Лион — холм Круа-Русс (Croix-Rousse)

 

 

Холм Круа-Русс (Croix-Rousse) простирается к северу от Прескиля, между реками Сона и Рона, и включает в себя два отдельных района: Pentes (склоны холма, включены в список ЮНЕСКО) и Плато (не входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Согласно литературным данным, он получил свое название от креста, установленного в 1560 году из пурпурно-желтого кузонского камня, который тогда называли «красным камнем».

Сегодня это группа из двух оживленных районов: на плато царит деревенская атмосфера, а на склонах — оживленная и праздничная.

Croix-Rousse

Круа-Русс, изначально независимая коммуна на плато за пределами лионских укреплений XVI века, изначально был сельским и винодельческим районом и был присоединен к Лиону только в 1852 году.

С XVIII века и на протяжении всего XIX века склоны холмов были густо застроены высокими домами и крутыми улицами.

Круа-Русс был районом шёлковых рабочих, канутов, чьи восстания (1831, 1834, 1848, 1849) и их деятельность оставили свой след в окружающей среде: высокие здания с многочисленными окнами, где находились жаккардовые ткацкие станки. Район делится на две основные части: Пант (склоны, от Терро до бульвара Круа-Русс) и Плато (за бульваром, где находятся старые укрепления).

Lyon - La Croix-Rousse

 

История Croix-Rousse

История центра Лиона начинается с основания Лугдунума в 43 г. до н. э.: кельтского города Кондате на севере и Канабы, ремесленного и торгового района на юге. Судоходство по Соне и Роне способствовало развитию обширной торговли с другими регионами и странами.

Несмотря на остатки римской эпохи, до XV века исторических данных о нём сохранилось мало. Территория Круа-Русс окончательно сформировалась в эпоху Возрождения.

С 1512 года Людовик XII начал строительство крепостных валов на изломе склона в южной части плато. Треугольники, образованные оборонительными сооружениями, до сих пор видны в планировке площадей и улиц.

В XVII и XVIII веках большую часть территории занимали сельскохозяйственные культуры (овощеводство и животноводство), но постепенно в районах Grande Rue и Serin всё большее значение приобретала торговля.

Большинство первых домов было построено во второй половине XVIII века: к 1795 году население достигло 5995 человек.

Рабочий квартал

Ла-Круа-Русс пережил бурные времена после Революции с 1793 по 1852 год, а затем политически и экономически интегрировался в Лион: это привело к значительным изменениям в сфере недвижимости и сложным социальным движениям.

Именно во время Реставрации, начавшейся в 1818 году, шёлк и большие жаккардовые ткацкие станки преобразили экономику.

В Круа-Русс, который впоследствии стал «холмом труда», переселились рабочие, жившие до этого в основном в Сен-Жорже и Прескиле. Этот холм стал «холмом труда» в отличие от Фурвьера, «холма молитв»: здесь появились свободные земли, новые дороги и подходящие помещения. Таким образом, к 1852 году население Круа-Русса достигло 28 610 человек.

Восстания рабочих

Невозможно говорить об истории Круа-Русса, не упомянув восстание рабочих шёлковой промышленности: в неблагоприятной для текстильной промышленности ситуации в 1831 году рабочие требовали сохранения своих постоянно падающих доходов. Восстание ткачей на холме, к которому присоединились ткачи Бротто и Ла-Гийотьер, произошло с 21 по 24 ноября, но в конечном итоге было жестоко подавлено.

Ещё одно восстание произошло в апреле 1834 года, а затем в 1848 году последовало ещё одно, известное как «Voraces» (Прожорливое восстание).

С 1852 по 1871 год Круа-Русс был интегрирован в Лион и пользовался городскими услугами: инфраструктурой, больницами, фуникулёром (1863), железной дорогой на север, водоснабжением и освещением, школами.

 

Quartier des Pentes

Название «Пант» (Pentes) ясно указывает на крутой склон района. Здесь также много холмов. Панты расположены ниже бульвара Круа-Русс и выше Ле-Терро.

Благодаря древнему амфитеатру Трёх Галлов (19 г. н. э.) и остаткам римской дороги, район предлагает прекрасные галло-римские памятники.

В XVII и XVIII веках здесь было множество садов и монастырей (картезианских, урсулинских, кармелитских), некоторые из которых были преобразованы, например, резиденция Вильманзи, бывший монастырь Колинетт. С XVIII века в районе стали появляться мастерские канутов (ткачей), которые, в частности, переезжали из района Сен-Жорж в Вьё-Лионе в современные здания, приспособленные для больших жаккардовых станков, и стали известны как «рабочий холм». С развитием городского планирования времён Второй империи Ле-Пант стал более приятным районом. В верхней части Ле-Пант крепостные валы 1512 года были снесены, чтобы освободить место для бульвара Круа-Рус. Многие улицы Ле-Пант стали пешеходными, поскольку они либо ступенчатые, либо узкие, что добавляет им очарования.

С упадком ткацкой промышленности в 1960-х годах район обнищал и стал антисанитарным. Однако, с началом его возрождения в 1980-х годах, реновация и просторные квартиры привлекли более обеспеченное и молодое население, интересующееся культурной жизнью.

Не пропустите:

  • boulevard de la Croix-Rousse и Gros Caillou
  • église Saint-Bernard
  • cour des Voraces
  • подъем и сад Grande Côte
  • église Saint-Bruno des Chartreux
  • amphithéâtre des Trois Gaules (Амфитеатр Трёх Галлов)
  • église Saint-Polycarpe
  • passage Thiaffait (Пассаж Тиаффе)
  • Condition des Soies
  • salle Rameau (Зал Рамо)

 

Boulevard de la Croix-Rousse

Бульвар де ла-Круа-Русс — символическая артерия холма: относительно широкий, с красивыми зданиями и оживлённым рынком, он отмечает границу между «склонами» и «плато», где стояли старые укрепления.

Укрепления Круа-Рус тянулись от Роны до Соны по прямой линии, на месте современного бульвара де ла-Круа-Русс. Первый вал, вероятно, существовал ещё в начале XV века. Затем, около 1512 года, Людовик XII предпринял инициативу по его реконструкции. Около 1600 года комплекс включал девять бастионов. В 1832 году бастионы были переданы государству для реорганизации, а 20 июня 1865 года Наполеон III объявил, что «укрепления больше не имеют смысла». Они бесполезны против врага, и мы уже не живём в те времена, когда считали необходимым возводить надёжные оборонительные сооружения против беспорядков». Поэтому их статус был понижен, и император пожелал заменить их обширным озеленённым бульваром, «свидетельствующим о его уверенности в здравом смысле и патриотизме населения Лиона».

 

Cour des Voraces

Это большой комплекс зданий, представляющий собой типичный образец рабочего жилья в Круа-Русс XIX века и современного народного жилья. Согласно наиболее распространённой гипотезе, слово VORACES – это искаженное слово «devoirants» («соратники»), которое, в свою очередь, произошло от «Compagnons du Devoir» («Компаньоны трудолюбия») – названия, выбранного в 1846 году гильдией, обосновавшейся здесь. Это была одна из многих более или менее тайных рабочих организаций, издавна существовавших в этом районе.

Трабуль Cour des Voraces

Трабуль Кур-де-Ворас очень незаметен: чтобы увидеть его с любой точки зрения, нужно сначала пройти через обычные здания: те, что граничат с площадью Кольбер, те, что граничат с улицей Эмбер-Коломе или те, что граничат с монт Сен-Себастьян.

Трабули Лиона на холме Круа Русс

С 9 place Colbert к зданию можно попасть по подъездной дороге, ведущей прямо в просторный двор, откуда открытая лестница спускается во второй двор и примыкает ко второму зданию. Пройдя под этим вторым зданием по новой подъездной дороге, попадаешь в типичный тупик Круа-Русс. Оттуда, по проходам, пересекающим здания, можно добраться либо до 29 rue Imbert Colomès, либо до 14bis montée Saint-Sebastien. У этих двух последних выходов нет дверей, поэтому трабуль всегда открыт.

В нижнем дворе, над второй подъездной дорогой, возвышается монументальная каменная лестница, которая по-настоящему привлекает внимание тех, кто идёт со стороны площади Кольбер. Эта характерная и хорошо известная лестница примыкает к центральному зданию по всей ширине и высоте его северного фасада. Она отличается прямыми, перекрывающимися пролётами, ажурной криптой и широким проёмом во двор. Она делит свои проходы со зданием, которое обслуживает через северный фасад.

Возведение этой лестницы в начале XIX века было техническим и архитектурным подвигом. Пролёты прямые. Они опираются на косые тетивы, каждая из которых выполнена из цельного массивного камня. Элементы имеют умеренное поперечное сечение. В местах их соединения используется своего рода шаровой шарнир, обеспечивающий передачу нагрузки. Элементы, представляющие собой крупные каменные блоки, весят десятки тонн, но при этом точно подогнаны. Верхняя часть лестницы выполнена из дерева в том же стиле.

История

Строительство этого комплекса стало возможным благодаря исчезновению обширных церковных владений, ранее занимавших почти весь холм Круа-Русс. Потребности были таковы, что с 1810 по 1830 год здесь царил настоящий строительный ажиотаж. В то же время количество ткацких станков удвоилось. Тот факт, что комплекс был построен в короткие сроки, для удовлетворения неотложных нужд, объясняет однородность застройки Круа-Русс. Именно эта однородность была признана в июле 1984 года с созданием Зоны охраны архитектурного, градостроительного и ландшафтного наследия склонов Круа-Русс. Двор и лестницы Кур-де-Ворас были впоследствии включены в Дополнительный перечень исторических памятников в 1990 году.

Участки, на которых планировалось построить Кур-де-Ворас, принадлежали различным конгрегациям и до Революции занимали монастыри. Изъятые после 1793 года, они были проданы как национальное достояние в 1810 году и немедленно восстановлены. Согласно кадастровой карте, уже в 1832 году Кур-де-Ворас имел тот облик, который сохранился до наших дней. Таким образом, строительство этого комплекса заняло относительно короткий период – с 1810 по 1848 год.

Роль в истории

Существует множество анекдотов о якобы центральной роли в истории Кур-де-Ворас, особенно во время крупных волнений рабочих шёлковой фабрики в 1831, 1834 и 1848 годах. Похоже, некоторые из этих историй были настолько приукрашены, что стали легендами; тем не менее, Кур-де-Ворас был очагом борьбы рабочих в XIX веке.

К концу 1980-х годов в Кур-де-Ворас появились все признаки тревожного упадка: общие помещения зданий были сырыми и темными, в квартирах отсутствовали какие-либо удобства (ванные комнаты, туалеты, центральное отопление и т. д.). Реставрация комлпекса была проведена в 1992 году, лестницу укрепили, а в дома провели современные удобства.

 

Подъем на Grande-Côte

Этот знаменитый «Пант» (Pentes — склон) — старейший перевал на холме. Он соединяет rue des Pierres Plantées с эспланадой Grande-Côte. Эта длинная крутая дорога сначала называлась grande-côte Saint-Sébastien, затем в XVI веке grande-côte de la Croix-Rousse, а затем, наконец, Гранд-Кот. В её центральной части можно увидеть дома XVI и XVII веков.

Grande-Côte

История Гранд-Кот

В Лионе для обозначения улицы с уклоном используется термин «montée», за исключением Круа-Русс, где используется слово «côte». Исторически въезд в Лион на холм контролировался тремя воротами, которые соответствовали трём дорогам. На западе ворота Сен-Венсан соединялись со старинной рейнской дорогой, которая впоследствии стала Кот-Сен-Венсан, а затем горой Кармелитов. В центре, на главном холме, Гранд-Кот-Сен-Себастьян, располагались ворота Сен-Марсель. На востоке ворота Грифон соответствовали montée Saint-Sébastien.

До 1750 года, несмотря на крутой склон холма, именно Гранд-Рю и Гранд-Кот служили главной транспортной артерией, соединяющей Лион с Домбом, Брессом, Франш-Конте, Эльзасом и Швейцарией.

На карте Лиона 1550 года уже показано расширение города в сторону Круа-Русса, особенно вдоль Гранд-Кот. Остальная часть холма в основном покрыта виноградниками, которые приобретают большую значимость, чем зерновые культуры.

К концу XV века Круа-Русс напоминал сельскую местность на окраине города, что позволяло фермерам продавать свою продукцию на городских рынках.

С начала XVI века, с экономическим возрождением Лиона, Гранд-Кот стал важной транспортной артерией, и здесь начали появляться жилые комплексы. Количество домов увеличилось с 4 до 114 в период с 1500 по 1560 год. Аналогично, количество домов на Гранд-Рю увеличилось с 7 до 97 в период с 1550 по 1750 год. Логичный поворот событий: склоны были присоединены к Лиону в 1512 году.

Здания и жильё

Изначально участки были практически одинаковыми, располагались перпендикулярно склону, с небольшой (от 110 до 250 м²) или маленькой (от 25 до 80 м²) площадью. Изначально их приобретали в основном ремесленники, торговцы, владельцы гостиниц и таверн. Для своих нужд они строили преимущественно земляные террасные дома, вдохновлённые зданиями центра города на Гранд-Кот, то есть трёх- или четырёхэтажные.

В современный период (XVII и XVIII века) в зданиях на первом этаже располагались магазины, прилегающая комната и одна или две спальни на каждом этаже. Доступ на верхние этажи осуществлялся по внутренней винтовой лестнице или по внешней деревянной или каменной лестнице, образующей галерею с видом на внутренний двор. Впоследствии дворы и задние сады были заменены более низкими зданиями, что иногда приводило к появлению двух рядов зданий.

Lyon - La Croix-Rousse

В XVIII веке ремесленники и торговцы Гранд-Кот в значительной степени уступили место ткачам и текстильщикам, в отличие от расположенной ниже улицы Гранд-Рю, где сохранились торговые лавки.

В 1769 году строительство дороги, соединяющей Лион и Бресс, положило конец монополии Гранд-Кот на торговлю. Это также ознаменовало начало развития ткацкой промышленности в районе Круа-Русс. Холм Гранд-Кот стал «колыбелью» движения канутов (ткачей шёлка). В 1788 году здесь насчитывалось почти 705 ткацких станков, и их число росло в геометрической прогрессии по мере развития городов на склонах. Холм Гранд-Кот стал перевалочным пунктом для рабочих шёлковых ткачей, направлявшихся в район торговцев.

Большинство сохранившихся зданий сохранили свою первоначальную планировку. Некоторые из них были заменены в XIX веке более поздними постройками. Таким образом, здесь можно встретить как дома XII века с окнами со средниками, так и более современные здания.

Кризис текстильной промышленности затормозил развитие района, который постепенно пришёл в упадок: в конце XX века в ходе городской реконструкции была разрушена верхняя часть холма. Сегодня на Гранд-Кот можно увидеть самые разные здания: от домов XVI века до современных построек 1970-х годов, в том числе постройки XIX века в стиле канутов.

 

Эспланада и сад Гранд-Кот

Эспланада Гранд-Кот расположена на вершине холма, на пересечении улиц rue de Sève и Bon Pasteur. Отсюда открывается один из самых красивых панорамных видов на город.

Улицы и площади Лиона

Проект начался в 1975 году со строительства первой эспланады и фонтана. К сожалению, это сооружение не выдержало испытания временем, и был реализован новый проект, работы по которому велись с 1999 по 2004 год. Он придал эспланаде тот облик, который мы знаем сегодня: площадь, полностью вымощенная светлым известняком из Монталье, и сад площадью 6179 м² с крутым склоном и наличием шелковицы — черной, белой, платановой и бумажной, — символизирующей шелковую промышленность региона Круа-Русс.

Сады всегда были связаны с историей склонов. В середине XVIII века в Круа-Руссе насчитывалось 45 садоводов, большинство из которых располагалось в центре плато. Они выращивали спаржу, артишоки, различные овощи, шпалерные фруктовые деревья, а также некоторые декоративные растения и кустарники.

Эспланада, сады и холм Гранд-Кот – прекрасный исторический, визуальный и архитектурный маршрут от Круа-Русса до Лиона, в сторону района Терро. Не упустите возможность посетить это место.

 

Амфитеатр Трёх Галлов

Амфитеатр Трёх Галлов является частью федерального святилища Трёх Галлов, возведённого в 12 г. до н. э. Друзом в Лугдунуме и посвящённого поклонению Риму и Августу, которое отмечали 60 галльских народов. Ежегодное собрание проводилось 1 августа, в годовщину взятия Александрии и в праздник Луга, галльского бога солнца, которому в то время поклонялись на холме Фурвьер. Этот амфитеатр располагался у подножия холма Круа-Русс, у слияния рек Роны и Соны.

Первый амфитеатр

Около 19 г. н. э. был построен амфитеатр, окончательно идентифицированный в 1958 г. после обнаружения на месте самого памятника фрагмента посвятительной надписи. Она свидетельствует о том, что Тиберий Цезарь Август и Гай Юлий Руф, жрец Рима и Августа, построили амфитеатр с подиумом на свои средства. Этот амфитеатр, старейший в Галлии, имел скромные размеры: 67 х 42 метра. Кавея (часть римского театра или амфитеатра, где сидели зрители) состояла из подиума и, окруженного стеной, четырёх ярусов сидений и могла вместить около 1800 зрителей. Канал по краю арены отводил сточные воды.

Этот амфитеатр служил двум основным целям. Самой официальной была его роль как ежегодного собрания народов, древних кельтских племён. Амфитеатр также использовался для народных празднеств, часто кровавых, таких как гладиаторские бои между собой или с дикими зверями, а также для расправ над христианами. Мученичество 177 года отмечено смертью Бландины, брошенной на растерзание зверям.

Расширение амфитеатра

По всей видимости, памятник был расширен во II веке. Вокруг старого амфитеатра были пристроены две галереи, увеличившие его размеры до 143 х 117 метров. Это расширение приписывается Гаю Юлию Цельсу, прокуратору Лиона и Аквитании. Он вмещал более 20 000 человек и был открыт для жителей Лугдунума во время цирковых игр.

1 августа делегаты из 60 стран собрались перед монументальным алтарем, чтобы выразить свою преданность Риму. Этот алтарь и его 50-метровое основание выполнены из мрамора. По бокам от них стоят две крылатые статуи Победы. Они сделаны из позолоченной бронзы и держат большие пальмовые ветви и золотые короны. Они установлены на гранитных колоннах, увенчанных порфировыми ионическими капителями.

Религиозные церемонии включали жертвоприношения, шествия, игры, а также состязания в ораторском искусстве и поэзии.

Упадок

Холм, который на протяжении двух веков играл важную роль в национальном масштабе как важный центр сбора, впоследствии утратил эту функцию.

Этот упадок, возможно, был вызван перемещением точки слияния рек дальше к югу от города и, прежде всего, различными испытаниями, которые Лион претерпевал с конца II века: разграблениями и пожарами, учиненными армиями Септимия Севера (197 г.), затем варварами-алеманнами (274 и 280 гг.) и другими захватчиками, которые проносились по региону вплоть до V века.

Неиспользуемый с конца III века, холм был покрыт виноградниками и садами.

Повторное открытие амфитеатра

На карте Лиона XVI века отмечено наличие некоторых арок и арены, известной как «Пробка пустыни» (Corbeille de la Déserte).

Первые раскопки 1818–1820 годов позволили определить периметр арены. К концу XVIII века она исчезла с поверхности, поскольку земля была засыпана на несколько метров для создания ботанического сада. Только в 1960 году под руководством Амабля Одена и при поддержке мэра Лиона Луи Праделя были проведены серьёзные раскопки, позволившие вновь обнаружить этот памятник.

В 2007 году город Лион и городское сообщество начали предварительные исследования для развития всего объекта, которые, если будут завершены, вероятно, повлекут за собой дальнейшие раскопки.

 

Пассаж Тиаффе

В самом сердце склонов Круа-Русс находится пассаж Тиаффе. От подножия холма до его вершины ведут несколько тропинок: эта – одна из них, великолепно проложенная. Учитывая её расположение и состояние, она идеально подходила для того, чтобы стать движущей силой реставрации района.

С улицы Рене Лейно, пройдя под крыльцом, можно попасть в длинный прямоугольный двор, окруженный типичными пятиэтажными зданиями Круа-Русс.

Первые этажи сейчас занимают модные бутики: это Village des Créateurs, центр моды и торговли одеждой в первом округе Лиона и далеко за его пределами. На склоне холма двор раздваивается. Оттуда можно попасть на улицу Бурдо по двум расходящимся лестницам: пассаж Тиаффе – это своего рода трабуль под открытым небом.

До Революции пассаж не существовал. На его территории располагались различные конгрегации. В начале XIX века он был продан в национальную собственность с двойной целью: открыть пешеходную тропу к вершине холма и создать смешанное жильё: с самого начала Коллективите заложил принцип социального смешения. XX век лишь подтвердил это.

Исторические достопримечательности

1826–1827: Строительство дома Тиаффэ, а затем, постепенно, и зданий, которые в настоящее время выстроились вдоль пассажа. В последующие десятилетия комплекс был преобразован в совместное владение.

В конце XIX века жилые дома до-ампирной эпохи, не отличавшиеся комфортом, начали конкурировать с османовскими постройками. Район перестал привлекать посетителей и обесценился в глазах лионцев. Самые богатые слои населения пренебрегли им и покинули Круа-Русс.

В начале Первой мировой войны арендная плата была заморожена на очень низком уровне. Содержание зданий казалось слишком обременительным и было сведено к минимуму.

В период между двумя войнами жилья стало не хватать, а потому оно стало дорогим. В пассаже Тиаффэ, как и повсюду в Круа-Руссе и в других районах города, жильё ещё больше страдало от перенаселённости.

После Второй мировой войны строительство возобновилось активными темпами. Перенаселённость сократилась. Но именно самые обеспеченные слои населения массово уезжали. Покинутые наиболее платёжеспособными слоями населения и ещё больше страдавшие от отсутствия должного ухода, здания пришли в упадок. В то же время розничная торговля пришла в упадок.

К концу 1980-х годов склоны Круа-Русса находились в тревожном состоянии физического и социального упадка, который продолжал ухудшаться. Именно тогда было принято политическое решение о необходимости реагирования, и идея использования коммерческой ревитализации для стимулирования реновации жилья постепенно укоренилась. С этого момента два процесса (реконструкция зданий и коммерческая реконструкция) развивались параллельно.

Реставрация зданий

Примерно в 1990 году, отметив неэффективность частной инициативы, местные власти решили взять инициативу в свои руки и привлечь государственные органы, сохранив при этом контроль над процессом. Городское сообщество Лиона незамедлительно выкупило 80% квартир в кондоминиумах в зданиях. Они были переданы OPAC du Grand Lyon.

Все здания были разделены между OPAC (которая построила 34 единицы социального жилья) и 11 частными владельцами. Также оставалось 900 м² коммерческих помещений. Проект реставрации был разработан в 1994 году. В 1995 году тендерная документация была направлена ​​подрядчикам. Работы выполнялись в течение последующих лет.

Создание модного городка

Ещё весной 1994 года Лионская торгово-промышленная палата предложила создать обширное пространство, посвящённое моде, но расположить его на площади Терро. Идея размещения этого объекта в пассаже Тиаффэ была выдвинута в июне 1997 года новым игроком, появившимся в то время: Французским институтом моды (IFM).

 

Condition des Soies

Здание Condition des SoiesСостояние шёлка«), расположенное по адресу 7 rue Saint-Polycarpe, было построено в период с 1804 по 1814 год и предназначено для обеспечения необходимой влажности шёлковых нитей, используемых в торговле. Оно внесено в список исторических памятников и в настоящее время служит библиотекой, общественным центром и зданием ассоциации.

Происхождение и этимология

Выражение «Состояние шёлка» относится к испытаниям и экспертизе текстильных изделий с различных точек зрения: влажности, веса, прочности и т. д., и, в более широком смысле, обозначает учреждение, где проводятся такие испытания.

Цель — определить сухой вес шёлка, чтобы гарантировать требуемую влажность шёлка, передаваемого от торговцев к торговцам, а также качество готовых изделий, обработанных ткачами, и, следовательно, сырья и готовой продукции, для оценки их стоимости. В XVII веке Лион славился своими шёлками, как объёмами производства, так и тонкостью выделки.

Шёлк – очень гигроскопичный продукт (то есть легко впитывающий влагу) и может содержать до восьми процентов воды от своего веса и до пятнадцати процентов, не будучи при этом влажным. Это свойство создаёт серьёзные недостатки с коммерческой точки зрения, поскольку облегчает мошенничество. В начале века не существовало нормативного акта, регулирующего производство шёлка. В то время для повышения цен достаточно было увеличить содержание воды в шёлке. Это противоречило общественным интересам и интересам производителей, поскольку в то время оплата производилась по весу. В начале XIX века Лионская шёлковая кондиция, одна из старейших в мире, не работала по фиксированным и стабильным технологиям. Энергия сушки (удаление воды) там не была фиксирована и часто менялась в зависимости от количества содержащегося в нём шёлка и состояния атмосферы.

То же самое происходит и в различных точках сушильных камер. Вентиляция недостаточная и плохо организована. Покупатели знают об этом и совершают покупки в сухие дни, чтобы, как они говорят, обеспечить хорошие условия для хранения.

Кондиционирование шёлка в Италии – кондиционирование Раста Мопаса

Италия – классическая страна шёлка, и неудивительно, что именно она стала колыбелью этого метода. Первая кондиционирующая мастерская работала в Турине. Она была основана в 1750 году по приказу короля Сардинии, который хотел укрепить доверие к торговле шёлком среди своих подданных на всех уровнях. Она представляла собой помещение с четырьмя каминами, где шёлк подвешивался на крюках. Температура в этом помещении поддерживалась на заданном уровне с 1 октября по 1 мая; в течение пяти летних месяцев сушка осуществлялась за счёт наружного воздуха.

В 1779 году Жан Луи Раст посетил Туринскую шелковую контору (Италия). По возвращении, желая создать в Лионе контору, подобную туринской, он обратился к Генеральному контролеру финансов с просьбой о тридцатилетней привилегированной концессии. Взамен, как он полагал, он гарантировал единообразие сушки шёлка и исключал любые ошибки, и особенно недобросовестность. После споров с существующими конкурентами о том, кому должна принадлежать эта монополия, Наполеон в 1805 году учредил единую государственную шелковую контору. Он выплатил им компенсацию и положил конец спорам. Наполеон предоставил монополию на упаковку шёлка Торговой палате, которая приобрела земли на бывших землях капуцинов и в период с 1809 по 1814 год построила здание шелковой конторы (по образцу итальянского дворца), которая установила порядок в отношении качества и стоимости продукции по проекту архитектора Жозефа-Жана-Паскаля Гея. Единственное и публичное предприятие «Condition des Soies» переехало в это здание только 14 августа 1814 года.

Поскольку Condition des Soies должен был работать круглосуточно, директор не мог покинуть соседнюю резиденцию без разрешения. Шелк упаковывали в проволочные ящики, которые на сутки помещали в закрытое помещение с толстыми стенами и постоянной температурой около 18 — 20градусов.

Описание здания

«Condition des soies» – здание длиной 32 метра и шириной 23 метра. Это образец функциональной промышленной архитектуры XIX века.

План здания отличается высокой симметрией, единственными декоративными элементами являются разнообразные проёмы, навесы и большие входные ворота. Общая композиция строгая. Изначально здание было изолировано от соседних домов, чтобы предотвратить риск пожара и облегчить передвижение.

Входная дверь украшена богатой резной аркой с изображением листьев шелковицы, шелкопрядов и головы льва. Справа, на фасаде, находится бронзовый барельеф с изображением Пастера (в медальоне с двумя небольшими аллегорическими бронзовыми барельефами, инкрустированными в мраморную доску).

Взлёт и падение

К 1806 году объём переработки составил тридцать тонн. В 1841 году, благодаря научному усовершенствованию, известному как абсолютная сушка, с помощью печей, установленных инженером Поленом Талабо, производительность увеличилась до шестидесяти шести тонн в месяц. Последовали дальнейшие усовершенствования, и к 1913 году, достигнув семисот тонн в месяц, здание было почти полностью загружено, и Торгово-промышленная палата рассматривала возможность расширения в Ле-Бротто.

Первая мировая война ознаменовала собой период упадка, связанный с развитием вискозы. Кризис 1929 года усугубил упадок, а Вторая мировая война, прервавшая импорт, привела к закрытию здания в 1940 году.

После войны его место занял Исследовательский центр шелковой и текстильной промышленности (CRIST), переехав сначала в Булонь-сюр-Сен (департамент О-де-Сен), а затем в 1976 году в Экюлли (департамент Рона). После поглощения отдела одежды он теперь носит название Французский институт текстиля и одежды (IFTH).

 

Зал Рамо

Зал Рамо — один из крупнейших концертных залов, построенных в Лионе на рубеже XIX и XX веков. Он имеет некоторое сходство со своим современником, Дворцом Бонди, расположенным на правом берегу Соны, по адресу: набережная Бонди, дом 18.

В начале XX века Жорж Витковский, тогдашний руководитель будущего Национального оркестра Лиона, получил разрешение от города Лиона на строительство огромного концертного зала, посвящённого симфонической музыке.

Это здание, наряду с Дворцом Бонди, является одним из первых в Лионе, где использовались стальные конструкции и железобетон. Здесь, как и в большинстве общественных зданий того периода, архитекторы, по-видимому, стремились использовать инновационные технологии, максимально сохраняя традиционные формы.

В результате получился любопытный компромисс: обширные поверхности, огромные эркеры, но также богатый декор, наполненный символикой и деталями в стиле модерн со стальными рамами, отсылающими к прошлому.

По обе стороны от торжественных входных ворот, выходящих на улицу Мартиньер, расположены две коринфские колонны; На фасадах скульптуры, барельефы и мозаики широко используют геральдические (лев особенно выделяется), мифологические и неоклассические мотивы. Стильный навес тянется по всей длине главного фасада.


→ Вернуться к путеводителю по Лиону

 

Другие районы Лиона: