная дверь особенно интересна своим декором. Она вписана в аркадный проём с полукруглым антаблементом. Каменный тимпан украшен двумя сидящими путти. Скульптуры путти, грифонов и даже лиц очень распространены в частной архитектуре Лиона. Это настоящая местная особенность, которая побудила многих скульпторов обосноваться в Лионе. На карте.
23 — Grand bazar
Здание справа от вас со стеклянными фасадами было построено в 2005 году архитекторами Жан-Пьером Буффи и Филиппом де Фушье на месте первого универмага Лиона конца XIX века, который, к сожалению, был разрушен. Первоначально он назывался «A la ville de Lyon» и был построен в 1886 году. Его последняя двухэтажная версия датируется 1913 годом. На карте.
24 — Place des Cordeliers
Вы попадаете на площадь Кордельеров, основанную на землях францисканских монахов в 1557 году. Сегодня, с её продолжением, улицей Гренетт, она является главной транспортной артерией, соединяющей Рону и Сону. Площадь ограничена Дворцом Коммерции, новым Большим рынком и церковью Святого Бонавентуры. Справа, в центре фасада Дворца Коммерции, находится аллегорическая группа из белого мрамора, изображающая Рону и Сону. На карте.
25 — Место убийства Sadi Carnot
На улице Республики, в юго-западном углу Дворца Коммерции, вы находитесь на месте убийства президента Сади Карно 24 июня 1894 года итальянским анархистом Казерио. Мемориальная доска и красный камень на мостовой напоминают об этом событии. На карте.
27 — Eglise Saint-Bonaventure
Церковь Святого Бонавентуры была построена между 1327 и 1471 годами по приказу францисканских монахов ордена Кордельеров в стиле поздней готики вдоль необычной оси север-юг, чтобы защитить её от разливов Роны. Её название происходит от имени генерала ордена, умершего в 1274 году во время Второго Вселенского собора в Лионе. Церковь, конфискованная во время Революции и превращённая в зернохранилище, была возвращена для богослужений в 1803 году и отреставрирована архитектором Клодом-Антельмом Бенуа в 1838 году. Преобразование фасада XV века было связано с глобальным проектом реконструкции района, но оно уже не соответствовало весьма строгому фасаду XIV века, поэтому подверглось резкой критике в XIX веке. Подробнее… Церковь на карте.
28 — Anciens Grands Magasins des Cordeliers
Это треугольное здание соответствует бывшему зданию Grands Magasins des Cordeliers, построенному в рамках реконструкции района Гроле в 1890 году. Оно состоит из трёх смежных зданий общей площадью 2680 кв. метров. Изначально постройки предназначались для размещения буржуазного жилья с магазинами на первом этаже. В 1895 году была создана компания, преобразованная в 1899 году в Grands Magasins des Cordeliers. В 1919 году магазины стали называться Galeries Lafayette. Работы по созданию современного облика были начаты в 1924 году под руководством Жоржа Треву, архитектора города Лион, и Фердинанда Шаню, архитектора Galeries Lafayette. В работе принимали участие скульпторы Бертола, Шорель, Ларриве и Ренар. На карте.
29 — Rue Claudia
До 1971 года на месте нынешней парковки между улицами rue de la Bourse и rue Claudia располагались рыночные павильоны «Кордельер», известные как «Хрустальный дворец». Они были построены архитектором Тони Дежарденом в 1859 году, и некоторые рестораны сохранились до наших дней. Изначально торговые ряды окружали рыночные павильоны. На карте.
30 — Rue de la Bourse
Сверните на улицу rue de la Bourse Рю де ла Бурс получила свое название от Лионской фондовой биржи, которая работала в зале Корбей во Дворце Коммерции (Лионской торгово-промышленной палате) на западной стороне с 1860 по 1983 год. С этой же стороны вы можете попасть на площадь Биржи (place de la Bourse), которая сейчас является главным входом в здание. На восточной стороне вы найдете лицей Ампер (lycée Ampère), построенный в 1617 году, и его часовню, интерьер которой отличается великолепным барочным декором, а также пассаж Менестрие, ведущий к набережной Роны Жан Мулен, расположенной на правом берегу Роны. На карте.
Рю де ла Бурс, обе стороны которой застроены зданиями XVIII и XIX веков, идет параллельно rue de la République и направляется к Оперному театру.
31 — Здание, 51 rue de la Bourse
Фасады зданий под номерами 51 и 57 были спроектированы архитекторами К. Эшернье и Л.-Эт. Журну в 1858–1859 годах. Они иллюстрируют редко встречающийся в Лионе принцип надстройки дополнительных этажей, то есть добавление ещё одного этажа над остальными, выступающего над скосом крыши. На карте.
32 — Place de la Bourse и Palais du Commerce
На площади Биржи расположен Дворец Торговли (Palais du Commerce), построенный во времена Второй империи. Северный вход выходит на площадь. На фасаде дома № 2 можно увидеть две кариатиды, символизирующие Торговлю и Искусства. Созданные скульптором Гийомом Бонне в 1857 году, они воспроизводят декор Дворца Торговли, созданного тем же скульптором. На карте.
Пересеките площадь, чтобы полюбоваться зданием по адресу rue de la République, 16, к западу.
33 — Здание, 16 rue de la République
Это здание, ранее известное как «grand hôtel des étrangers», спроектированное Фредериком Жинье, производит особенно сильное впечатление благодаря использованию осевого эркера. На трёх этажах эркеры обрамлены коринфскими или кольцевыми колоннами. Обратите внимание также на богатство скульптурных украшений, например, на львиные морды на консолях балкона второго этажа. Интересны также украшения на деревянной двери. До недавнего времени в этом здании располагался Банк Франции. На карте
Теперь поверните налево от здания на rue de la Poulaillerie.
34 — Musée de l’Imprimerie
Название улицы Пулейери (Rue de la Poulaillerie) связано с торговлей птицей в Средние века. Названия улиц напоминают о наличии старинных ремесел района (сырная лавка, галантерейная лавка, цветочная лавка (букетник), гончарная лавка (Tupin), зерновой рынок (Grenette), птицефабрика, литейное производство (Ferrandière).
В доме номер 13 находится музей печати – яркий свидетель эпохи Возрождения, когда одним из основных занятий Лиона было книгопечатание. Он расположен в бывшем здании Hôtel de la Couronne, первой лионской ратуше, построенном в XV веке: обратите внимание на переулок, галереи и двор Мориса Сева. Можно пройти в сторону улицы Rue des Forces. На карте.
Затем продолжайте движение в сторону улицы Président Edouard Herriot справа, на север.
35 — Rue Président Edouard Herriot
Ранее известная как улица Императрицы (rue de l’Impératrice), улица находится на втором крупном этапе развития полуострова, начатом в 1860 году после улицы Республики. Это позволило удвоить ось Белькур-Терро, открыв вид непосредственно на западный фасад ратуши и унифицируя прилегающую городскую застройку. На карте.
Эдуар Эррио (1882–1957) был мэром Лиона с 1905 по 1957 год и председателем Национального собрания.
Продолжайте движение по rue Neuve справа.
36 — Rue Neuve
Поверните направо и идите по улице Рю-Нёв. Эта улица, история которой восходит к XIII веку, имеет старый участок к западу от улицы Республики и участок XIX века к востоку. Двигайтесь в этом направлении, пока не доберётесь до пассажа Менестрие (passage Ménestrier), в сторону Роны. В Средние века на улице Рю-Нёв были ворота, которые выходили на Рону, в сторону порта.
37 — Passage Ménestrier
Крытый пассаж Клода-Франсуа Менестрие назван в честь иезуита и историка, родившегося в Лионе 10 марта 1631 года. Спроектированный архитектором-иезуитом отцом Мартелланжем, он пересекает здания лицея Ампер (бывшего Колледжа Трините, основанного в 1519 году) и соединяет улицу Биржи с набережной Жана Мулена. На карте.
Расположенная неподалеку часовня Святой Троицы стала местом провозглашения Первой Итальянской республики Наполеоном I 18 января 1802 года.
Продолжайте путь до набережной Жана Мулена.
38 — Quai Jean Moulin
Набережная Жана Мулена тянется от площади Корделье до площади Толозан (place Tolozan). Название «Жан Мулен» было присвоено набережной в 1946 году; ранее она называлась набережной Рец (quai de Retz). Через Рону проходит мост passerelle du Collège, построенный в 1845 году. На другом берегу реки, в районах левого берега Роны, в XIX веке произошли многочисленные изменения в городской жизни, включая создание района Бротто, префектуры и университетов. На карте.
Перейдите на улицу rue de l’Arbre Sec.
39 — Здание, 9 quai Jean Moulin
Это жилое здание XX века, принадлежащее шёлковой фабрике Россе, было спроектировано архитектором Жоржем Кюртелином и скульптором Луи Бертолой в 1934 году. Две его башни, каждая из которых семиэтажная, вдохновлённые американскими небоскрёбами, резко контрастируют с ландшафтом Прескиля. Обратите внимание на барельефы, изображающие группу женщин в сельской местности, и двух других женщин, украшающих металлические ворота. Это здание отмечено знаком «Наследие XX века» (логотип, предназначенный для обозначения зданий, находящихся под охраной или не находящихся под охраной как исторические памятники или охраняемые территории). На карте.
40 — Rue de l’Arbre Sec
Пройдите вдоль набережной и поверните налево на улицу Rue de l’Arbre sec. Эта мощёная улица напоминает о том, какими были все улицы Прескиля до масштабных дорожных работ XIX века. Она существует со Средних веков и, как полагают, получила своё название в честь вывески того периода. На карте.
Продолжайте движение по улице Rue de la République.
41 — Rue du Garet
Пересеките улицу Rue du Garet, открытую в 1570 году Гийомом дю Гаре, владельцем земель в этом районе. В 1737 году она также носила название Vert-Galand. На карте.
Затем поверните направо на улицу Rue de la République.
42 — Опера, place de la Comédie
Пройдите к площади Комедии. Здание Оперы справа от вас изначально было построено Жаком-Жерменом Суффло в 1756 году и отреставрировано А.-М. Шенаваром с 1825 по 1831 год. В 1990 году архитектор Жан Нувель завершил расширение. Неоклассический фасад включает в себя первый этаж с аркадами, основной этаж и аттик с изображениями голов сфинксов, соединённых гирляндами из листьев, а также античными театральными масками. Всё увенчано восемью статуями муз искусства и науки. Традиционно их девять, но необходимость симметрии в нишах привела к тому, что Урания, муза астрономии, затмила её. На карте.
43 — Hôtel de Ville, place de la Comédie
Перед вами ратуша, построенная в 1646 году по проекту Симона Мопена. Строительство и отделка были завершены в 1672 году, но 13 сентября 1674 года пожар уничтожил здание. Около 1680 года здание было временно восстановлено Робером де Коттом. В 1700 году началась новая реставрация, и консульство обратилось к Жюлю Ардуэну-Мансару, архитектору Версальского дворца. Основной корпус со стороны Терро был приподнят, крыша переделана, а планировка здания практически горизонтальная, что соответствует планировке дворца Сен-Пьер. После 1793 года были проведены дальнейшие реставрационные работы под руководством префекта Клода-Мариуса Ваисса. Обратите внимание, что в ратуше находится красивая подвесная винтовая лестница с пустым сердечником. На карте.
44 — Place des Terreaux
Вы находитесь на площади Терро, которая развивалась с начала XVII века. Она получила своё название в те времена, когда её окаймляли рвы, поскольку слово «terreaux» на латыни означает «грязь». Площадь впоследствии стала одновременно и пляжем, и городской площадью с административным зданием: ратушей.
На западной стороне последней находится конная статуя Генриха IV. На колокольне установлены часы с полукруглым золотым шаром наверху, указывающим фазы Луны. С XVIII века это была модная буржуазная площадь, усеянная кафе и торговыми лавками. После революции она стала площадью Свободы. С 1838 года район Бушери-де-Терро был реконструирован, и такие архитекторы, как Дежарден, Дюпаскье и Рене Дардель, вложили средства в строительство жилых домов.
На площади находится фонтан Бартольди. Он символизирует Францию (Марианна) и четыре реки (кони). Кристиан Древе и Даниэль Бюрен полностью реконструировали площадь в 1994 году. Чёрно-белые полосатые колонны Даниэля Бюрена обращены к дворцу Сен-Пьер, как и главный двор Пале-Рояля в Париже. На карте.
45 — Palais Saint-Pierre
Бывший монастырь Дам Святого Петра (ancien monastère des Dames de Saint Pierre) стал Музеем изящных искусств (musée des Beaux-Arts) в 1801 году. Здание, построенное по итальянскому образцу, состоит из четырёх крыльев, расположенных вокруг клуатра. В 1792 году аббатство стало местом хранения картин, медалей и других предметов искусства. На протяжении XIX века здание выполняло различные функции: музей живописи, археологический музей, Школа изящных искусств, городская библиотека, фондовая биржа, Торговая палата… Сегодня Музей изящных искусств Лиона — один из важнейших музеев Франции и Европы. На карте.
- Открыт ежедневно, кроме вторника и праздничных дней, с 10:00 до 18:00.
Пройдите вдоль здания, затем поверните налево на улицу Поля Шенавара (rue Paul Chenavard). У первого здания на улице, на нечётной стороне, стоит остановиться, чтобы полюбоваться медальонами с портретами местных знаменитостей: Ж.-М. Монгольфье, Рувиля, К.-Л. Мартена, Ж.-М. Жаккара, Бельевра, Фэ Сатонай, Ж.-Г. Суффло и Филибера Делорма. Если вам нравятся медальоны, они продолжаются на другой стороне, на улице Константина (rue Constantine). Всё здание подписано как «A Benoît Architecte MDCCCLIV». Угол здания выделяется статуей Святого Петра, стоящего с книгой и ключами в руках, ещё одна небольшая статуя мудреца расположена на углу площади Мейсонье.
На вершине площади Мейсонье (place Meissonier) находятся одни из самых красивых ворот Лиона с двухцветной рамой и прекрасными скульптурами, а импост украшен великолепной деревянной шапкой Папы.
46 — Rue de la Platière
Поверните направо на площадь Мейссонье, названную в честь лионского художника XIX века, затем на улицу Рю-де-ла-Платьер (rue de la Platière), которая до 1929 года называлась одноименной площадью. С XIX века изменение ширины улиц, реконструкции и снос зданий привели к тому, что площадь стала называться улицей.
Продолжайте движение в сторону набережной Пешери (quai de la Pêcherie). В доме номер 5 находится церковь Нотр-Дам-де-ла-Платьер (Notre Dame de la Platière), которая является флигелем церкви, исчезнувшей около 1865 года. Этот монастырь существовал уже в XII веке. На карте.
47 — Rue Lanterne
Здесь вы пересекаете rue Lanterne, средневековую улицу, название которой происходит от огня, зажигавшегося ночью на вершине башни, освещавшей эту часть Лиона. В XVIII веке её южная часть также называлась «улицей Подглядывающего Ребёнка». Ходили даже слухи, что во время некоторых народных праздников статуя, давшая название, лила не воду, а… вино. На карте.
48 — Мурал, rue de la Platière
Перед вами расписанная стена «Библиотека Сите». Она была создана музеем Cité de la Création. Эта фреска изображает лионских писателей, таких как Фредерик Дар, и отрывки из их произведений. На первом этаже расположены три магазина и почтальон с эффектом trompe l’oeil. Расписанные стены стали символом города и третьей по популярности причиной посещения Лиона туристами после Фурвьера и Вьё-Лиона. На карте.
Затем сверните на набережную Quai de la Pêcherie слева; по выходным вдоль Соны можно найти букинистов.
49 — Rue Longue
Поверните на улицу Лонг слева. Она получила своё название из-за своей длины в Средние века. Её также называли улицей Головы Морта (rue Tête de Mort) и grande rue Longue. На карте.
Дойдите до rue Chavanne, которая окажется справа.
50 — Rue Chavanne
Эта средневековая улица получила своё название в честь врача, поэта, заместителя мэра в 1870 году, а затем депутата Роны Алексиса Шаванна, родившегося в Лионе 11 октября 1822 года (1822–1911). До 1911 года она также называлась rue du Four Saint-Pierre и rue Saint-Côme.
51 — Здание, 7 rue Chavanne
Это здание, построенное в 1851 году, предположительно является работой архитектора Клода-Антельма Бенуа. Композиция здания действительно напоминает здание дома 22 по улице Константин. Фасад изобилует скульптурными украшениями и металлическими изделиями (ракушка, львиная морда, человеческая голова и т. д.). В целом здание структурировано наложением композитных колонн. На карте.
52 — Place d’Albon
Эта площадь, созданная в XII или XIII веке, изначально называлась place de l’Herberie и была посвящена торговле. В 1812 году она получила название Альбон и, начиная с 1840-х годов, стала центром реализации многочисленных городских проектов: набережных, открытия улицы Сентраль. С площади открывается прекрасный вид на церковь Сен-Низье. Тем более, что стилистическая двойственность церкви (фасад, отражающий два периода строительства) отражена в двух зданиях на площади, которые её представляют: Desjardins и Farfouillon. На карте.
53 — Особняк Desjardins, 13 rue Chavanne
При строительстве этого жилого дома, принадлежавшего богатому Ж.-К. Бланшону, в 1850 году архитектор Тони Дежарден решил использовать неоготический стиль. Неоготика (1830–1880) символизирует любовь к Средневековью и романтизму. В этом проявляется своего рода идеализация Средневековья и готической архитектуры. В отличие от неоклассицизма, неоготика – это выражение чувств. Художники стремились возродить средневековые формы, чтобы конкурировать с господствующими классическими стилями того времени. Этот стиль прослеживается в скульптуре, модернизме и орнаментике: особенно выделяются кудрявая капуста, но также присутствуют и некоторые классические элементы, такие как розетки. На карте.
54 — Особняк Farfouillon, 1 rue Mercière
Это здание было спроектировано Франсуа-Жаком Фарфуйоном в 1846 году по заказу купца Жан-Пьера Лемпера. Архитектор опирался на классическую архитектуру эпохи Возрождения, что прослеживается в итальянских мотивах в трактовке ниш, антаблементов и инкрустации: зубцах, пальметтах и розетках. Три фасада, выходящие на улицу, выполнены в едином стиле. После завершения строительства здание считалось одним из самых выдающихся в этот период. Его даже сравнивали с работами итальянского архитектора Браманте. На карте.
55 — Place Saint-Nizier
Идите по улице Букетье (rue des Bouquetiers), чтобы дойти до церкви Сен-Низье. Впервые упоминается в 1740 году; название улицы связано с цветочным рынком, который там располагался. Эта площадь, несомненно, возникла в середине Средневековья и служила преддверием церкви Сен-Низье, но была значительно меньше. Действительно, облик площади значительно изменился в XIX веке после расширения и перепланировки, в частности, после перепланировки всей западной части города на правом берегу Соны. На карте.
56 — Eglise Saint-Nizier
Название Сен-Низье церковь получила в конце VI века. Свод был завершен в XV веке. Великолепный центральный портал в форме полуротонды, спроектированный Жаном Валле, относится к эпохе Возрождения (1579). Подойдите и осмотрите тупик, украшенный ангельскими ликами и Богом-Отцом, держащим земной шар. Центральная и южная части фасада были завершены в XIX веке в неоготическом стиле Клодом-Антельмом Бенуа, ответственным за реставрацию церкви. Треугольный фронтон вдохновлён собором Сен-Жан. Ажурная колокольня в стиле неофламбойант была создана по образцу лучших образцов архитектуры северной Франции. Подробнее…
57 — Rue de Brest
Улица Рю де Брест, наряду с улицей Поля Шенавара, образует улицу rue Centrale, основанную в 1850 году. Долгие годы она считалась главной артерией города, задолго до появления нынешних улиц Президента Эдуара Эррио и Республики. Вы увидите богатые особняки, построенные вокруг широких переулков, соединяющихся с просторными дворами. Фасады домов отличаются особой изысканностью, особенно лепниной. Все здания были построены после открытия улицы Сентраль. Свое нынешнее название улица получила в честь города Финистер, который Лион поддерживал во время Второй мировой войны. На карте.
Поверните направо на улицу Дюбуа, затем налево на перекрестке с улицей Мерсьер.
58 — Rue Mercière
Со времён позднего Средневековья улица Мерсьер была самой торговой улицей Лиона. Она была перестроена в XIX веке, но сохранила типичную для Лиона архитектуру эпохи Возрождения. Южная часть улицы, рядом с площадью Якобинцев, наиболее примечательна и популярна. Там расположено множество ресторанов, занимающих первые этажи зданий. На карте.
Примечание: трабуль № 56 соединяется с домом № 26 на набережной Сен-Антуан и представляет собой прекрасный образец архитектуры эпохи Возрождения. На карте.
59 — Rue Tupin
Слева от вас находится улица Тупен. Тупены — это глиняные горшки, которые изготавливали гончары, известные как тупинье. Эта улица в XIV веке также называлась улицей Пепен и улицей Луны. Её нынешнее название происходит от «tupineis» — средневековой конной игры, в которой использовался тупен, наполненный водой. На карте.
60 – Passage des imprimeurs, 56 rue Mercière
Этот узкий, уникальный проход (трабуль) проходит между домом 56 по улице Мерсьер и домом 26 на набережной Сен-Антуан. Одна его половина крытая, другая — открытая. Он посвящён печатникам, поселившимся здесь в XV веке, приехавшим из Германии и Италии. На карте.
61 — Rue de la Monnaie
Справа, по небольшой дуге, вы проходите улицу Рю-де-ла-Монне. Она была построена в эпоху позднего Средневековья и получила своё название от особняка «hôtel de la Monnaie», монетного двора XV века. Её также называли улицей Тампль (rue du Temple). На карте.
62 – Hôtel d’Horace Cardon, 68 rue Mercière
Остановитесь на улице Мерсьер у дома 68, и войдите во двор, выходящий на улицу, особняка Ораса Кардона, казначея короля Генриха IV. Полюбуйтесь прекрасным зданием эпохи Возрождения: просторные аркады на первом этаже, три этажа с эркерами справа и четыре этажа с окнами, средники которых исчезли. На карте.
63 — Rue Thomassin
Вы пересекаете улицу Томасен, названную в честь Клода Томасена, капитана города Лиона и куратора ярмарок в XVI веке. Её также называли rue de la Rôtisserie и rue du Plat d’Argent. Она была построена в 1550 году. На карте.
64 — Passage de l’Argue Ouest
Затем сверните на вторую часть пассажа де л’Арг слева, в сторону rue Président Edouard Herriot. Пассаж, являющийся единым элементом архитектурного ансамбля, был разделен на две части в 1863 году. Как и другая часть, пассаж накрыт металлическим навесом и по всей длине занят магазинами. На карте.
Выйдя из пассажа и дойдя до улицы Эдуарда Эррио, поверните направо, в сторону площади Якобинцев, на юг.
65 — Place des Jacobins
Вы находитесь на площади Якобинцев, названной в честь бывшего якобинского монастыря, основанного в 1218 году и проданного в 1790 году в связи с роспуском ордена. На этой площади также располагалась префектура, разрушенная в 1858 году. Здания вокруг неё были построены в рамках масштабных работ в стиле барона Османа, проводимых префектом Ваиссом в Лионе в 1853–1864 годах. На карте.
66 — Здание, 79 rue Président Edouard Herriot
Обратите внимание на композицию фасада этого здания. Входной портик начинает осевой пролёт, который определяет всю организацию фасада. Портик играет очень важную роль в творчестве архитекторов и поэтому часто обильно декорируется, чтобы подчеркнуть индивидуальность здания. Обратите внимание, что два соседних здания симметричны по обе стороны от дома № 79 и украшены прекрасными кариатидами. На карте.
67 — Fontaine des Jacobins
Фонтан в центре площади был создан Гаспаром Андре в 1878–1885 годах. Выполненный в эклектичном стиле, он олицетворяет творческий гений города Лиона, отдавая дань уважения четырём лионским художникам: Филиберу де л’Орму (архитектор, 1510–1570), Жерару Одрану (гравёр, 1640–1703), Гийому Кусту (скульптор, 1677–1746) и Ипполиту Фландрену (художник, 1809–1864). На карте.
68 — Здание, 4 place des Jacobins
Это дом художника Поля Бореля, построенный Фредериком Жинье и Пьером Боссаном в 1863 году. Обратите внимание на обработку камня и дерева входной двери. Как и в доме № 79 по улице Президента Эдуарда Эррио, здесь прослеживается система осевых эркеров, организующих остальную часть фасада, и неовизантийское влияние двух архитекторов. На карте.
69 — Особняк Chatron, place des Jacobins
На другой стороне площади, спроектированное Ж. Шатроном, это прекрасное здание с ротондой и шиферной крышей отличается особой нарядностью. Каменный балкон предшествует двум центральным этажам, где прямоугольные и полукруглые эркеры расположены попарно и разделены коринфскими колоннами. Эта же система использована и в композиции боковых фасадов. Обратите внимание на розовый цвет камня и тщательность, с которой выполнены скульптурные украшения. К северо-востоку от площади, следуя по улице Жана Фабра, вы доберетесь до площади Селестен. На карте.
70 — Place des Célestins
Площадь получила своё название в честь монахов ордена целестинцев, обосновавшихся здесь с 1407 по 1778 год. Жилая застройка вокруг площади создавалась в период с 1791 по 1812 год. Архитектором был Ж.-А. Моран. Весь ряд домов идентичен, за исключением нескольких деталей: одинаковая высота секций, одинаковые расстояния между ними, одинаковые небольшие четырёхугольные секции под карнизами, иногда изолированные, иногда соединённые поясом, одинаковый деревянный карниз. Всё это удивляет своей лаконичностью: декоративных деталей мало, а секции не имеют обрамлений. Возможно, здесь был задуман эффект тромплёй.
В центре площади перископ «Sens dessus dessous» («Перевёрнутый») позволяет полюбоваться спиральной подземной парковкой, спроектированной архитекторами Мишелем Таржем и Жан-Мишелем Вильмоттом и художником Даниэлем Бюреном (1995). На карте.
71 — Théâtre des Célestins, place des Célestins
Театр был построен в 1873–1877 годах Гаспаром Андре и перестроен в том же стиле после пожара 1881 года. Он претерпел лишь некоторые изменения, сохранив при этом своё оборудование (вешалки, решётки и т. д.). Большой зрительный зал в итальянском стиле украшен потолком, расписанным Ж. Домером. В начале XX века Театр «Селестинс» предлагал комедийный репертуар и стал ведущей комедийной площадкой за пределами столицы. Фасад бывшего монастыря, выходящий на Сону, был перестроен Ж.-А. Мораном. Внутреннее убранство было создано художником Ж.-А. Домер: зрительный зал украшен потолком, посвящённым Аристофану, автору греческих комедий. На карте.
72 — Здания, 9 и 10 place des Célestins
Здание под номером 9 было построено предпринимателем Р. Фёгой и рантье П. Матье в 1822 году, а затем продано в 1827 году парижскому купцу. Оригинальность фасада заключается в французских окнах, увенчанных фризом, украшенным гладким столом, и карнизе, поддерживаемом плоскими консолями с капителями, открывающими контркосячок, всё ещё в духе XVIII века.
Здание под номером 10, построенное в 1811 году, имеет гладкий цоколь, образованный высокими прямоугольными нишами по новому образцу, при этом на верхних этажах сохраняется связь карниза с опорами эркера, подчёркивая вертикальность, характерную для XVIII века. На карте.
73 — Rue Gaspard André
Архитектор Гаспар Андре родился в Лионе 16 марта 1840 года. Во время экскурсии вы сможете познакомиться с различными произведениями его творчества. В доме номер 1 вы окажетесь во дворе бывшего монастыря Селестинцев с его полукруглыми арочными дверями. На карте.
Дойдите до конца улицы и поверните налево на набережную Селестинцев.
74 — Quai des Célestins
Вы находитесь на набережной Селестен, названной в честь монастыря монахов-целестинцев, существовавшего с 1407 по 1779 год. Набережная была построена в XVII веке в своём первоначальном виде, а затем в 1818 году, в своём окончательном виде.
Справа от вас, на Соне, пешеходный мост Дворца Правосудия соединяет набережную Селестен с правым берегом Соны, а напротив находится недавно отреставрированный Дворец Правосудия. На карте.
Теперь идите по набережной до площади Антонена Гуржю (place Antonin Gourju).
75 — Place Antonin Gourju
Эта площадь, расположенная немного в стороне от набережной Селестен, посвящена Антонену Гуржю, родившемуся в 1847 году, юристу, муниципальному советнику и сенатору с 1900 года. С площади открывается прекрасный вид на холм Фурвьер и кварталы Сен-Жорж и Сен-Жан. До этих кварталов можно добраться через мост Бонапарта. На карте.
76 — Rue des Templiers
Эта улица носит такое название с 1921 года, поскольку на её территории был основан знаменитый военный орден. Арка, ведущая на улицу Рю-де-Тамплиер, служит входом в бывший монастырь целестинцев. В нише, где находится статуя Девы Марии, находится вход на улицу, соединяющую площадь Антонина Гуржю и улицу Амбуаз через арку. На карте.
77 — Здание на place Antonin Gourju
Угловое здание отличается двумя боковыми ризалитами и определённой оригинальностью в обработке ниш. Обратите внимание на ниши на верхнем этаже. Это полукруглые ниши, которые, будучи соединенными вместе, образуют ряд арок. Они используются в сочетании с прямоугольными нишами. На карте.
78 — Rue du Plat
Сверните на улицу Рю-дю-Пла. Она получила своё название благодаря идеально ровной местности. Её называли также «Plat d’Ainay», потому что она принадлежала аббатству Эне, расположенному в нескольких кварталах от неё. На карте.
79 — Здание, 8 rue du Plat
Это здание, являющееся одним из многих зданий на улице Рю-дю-Пла, является близнецом дома № 10. У него овальный двор, как у частного особняка. Перед вами предстаёт престижная архитектура, как и весь жилой район к югу от площади Белькур, построенный в XVIII веке. Поверните налево на улицу Поль Линтье и доберитесь до площади Белькур. На карте.
80 — Здания на place Bellecour Ouest
Слева от вас – монументальные фасады западных корпусов Белькура. Восточный и западный фасады, спроектированные Робером де Коттом и разрушенные в 1793 году, пришлось восстановить. Целью было воссоздать облик конного памятника Людовику XIV, который только что был установлен на место. Реконструкция проводилась с целью восстановления фасадов XVIII века. Два монументальных фасада соответствуют десяти расположенным рядом зданиям, образующим единое целое. Длина этих фасадов составляет 150 метров, они ведут к пяти жилым дворам. Авторами проекта были братья Отельар, архитекторы неоклассицизма. На стороне Соны, к юго-западу от площади, находится статуя поэта-авиатора Антуана де Сент-Экзюпери и Маленького принца, сидящего на постаменте (Кристиан Гийобери, 2000), напоминающая о том, что он родился в Лионе в 1900 году (улица Сент-Экзюпери, 8). На карте.
81 — Статуя на place Bellecour
Статуя в центре площади была создана Франсуа-Фредериком Лемо в 1825 году. Бронзовая статуя изображает Людовика XIV в римском стиле, то есть «верхом на лошади». Аллегории Роны и Соны, расположенные у подножия постамента, были созданы Гийомом и Николя Кусту в 1719–1721 годах. Во время Революции их удалось сохранить, поскольку они были помещены на хранение в ратушу. Обратите внимание, что Рону часто изображают в виде бородатого мужчины.
Конец маршрута по Лиону и кварталу Прескиль.