История Альби уходит корнями в доисторическую эпоху. Расположенный на мысе с видом на реку Тарн, Альби стал важным городом после создания здесь епархии в 4 веке.
История Альби:
Старейшие районы (Castelviel, Bourg Saint-Salvi, Combes-Berges du Tarn и Castelnau) постепенно развивались вокруг места сосредоточения власти, а именно Кафедрального собора Альби и Епископского дворца. Постройка Pont-vieux («Старого моста») в 11-м веке позволила городу быстро развивать свою экономику и расширить свои пригороды на правом берегу. Позже, другие районы появились на юге и востоке (Verdussen, Vigan). Наконец, крепостная стена, построенная в 12-м веке, полностью окружила все 8 районов разросшегося города.
13 век: важный период в Альби
В 13-м веке, инакомыслящее религиозное движение, члены которого известны как катары , потрясло юг Франции. Епископ Святой Бернар, после его плохого приема в Альби, куда пришел, чтобы проповедовать, назвал жителей города еретиками. Вся Европа стала именовать катаров «альбигойцами» и назвала карательную экспедицию Симона де Монфор против города, длившуюся с 1208 по 1229 гг, альбигойским крестовым походом.
Тем не менее, Альби остался верен католической церкви и сплотился вокруг крестоносцев, тем самым сохранив город от разрушения. Сразу же после их успешного крестового похода, епископы, которые в то время правили городом, возвели Palais de la Berbie, укрепленный дворец епископов, а также строгий собор, который должен был быть символом их власти и их победы над ересью катаров.
Альбигойский крестовый поход
Альбигойский, или Катарский, крестовый поход (1209—1229 годы) — это серия военных кампаний, начатых Римской католической церковью с целью искоренить ересь катаров — религиозное движение, получившее широкое распространение в Лангедоке. Секты с отличным от католического видением христианства существовали с самого его начала, но в отличие от раздробленных и небольших сект, катары из Лангедока представляли собой довольно сплочённое религиозное движение. Наряду с катарами в городах и селениях, контролируемых городами, возникали общины вальденсов. Хотя корнями движение катаров уходило не в Лангедок, но именно там их религиозные учения нашли самый восторженный отклик.
Папа римский Иннокентий III сначала пытался повлиять на распространение катарской ереси дипломатическим путем, но местные священнослужители и знать не оказала им особой поддержки, разделяя катарские взгляды. В результате папа римский инициировал крестовый поход, длившийся 20 лет, во время которого было уничтожено около миллиона человек.
Альбигойский крестовый поход сыграл решающую роль в учреждении Ордена доминиканцев. Он же послужил причиной создания инквизиции как мощного средства борьбы католической церкви с инакомыслием. В результате крестового похода, территория региона Лангедок перешла из рук богатых и могущественных феодалов (в частности, герцога Тулузского) под французскую корону. Но еще долгое время эти места были оплотом инакомыслия, став гугенотской республикой в ходе Религиозных войн во Франции в 16-м веке.
Начиная с эпохи Просвещения и по сей день катаризм оценивается большинством исследователей как самый серьёзный противник Римско-католической церкви до начала Реформации, во многом повлиявший на религиозные процессы XIV-XVI веков.
Ренессанс: золотой век пастели
Начиная с 15-го века, Альби процветал благодаря торговле щафраном и, особенно, пастелью (pastel): так звучало оккитанское название растения, из котиорого получали темно-синий краситель. С его новообретенным богатством, город рос в размерах, а его жители обзаводились красивыми особняками в стиле Ренессанс.
Начиная с 18-го века века, Альби вступила в фазу обширного городского планирования: были снесены крепостные стены, построена набережная Шуазель набережной и площадки с прекрасным видом. Инженер Мари, предшественника Османна в Париже, разработал план города, который в конечном итоге будет реализован во второй половине 19-го века. Во время этого периода, Пляс-дю Виган (Place du Vigan) стала центром городской жизни и популярным местом для прогулок. Вокруг этой площади расположены Префектура Альби, театр и почта, а также многочисленные кафе и рестораны.
Индустриализация и современная эпоха
В 19 и 20 веках, экономика Альби стала приобретать промышленный характер (фабрики по помолу муки, изготовлению вермишели, металлургический завод, шляпная фабрика). Особенно важным игроком стала горнодобывающая компания Альби, которая добывала и экспортировала каменный уголь из Cagnac-Carmaux. Кроме того, производители стекла организовали забастовку, и при поддержке Жаном Жоресом, в 1895 создали свою собственную стекольную фабрику. Историк Ж. Рокес описывает свой родной Альби, как «город, основанный как административный и сервисный, который идет в ногу со временем, не отказываясь по пути от своей души».