Музей Оранжери в Париже (Musee de l’Orangerie) — это музей современного искусства, расположенный в западной части сада Тюильри (Лувр стоит на противоположном конце сада) и недалеко от площади Согласия, на правом берегу Сены в сердце Парижа.
Музей наиболее известен своей коллекцией восьми важных картин Клода Моне с водяными лилиями, а также имеет интересную коллекцию других современных произведений искусства.
В 1 воскресенье каждого месяца вход в музей Оранжери бесплатный!
Здание Музея Оранжери
Прежде чем войти в музей, уделите минуту, чтобы полюбоваться самим зданием. Это внушительное здание было построено в 1853 году — как оранжерея, как вы, наверное, догадались из названия, — и использовалось в качестве зимней защиты для апельсиновых деревьев в саду Тюильри. Здание имеет внушительный фасад в классическом стиле с четырьмя колоннами и большими стеклянными окнами вдоль одной стороны.
Коллекция музея Оранжери
К началу 20-го века оранжерея стала художественной галереей, а к 1927 году, вскоре после того, как Моне умер и оставил эти картины государству, здесь были выставлены картины с водяными лилиями.
Музей Оранжери был усовершенствован в 1977 году, когда большая коллекция современного искусства, принадлежащая Полю Гийому, была подарена музею его женой Доменикой, при условии, что коллекция останется нетронутой. Эта коллекция называется коллекцией Жана Вальтера и Поля Гийома (Жан Вальтер был вторым мужем Доменики).
Главной достопримечательностью Музея Оранжери являются, конечно, кувшинки работы Клода Моне. Картины выставлены в каждой из двух больших комнат на первом этаже. Поскольку полотна столь велики, они расположены на изогнутых стенах, и потому смотреть на них очень захватывающе — вы никогда не сможете увидеть целую картину сразу!
После наслаждения Моне спуститесь по лестнице в Musée de l’Orangerie, чтобы увидеть коллекцию Жана Уолтера и Поля Гийома.
Хотя верно, что в Музее Орсе и Музее современного искусства Парижа есть более известные произведения искусства первых десятилетий столетия, в Музее Оранжери все равно представлена весьма интересная коллекция с картинами Пикассо, Ренуара, Сезанна и Модильяни. Всего в коллекции 145 полотен, охватывающих период от импрессионистов до 1930-х годов.
Посещение музей Оранжери:
В музей можно проносить лишь небольшую ручную кладь. Перед посещением музея вам предстоит пройти проверку безопасности.
Фотографировать разрешается, если это не становится визуальным или слышимым источником раздражения для других посетителей.
Часы работы музея Оранжери:
- Музей Оранжери открыт ежедневно с 9:00 до 18:00, кроме вторников, 1 мая, утра 14 июля и 25 декабря.
- Последний вход в 17:15
- Просят покинуть музей с 17:45.
Билеты в музей Оранжери:
Вход: 6,50 €
Бесплатный вход в музей Оранжери:
- до 18 лет
- 1 воскресенье каждого месяца
Комбинированный билет Музей Оранжери + Музей Орсе: 18,00 €
Проезд:
Musée de l’Orangerie
Jardin de Tuileries
Place de la Concorde (со стороны реки Сены)
75001 Paris
Метро: линии 1, 8, 12, станция Concorde
Автобусы: маршруты 42, 45, 52, 72, 73, 84, 94, остановка Concorde
«Водяные лилии» Клода Моне
Предложенные французскому государству Клодом Моне в день после перемирия 11 ноября 1918 года в качестве символа мира, «водяные лилии» установлены в соответствии с планом в музее Оранжери в 1927 году, через несколько месяцев после смерти художника. По словам Андрея Массона в 1952 году, этот уникальный набор свидетельствует о более позднем периоде Моне. Они были разработаны как реальная среда и венчают цикл картин «Водяных лилий», начатый почти тридцать лет назад.
Набор является одним из крупнейших монументальных достижений живописи начала ХХ века. Размеры и площадь, покрытая краской, окружают и охватывают зрителя почти на сто метров, раскрывая пейзаж, усеянный водяными лилиями, ветвями ивы, отражениями деревьев и облаков, создавая «иллюзию бесконечного целого, волны, без горизонта и без берегов», по словам Моне. Этот уникальный шедевр не имеет аналогов в мире.
Великий проект Клода Моне
Цикл Nymphéas (Водяные лилии) занимал Клода Моне в течение трех десятилетий, с конца 1890-х годов до его смерти в 1926 году, в возрасте 86 лет. Эта серия была вдохновлена водным садом, который он создал в своем поместье Живерни в Нормандии. Заключением цикла стали эти грандиозные полотна, пожертвованные Моне французскому государству в 1922 году, которые выставлены в Музее оранжереи с 1927 года.
Клод Моне в своем саду в Живерни:
Слово nymphéa происходит от греческого слова numphé, означающего нимфу, которая берет свое название из классического мифа, который приписывает рождение цветка нимфе, умирающей от любви к Гераклу. На самом деле, это также научный термин для водяных лилий. Знаменитый пруд с водяными лилиями вдохновил Моне на создание колоссального произведения, состоящего из почти 300 картин, более 40 из которых были большого формата. Были сотканы также три гобелена с изображением водяных лилий, подтверждая тем самым декоративный характер этих серий.
Композиции
Два типа композиции были определены художником в начале цикла. Первый включает в себя край пруда и его густую растительность. Это можно увидеть на полотне Bassins aux nymphéas 1899-1900 [Пруд с водяными лилиями], затем в Pont japonais [Японский мост] более поздних лет.
Второй вариант, напротив, играет на пустоте и включает только поверхность воды с вкраплениями цветов и отражений. Это видно в «Paysages d’eau» («Водные пейзажи») (1903–1908), крупным планом в плотно обрамленной композиции, организованной в серии, в которой каждый элемент представлен в виде фрагмента:
Эта композиция также является, прежде всего, украшением стен. Хотя идея проекта создания круглой серии декоративных картин формировалась с 1897 года, именно в 1914 году художник решил впредь вкладывать все свои силы в создание своего «великого декора». Идея окончательнот оформилась в расположении в Orangerie: панорамный фриз, выложенный почти без шва, и окружающий зрителя двумя эллиптическими комнатами.
Моне и Клемонсо
В 1914 году, в возрасте 74 лет, когда он только что потерял своего сына и не видел надежды на будущее, Моне почувствовал возобновленное желание «предпринять что-то в больших масштабах» на основе «старых попыток». В 1909 году он уже сказал Гюставу Жеффруа, что хочет увидеть тему лилий, «несущихся вдоль стен». В июне 1914 года он написал, что «начинает великий проект».
Это начинание поглощало его в течение нескольких лет, в течение которых он был окружен препятствиями и сомнениями, и когда дружба и поддержка одного человека оказались решающими. Это был политик Жорж Клемансо. Они встретились в 1860 году, потеряли связь и снова встретились после 1908 года, когда Клемансо купил недвижимость в Берновиле, около Живерни. Моне разделял политические идеи республиканца Клемансо, а сам Клемансо проявлял большой интерес к искусству.
Пруд в саду Клода Моне, Живерни:
Во время войны Моне продолжал свою работу попеременно на открытом воздухе, когда подходила погода, и в огромной студии, которую он построил в 1916 году с мансардными окнами для естественного освещения. 12 ноября 1918 года, на следующий день после перемирия, Моне написал Жоржу Клемансо:
«Я нахожусь на грани завершения двух декоративных панно, которые я хочу подписать в День Победы, и пишу, чтобы спросить, можно ли их предложить Государству с вами в роли посредника?».
В то время, когда еще не было уверенности в том, куда была направлена декоративная серия, кажется, что Клемансо удалось убедить Моне увеличить этот подарок с двух панелей до целой декоративной серии.
Дом Клода Моне в Живерни:
Дар государству
В 1920 году подарок стал официальным и привел в сентябре к соглашению между Моне и Полем Леоном, директором Музея изящных искусств, о даре государству двенадцати декоративных панелей, которые Леон установит в соответствии с инструкции художника в конкретном здании. Однако Моне, подверженный сомнению, постоянно переделывал свои панели и даже разрушал некоторые.
Контракт был подписан 12 апреля 1922 года на дар 19 панелей, но Моне, все еще недовольный, хотел больше времени для совершенствования своей работы. В том же году Клемансо напрасно писал ему: «Вы прекрасно понимаете, что достигли предела того, что может быть достигнуто силой кисти и разума». Но, в конце концов, Моне сохранял картины до своей смерти в 1926 году. Затем его друг Клемансо использовал все, чтобы открыть комнаты для водяных лилий в строгом соответствии с желаниями Моне.
Водяные лилии в пруду, усадьба Клода Моне в Живерни:
8 панелей, уникальная выставка
В Музее Оранжери хранятся 8 великих композиций Nymphéas (Водяные лилии) Клода Моне, созданных из различных панелей, собранных рядом. Все эти композиции имеют одинаковую высоту (1,97 м), но различаются по длине, чтобы их можно было повесить на изогнутые стены двух комнат в форме яйца.
Художник не оставил ничего случайного в этом наборе картин, над которым он долго размышлял и которые были выставлены в соответствии с его пожеланиями совместно с архитектором Камилем Лефевром и с помощью Клемансо. Он распланировал формы, объемы, расположение, ритм и пространство между различными панелями, неуправляемый поток посетителей через несколько входов в комнату, дневной свет, приходящий сверху, который затопляет пространство, когда солнце отсутствует или которое более сдержанный, когда солнце закрыто облаками, что заставляет картины резонировать в зависимости от погоды…
Весь набор является одним из самых обширных и монументальных творений в живописи, созданных в первой половине 20-го века, площадь которого 200 м кв.м. Размеры и площадь, покрытая картиной, охватывают зрителя почти на 100 погонных метров. Здесь пейзаж воды, перемежающийся с водяными лилиями, ветвями ивы, отражениями деревьев и облаков, создает «иллюзию бесконечного целого, волны, без горизонта и без берегов», как выразился Моне.
Картины и их расположение отражают ориентацию здания: сцены с оттенками восхода солнца находятся на востоке, а сцены с оттенками заката — на западе. Таким образом, представление континуума во времени и пространстве материализуется. В равной степени наводит на мысль, что эллиптическая форма комнат вытягивает математический символ бесконечности.
Сложности
Картины «Водяные лилии» в Музее оранжереи иногда сталкивались с различными событиями и событиями. В частности, крыша второй комнаты была повреждена во время взрывов 1944 года, а также одна из композиций, в то время как другие панели остались чудесно целыми и невредимыми.
Реконструкция 2006 года была также шансом вернуть комнате «Водяные лилии» ее первоначальное состояние, которое было утрачено во время ремонтных работ, проведенных в 1960-х годах, которые препятствовали естественному освещению, которое хотел Моне.