Главная достопримечательность Реймса — кафедральный собор Notre-Dame de Reims, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор был построен в XIII веке (уже позже Собора Парижской Богоматери в Париже и собора Шартра). Это один из самых известных памятников готической архитектуры во Франции. Со Средневековья до XIX века в соборе короновались практически все французские монархи.
Реймсcкий собор Нотр Дам
В галло-римский период на этом месте находились термы, которые в V веке заменили первым собором. Его построил епископ Никазий, а посвятили Деве Марии. В 498 году в Реймсском соборе святой Ремигий, епископ Реймса и апостол франков, крестил Хлодвига I, первого короля из династии Меровингов, вместе с 3000 его воинами и приближенными. Этот момент считается обращением салических франков в христианство, ставшим одним из клюевых в истории европейского христианства вообще. Именно тогда Реймсский собор стал тем местом, где в будущем короновались все короли и императоры Франции.
История реймсского собора
В 1027 году здесь проходит коронация Генриха I. Благодаря появлению легенды о св. Стекляннице, Реймсские архиепископы получили большое политическое влияние, а Реймсский собор стал постоянным местом коронации и слеюущих правителей Франции.
Здание старого собора было уничтожено разрушительным пожаром в 12010 году. Год спустя, 6 мая, архиепископ Реймса Обри де Умбер заложил здание нового собора, посвященного Богоматери. Строительство собора продолжалось непрерывно в течении 20 лет. В 1241 году был закончен хори, вероятно, трансепт. Главный неф возводили несколько позднее. Около 1250 года завершилось скульптурная декорация главного — западного фасада.
Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Мастер Жан д’Орбэ возводил хор и трансепт в 1211—1228 годах, Жан де Лу — западный фасад в 1228—1244 годах, Гоше де Ремс работал в 1244—1252 годах, Бернар де Суассон — в 1252—1287 годах. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 года).
Во времена столетней войны собор был под осадой англичан в 1359-60 гг. После падения города, англичане владели Реймсом и собором вплоть до 1429 года, когда город был освобожден Жанной д’Арк, что позволило 17 июля 1429 года провести коронацию дофина Карла.
Славянское реймсское евангелие
В 1574 году в собор попало так называемое славянское Реймсское евангелие — пергаментный документ, считавшийся «таинственной восточной рукописью». Ее первая часть написана кириллицей и содержит чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви. Вторая же ее часть написана хорватской угловатой глаголицей для совершения католического богослужения на славянском языке. И что интересно, именно на этой славянской рукописи присягали французские монархи во время коронации.
Вторая мировая война
Во время первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращен в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи собора.
В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью «Pro aris» (пер. с лат. «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили русские художники объединения «Мир искусства».
Реставрация
Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.
Архитектура Реймского собора
Длина собора внутри — 138,69 м. Высота нефа под сводами равняется 37,95 м.
Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, башни образуют с фасадом единое целое. Порталы и окна собора украшены вимпергами (каменными ажурными флеронами): их стрельчатые окончания (щипцы) проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремленность фасада.
Одними из самых высоких строений Франции и по сей день считается пара башен на западном фасаде Нотр-Дама – их высота 80 метров. Башни могли «вырасти» и выше за счёт шатров, увенчанных шпилями, но идея провалилась. Помимо этого, в плане было строительство пяти дополнительных башен, но план тоже канул в Лету.
Центральный неф длиной в десять пролетов, граничащий с обеих сторон с двумя боковыми нефами, поднимается на три уровня – классика французской готики 13 века в своей наиболее гармоничной форме, впервые примененной в Шартрском соборе. Высота арки большого нефа до замкового камня составляет почти 38 метров. Одна из уникальных деталей интерьера – цилиндрические опоры, обрамленные пучком тонких колонн.
План Реймсского собора отличается от соборов в Шартре, Суассоне и Амьене: он длиннее, но не с таким высоким нефом и более коротким трансептом. Вдоль полукруглого завершения хора находится деамбулаторий, переходящий в венец из пяти капелл. Самой глубокой из них является центральная часовня, находящаяся на главной оси собора. Для того чтобы сохранить главный алтарь на прежнем месте, которое он занимал в прежнем романском соборе, хор был продлен, заняв в результате несколько пролетов нефа.
Порталы Реймсского собора украшают круглые витражи-розы, довольно необычные по композиции. Самая большая роза заменяет традиционный скульптурный тимпан центрального портала — заполняет охваченный широкой аркой центр второго яруса. Над вторым ярусом традиционно помещена «Галерея королей» с рядом статуй большого размера.
Особого внимания заслуживают многочисленные витражи, среди которых есть как сохранившиеся со времен строительства собора (13 век), так и современные.
Витражи Марка Шагала
Три витража центральной капеллы были созданы в 1974 году Марком Шагалом.На левом витраже изображены Древо Иессея и Жертвоприношение Исаака, на центральном витраже – распятый Христос. Правый витраж представляет главное событие в истории Реймсского собора.
Улыбка Реймса
Собор прославился на весь мир также своими великолепными скульптурами: в «Галерею королей» входит около 500 уникальных фигур епископов, королей, рыцарей, ремесленников и даже святых, которые были созданы в основном в XIII столетии. Знаменитый собор также называют – «собор ангелов», так много здесь фигур ангелочков, из которых самый известный – это улыбающийся ангел у северного портала. Этот образ даже прозвали «улыбкой Реймса». Этот шедевр готической скульптуры датируется первой половиной XIII столетия.
В период Первой мировой войны каменная статуя разбилась, когда упала с высоты четырех метров. Её остатки бережно собрал аббат Жюль Тино и спрятал в церковном тайнике. И только после тщательнейшей реставрации в 1926 году «Улыбающийся ангел» вернулся на фасад кафедрального собора.
Именно его загадочной улыбке посвятила свое тихотворение «Ангел Реймса» поэтесса Ольга Седакова:
Ты готов? —
улыбается этот ангел.
Я спрашиваю, хотя знаю,
что ты несомненно готов:
ведь я говорю не кому-нибудь,
а тебе,
человеку, чье сердце не переживет измены
земному твоему Королю,
которого здесь всенародно венчали,
и другому Владыке,
Царю Небес, нашему Агнцу,
умирающему в надежде,
что ты меня снова услышишь;
снова и снова,
как каждый вечер
имя мое высказывают колоколами
здесь, в земле превосходной пшеницы
и светлого винограда,
и колос и гроздь
вбирают мой звук —Но все-таки,
в этом розовом искрошенном камне,
поднимая руку, отбитую на мировой войне,
все-таки позволь мне напомнить:
ты готов?
К мору, гладу, трусу, пожару,
нашествию иноплеменных, движимому на ны гневу?
Все это, несомненно, важно, но я не об этом.
Нет, я не об этом обязан напомнить.
Не за этим меня посылали.
Я говорю:
ты
готов
к невероятному счастью?
Декор реймсского собора
Всего же в соборе насчитывается 2303 статуи разных форм и размеров — это самая большая коллекция каменных изваяний в одном соборе в Европе. В результате проведенных исследований было выявлено, что монохромные скульптуры во времена далекого средневековья были еще и цветными. И сейчас по вечерам, благодаря современным технологиям свето- и цветопроекции, возвращается средневековая палитра, раскрашивая стены и статуи собора в различные цвета и визуально воссоздавая их первозданную красоту.
В южной башне собора имеются два больших колокола. Один из них называется «Шарлотта» («Charlotte»), он был отлит в середине XVI века и весит около 11 тонн.
Гребень крыши уркашен трилистниками и лилиями, в напоминание о том, что именно здесь проводились коронации королец Франции. Ихъятые и уничтоженные во время Французской революции, они были восстановлены в 1924-26 гг. Вершину фасада, выходящего на дворец Тау, украшает скульптура стрельца. У основания крыши хора находится очередная скульптура Ангела. Башня над хором по периметру украшена фигурами кариатил.
Во время фестивалей летом собор подсвечивается цветными огнями на шоу «Мечта света» (Rêve de couleurs)
Легенда о Святой Стекляннице
Святая Стеклянница, или Ампула Реймсская, — это сосуд особой формы в виде фиала, в котором находился священный елей (масло), якобы использованный в V веке при крещении короля франковХлодвига. Первоначальная стеклянница по сути являлась флаконом из древнеримского стекла высотой примерно 3,8 см.
Доля этого елея примешивалась в миро, использовавшееся в церковном обряде помазания монархов Франции в ходе церемонии их коронации. Первым документально зафиксированным помазанием с использованием этой реликвии считается коронация в 1131 году короля Людовика VII папой римским Иннокентием II. Стеклянница хранилась в аббатстве святого Ремигия в Реймсе.
Архиепископ Реймса Гинкмар, пытаясь укрепить за своей церковью право помазывать королей на царство, записал рассказ, заимствованный, по его словам, из старинной рукописи о принесении святой ампулы белым голубем в минуту крещения Хлодвига: святой Ремигий оказался в затруднении, потому что прислужник, державший сосуд с миро, был оттёрт толпой. Рассказ стал переходить от одного писателя к другому, украшаясь подробностями. Аймоин в IX веке уже прямо говорил, что ампулу принёс св. Дух в образе голубя. Гийом Бретонец в XIII веке рассказывал, как дьявол намеревался погубить душу Хлодвига грехом нетерпения, и поручил ангелу принести ампулу. В обряд коронации государей Франции католическая церковь внесла молитвы и гимны, относящиеся к тому чудесному событию, и реймское духовенство хранило святыню.
Стеклянница была разбита 7 октября 1793 года во время французской революции членом Национального конвента Филиппом Рюлем при большом скоплении народа на площади Руаяль в Реймсе. Украшавшая эту площадь статуя Людовика XV в те дни была уже демонтирована и подготовлена к отправке на переплавку в артиллерийские орудия. Именно о пьедестал этой статуи революционеры разбили Стеклянницу, а оставшиеся осколки, в качестве доказательства, были отправлены в Париж.
В 1821 году объявился говоривший, что он спас осколок чудесного сосуда, к которому пристала капля застывшего масла. Реймским капитулом осколок был признан достоверным, отделан золотом и алмазами как часть подножия новой ампулы, в которую к капле спасённого масла прилили миндальное, и Карл X был помазан из этого нового сосуда в 1825 году.
Кафедральный собор на карте Реймса на карте: