Стиль Ар-Деко во Франции

Ар-деко (или арт-деко), сокращение от французского Arts Décoratifs, иногда называемый просто деко, представляет собой стиль изобразительного искусства, архитектуры и дизайна изделий, который впервые появился во Франции в 1910-х годах (незадолго до Первой мировой войны) и процветал в США и Европе в период с 1920-х по начало 1930-х годов. В отличие от предыдущего стиля ар-нуво, который выбрал арабески, растительные и органические формы, ар-деко было искусством разума, симметрии и классицизма.

И хотя ар-деко был международным стилем или движением, но он тесно связан с Францией, где его и доводили до того совершенства, которое мы знаем сегодня. Нигде больше не было вложений такого количества навыков, времени и денег в развитие и продвижение этого невероятно гламурного стиля. Так что странно недолговечная история французского ар-деко лежит в основе повествования об ар-деко в целом.

ART DECO in France Стиль Ар-Деко во Франции

 

Особенности ар-деко

Целью арт-деко является разрыв с «беспорядком ар-нуво» и возвращение к классической традиции, смешанной с такими разнообразными влияниями, как кубизм, античность, искусство Африки и Дальнего Востока.

Ар-деко сочетал в себе стили модернистского авангарда начала 20-го века с тонким мастерством и богатыми материалами французского исторического дизайна, а также иногда с мотивами, взятыми из незападных культур. С самого начала ар-деко находился под влиянием смелых геометрических форм кубизма и венского сецессиона; яркие краски фовизма и Русского балета; обновленное мастерство мебели эпох Людовика XVI и Людовика-Филиппа I; и экзотические стили Китая, Японии, Индии, Персии, древнего Египта и искусства майя.

В период своего расцвета арт-деко олицетворял роскошь, гламур, изобилие и веру в социальный и технологический прогресс. В механизме использовались редкие и дорогие материалы, такие как черное дерево и слоновая кость, а также изысканное мастерство. Эмпайр-стейт-билдинг, Крайслер-билдинг и другие небоскребы Нью-Йорка, построенные в 1920-х и 1930-х годах, являются памятниками этого стиля.

Art Deco decor in US

В 1930-х годах, во время Великой депрессии, ар-деко постепенно становилось более приглушенным, открывая путь международному стилю и модерну середины века. Появились новые материалы, в том числе хромирование, нержавеющая сталь и пластик. Более изящная форма стиля, названная Streamline Moderne, появилась в 1930-х годах и отличалась изогнутыми формами и гладкими полированными поверхностями. Арт-деко был поистине интернациональным стилем, но его доминирование закончилось с началом Второй мировой войны и возникновением строго функциональных и неприукрашенных стилей современной архитектуры и последовавшего за ней международного стиля архитектуры….

 

От искусства к декору

Ар-деко стал результатом длительной кампании французских художников-декораторов за получение равного статуса с создателями картин и скульптур. Термин «декоративное искусство» был изобретен в 1875 году, чтобы дать дизайнерам мебели, текстиля и других украшений официальный статус. Société des Artistes Decorateurs (Общество художников-декораторов), или SAD, было основано в 1901 году, и художникам-декораторам были предоставлены те же права авторства, что и художникам и скульпторам. В Париже было основано несколько новых журналов, посвященных декоративному искусству, в том числе «Arts et Decoration» и «L’Art Decoratif Moderne». Секции декоративного искусства были представлены в ежегодных салонах Общества французских художников, а затем и в Осеннем салоне, который сыграл важную роль в популяризации этого стиля.

Французский национализм также сыграл свою роль в возрождении декоративного искусства, поскольку французские дизайнеры почувствовали конкуренцию перед лицом растущего экспорта менее дорогой немецкой мебели.

 

Зарождение ар-деко

В годы, последовавшие сразу за Первой мировой войной, сектор роскоши во Франции переживал поразительный расцвет. Произошло много интересных событий, которые придали энергию этой новой зарождающейся эстетике. Одним из них была популярность таких направлений современного искусства, как кубизм, абстракции и геометрия которого помогли придать форму этому движению; и фовизм, чьи яркие, противоречивые цвета оказали огромное влияние.

 

Русское влияние

Другой причиной была экзотика «Русского балета» Дягилева, прибывшего в Париж в 1909 году. Экстравагантные костюмы и декорации труппы, а также восточные темы шелковых подушек с кисточками, прозрачных халатов и декадентских диванов вызвали творческий взрыв в Париже. В частности, продуманное единообразие Дягилева в брендинге плакатов, костюмов и декораций оказало значительное влияние на зарождающееся французское движение ар-деко.

File:Léon Bakst 001.jpg

 

Венский Сецессион

Другим источником влияния на ар-деко мог быть и венский сецессион. Посмотрите на работы Густава Климта (1905 — 1915 гг, например). Здесь уже явно присутствует декоративность, яркие краски и много золотого цвета. Например, знаменитый климтовский «Поцелуй»:

File:Preparatory design - Klimt - Stoclet Palace.jpg

Здесь уже почти не осталось места реализму и портрету, а маскулинность и женственность переданы за счет орнамента (крупный с жесткими квадратами и мелкий, нежный, струящийся соответственно). Эта новая форма в искусстве еще пока остается на холстах, в живописи. Но скоро, окончательно оформившись, она уйдет в жизнь в виде предметов ар-деко, сохранив богатство принтов и обилие золотого.

К этому добавлялись призывы французского правительства к промышленности использовать разнообразное сырье, такое как слоновая кость и шагрень, которое привозили из отдаленных французских колоний.

 

Проявление

Решающую роль в развитии и продвижении этого непреходящего стиля сыграла поистине выдающаяся выставка, спонсируемая государством (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), состоявшаяся в Париже в 1925 году. То, что выставка состоялась в этот критический момент, как и изначально, было совершенно случайно. должно было состояться в 1915 году, но было отложено из-за войны. Это роковое событие фактически означало, что социальные, интеллектуальные и художественные изменения, которые были ускорены войной, позволили декоративному искусству созреть и даже достичь своеобразного стилистического единства к 1925 году. Таким образом, сочетание случайности и дизайна помогло дать толчок развитию влиятельному стилистическому движению, которое остается популярным и по сей день.

 

Выставка декоративного искусства 1925 г

Эта выставка 1925 года (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes) была поистине экстраординарной по трем основным причинам:

Во-первых, ее огромный размер. На огромной площадке площадью 55 акров в центре Парижа приняли участие 15 000 экспонентов из двадцати стран, а за семь месяцев ее посетили 16 миллионов человек. В довольно мстительном духе Версальского договора, целью которого было изолировать и наказать Германию как предполагаемого злодея Первой мировой войны, только эта крупная европейская страна была демонстративно исключена из выставки.

Exposition Internationale des Arts Décoratifs Paris 1925 Art-Deco pavillions

Во-вторых, ярмарка выдвинула беспрецедентно радикальное требование: все произведения должны быть абсолютно современными. Никакое копирование исторических стилей прошлого не допускается. Изысканное мастерство и артистизм великолепных произведений излучали утонченную современность, но при этом были явно укоренены в традициях. Интересно, что США отклонили приглашение на выставку на том основании, что они не могут выполнить условие, касающееся современности.

В-третьих, это было название этой обширной выставки, которая позже была сокращена до «Ар-деко», давая всеобъемлющее название огромному спектру декоративного искусства и архитектуры, созданному между Первой и Второй мировыми войнами. Французское государство и индустрия предметов роскоши были очень счастливы, поскольку огромный коммерческий успех французского ар-деко гарантировал, что дизайнеры и производители по всей Европе продолжали продвигать этот стиль вплоть до 1930-х годов.

 

Роскошь как основа развития

Решимость французского правительства финансировать и продвигать эту огромную выставку, ставшую катализатором движения, стала следствием его тревоги по поводу растущей маргинализации французского сектора предметов роскоши со стороны других континентальных конкурентов. Рынок предметов роскоши был и продолжает оставаться сектором, имеющим решающее значение для французской экономики, начиная с 18 века, когда Франция была мировой столицей стиля. Проблемы начались с разрушения гильдий во время Французской революции, которая стала серьезным ударом для индустрии предметов роскоши.

Но постепенно французский дизайн и мастерство смогли вновь заявить о себе, что привело к их творческому расцвету с появлением стиля модерн в конце 19 века. Однако эта великая новая надежда обернулась крупным коммерческим провалом. Став жертвой собственного успеха, дешевые имитации модерна массового производства были нацелены на растущий средний класс, который не очень ценил изделия ручной работы, что ускорило его упадок.

 

Национализм в искусстве и декоре

Хотя национальные интересы всегда присутствовали, явно или скрыто, на каждой выставке в Париже, начиная с 1798 года, теперь национализм выходит на передний план и заменяет стремление к универсальности. И Франция, конечно же, считала себя организатором международных стилей.

Во многих отношениях Париж никогда не отказывался от своей роли лидера. В живописи, литературе и музыке Париж на протяжении десятилетий был источником авангарда (сам этот термин выдает его французское происхождение). В женской моде по-прежнему стандарты новой элегантности в высшем обществе повсюду устанавливали парижские шляпа, перчатки и платье. Лишь в декоративном искусстве и архитектуре французы решительно держались за прошлое. Инновационные здания и мебель в стиле модерн 1900 года были забыты. И старые, и новые деньги предпочитали проверенные и настоящие стили – от величественной элегантности старого режима до витиеватого эклектизма Второй империи – для своих особняков.

 

Интернационализм и образ будущего

Большинство национальных павильонов в своих региональных формах и темах отрицали тот самый интернационализм, который пыталась продвигать экспозиция. Результаты были иногда скучными (Англия), агрессивным (Италия) или шумными (Нидерланды). Но общий эффект был тот же: распространение региональных стилей, но ничего, что предполагало бы появление стиля, применимого для всего человечества. Великие классические традиции, которые объединяли общественную архитектуру со времен Возрождения, ушли. «Долой архитравы, колонны и устаревшие храмы аристократического прошлого», — словно говорят эти национальные павильоны. «Всеобщее человеческое сообщество выработает свой собственный стиль, соответствующий своей эпохе, здесь, в двадцатом веке!»

Однако именно советское здание наиболее точно предсказало будущее. Революция 1917 года и провозглашенная миссия привести мир к бесклассовому обществу будущего дали русскому архитектору Константину Мельникову моральный повод отказаться как от классических, так и от региональных архитектурных традиций. Получившееся здание отражало международный стиль, который полностью не проявится еще в течение двух десятилетий: обычные стеклянные прямоугольники, окруженные ничем не украшенными горизонтальными и вертикальными опорами.

Внутри скудный декор подчеркивал солидарность рабочих. Крестьянское искусство было представлено как знак вечной деревенской бодрости в русском пейзаже. Но именно рабочий клуб Родченко продемонстрировал видение городского будущего России: жесткие геометрические стулья без подушек напротив общего стола, предназначенного для хранения журналов и брошюр. На стенах плакаты, провозглашающие добро Советской Республики, и стойки с периодическими изданиями, которые рабочие могут читать. Советский павильон ясно заявил, что российский взгляд на корпоративную жизнь в двадцатом веке в конечном итоге неизбежно захватит высшие эшелоны политической и экономической власти в мире.

Exposition Internationale des Arts Décoratifs Paris 1925 Art-Deco - Konstatin Melnikov, Soviet Pavilion, 1925

 

Модернизм в Ар-Деко

В некоторой степени ар-деко было движением, во многом близким к духу модерна (или Ар-Нуво). Обе формы отвергли декоративную лексику прошлого с их неизбежным стремлением к классическим мотивам, темам и пропорциям. Оба были, по сути, поверхностными произведениями искусства, что отражало более раннее заявление Джона Раскина о том, что орнамент является основной частью архитектуры. Но с начала двадцатого века на воображение художников и мастеров оказали влияние три новых фактора: кубизм в живописи, колониальное искусство французских колоний и движение Баухаус в архитектуре. Каждое из этих влияний отчетливо прослеживалось в архитектуре и экспонатах экспозиции 1925 года.

В стиле модерн отдавалось предпочтение своего рода извилистым линиям  – грация драпированных виноградных лоз или томные движения экзотических танцоров. Однако кубизм Брака, Гри и Пикассо провозгласил новый вкус к резкой угловатости. В декоративном искусстве мебели, одежды и архитектуры эта резкость была сглажена до гладкости линий, которые мы теперь называем обтекаемыми. «Все, что явно отличало прежний образ жизни, было строго исключено из экспозиции 1925 года», писал Вальдемар Джордж. Новый стиль будет агрессивно современным, взяв за основу авангард других искусств и выражая новый дух эпохи.

 

Колониализм в Ар-Деко

Искусство и артефакты черной Африки, собранные знатоками с начала века, также рассматривались как источники своего рода примитивной, мускулистой жизненной силы, недоступной ни традиционным декоративным методам, ни вялым линиям модерна. Многие из сильно стилизованных и ярко раскрашенных дизайнов тканей в стиле ар-деко обязаны своим существованием восхищению французских дизайнеров и их переводу на африканские ткани и маски. Экспозиция 1925 года знаменует собой настоящий поворотный момент в отношении отношения французов к колониальным народам. Африканские ткани, когда-то считавшиеся причудливыми произведениями отсталых людей, теперь энергично вошли в стиль ар-деко, который, казалось, хорошо сочетался с угловатой энергией «примитивного» искусства.

Параллельно с увлечением африканскими ремеслами и искусством возникла мода на Жозефины Бейкер и ее «Негритянского ревю», которая штурмом захватила Париж в 1920-х годах. Энтузиазм, с которым французы восприняли эти два проявления черной культуры, в одном отношении является наследием жажды экзотики, которая отличала французское общество на протяжении веков. Но на более высоком уровне принятие французами черной культуры знаменует собой поворотный момент в принятии общества и нравов людей, которые, как она когда-то, считала отсталыми и невежественными. Арт-деко является ярчайшим признаком не только толерантности, но и признания ценности других культур.

 

Орнамент как основа

В то время парижская выставка 1925 г рассматривалась как триумф орнамента. И орнамент должен был оставаться в центре этого зарождающегося движения. Особенностью ар-деко, например, является то, что предметы, которые потенциально были функциональными – миски, тарелки, вазы и даже мебель – на самом деле были чисто декоративными и вообще не предназначались для практического использования. Декоративное стремление распространялось также на живопись и скульптуру, которые опять же в первую очередь задумывались как украшение, а не как серьезные произведения изобразительного искусства.

По иронии судьбы, те самые особенности – орнамент и богатые материалы – которые были причиной популярности ар-деко, также стали причиной его гибели. Поначалу трудности, вызванные Великой депрессией, сделали все это декадентское богатство несколько неуместным. Тем временем в авангарде дизайна возникла альтернативная эстетика, полностью лишенная орнаментов и исторических прецедентов, которую предпочитали восходящие модернисты международного стиля (например, Ле Корбюзье и немецкий Баухаус).

Строгость этого нового авангарда поначалу оказалась слишком радикальной для многих богатых классов, которые вместо этого отступили к более знакомому и театральному классицизму, чтобы избежать мрачных реалий того времени. Это чувство было заключено в так называемом «Возвращении к порядку» (из книги Жана Кокто «Le Rappel à L’Ordre», вышедшей в 1926 году). Вторая мировая война, конечно, должна была предоставить модернизму такие же возможности, какие Первая мировая война предоставила ар-деко.

 

Архитектура и Ар-Деко

Случай ар-деко в архитектуре более сложен. Баухаус уже активно использовался с 1919 года, но это был немецкий стиль, и немецкая эстетика мало привлекала французов в годы после Великой войны. Германию не пригласили участвовать в выставке 1925 года и, как следствие, идеи Баухауса присутствовали только в том виде, в котором они появлялись в других зарубежных павильонах – особенно в российском павильоне Мельникова и Pavillon de l’Esprit Nouveau Ле Корбюзье.

Хотя на выставке 1925 года было предпринято несколько ошеломляющих попыток привнести ар-деко в архитектуру, результаты в долгосрочной перспективе оказались несущественными – или, по крайней мере, не такими далеко идущими, как надеялись или верили его сторонники. Ар-деко в архитектуре было суждено стать не более чем временной модой в оформлении интерьера или добавлением декоративных элементов к фасаду. Международный стиль в архитектуре, который должен был доминировать в современном горизонте до конца столетия, вырос из принципов Баухауса и отверг ар-деко как поверхностную программу, не соответствующую принципу «форма следует за функцией» и «меньше значит больше».

 

После выставки: успех Ар-деко?

Была ли выставка «Ар-деко» успешной? Если главной целью было показать, что новый декоративный стиль можно сформировать, не опираясь на традицию, то экспозиция достигла своей цели. Бесчисленные таланты из многих стран показали, что можно сделать, не обращаясь к греко-римской традиции в искусстве и ремесле. Так родился стиль ар-деко. В важном смысле битва, начавшаяся с Эйфеля, завершилась: современные темы, современные методы и материалы могут и должны породить свой собственный стиль, символизирующий мировоззрение двадцатого века.

 

Критика ар-деко

Но стилю ар-деко присуще противоречие, своего рода двойственность, которая никоим образом не обязана своим происхождением Эйфелю: оппозиция структуры и поверхности. Стиль ар-деко 1925 года сконцентрировался на поверхности вещей. Как отметила Мари Дормой:

«В 1900 году мы стали свидетелями триумфа орнамента «лапшой». Сегодня мы притворялись, что отказались от такого орнамента – но это только притворство. Мы больше не говорим о «правильной линии», или «основной вещи», или о конструкции. Вместо этого, если рассматривать дело так, как оно есть на самом деле, сегодня украшение стало существенной вещью, в результате чего у нас появилось больше бесполезных украшений, чем когда-либо прежде».

 

bibliothèque carnegie reims art deco style Reims main sightsБиблиотека Карнеги в Реймсе

Одни и те же мотивы снова и снова появляются в современных комментариях: арт-деко поверхностен и просто заменяет один декоративный словарь другим. «Вера в декоративное искусство опровергает дух всей экспозиции», писал Вальдемар Джордж. Огюст Перре заметил: «Мне хотелось бы знать, кто первым соединил два слова «искусство» и «декоративный». Это чудовище. Там, где есть настоящее искусство, нет необходимости в украшениях».

Лишь в Павильоне «Эспри Нуво» Ле Корбюзье и Советском павильоне Мельникова тенденции к международному стилю в архитектуре проявились в полной мере. В этих двух павильонах украшения были строго приглушены или устранены.

 

Международный стиль и дух времени

Тогда возник целый вопрос об ар-деко как международном стиле. Французы надеялись, что, привлекая мир на выставку в Париже, Франция выйдет из своего «коммерческого седана» лидером в новом стиле архитектуры, дизайна интерьера и моды. Но все здания (за исключением построек Ле Корбюзье и Мельникова) и их содержание носили ярко выраженный региональный или национальный подход к декоративному искусству. Было ясно, что какими бы умными и изысканными ни были работы французских художников, каждая страна пойдет своим путем со стилем ар-деко. Франция будет участником, но не лидером.

Русским оставалось дать миру последний, вызывающий жест интернационализма в лице ар-деко. На церемонии закрытия выставки в октябре 1925 года советский флаг вместе со всеми остальными стоял на шестах, окружающих трибуну оратора. Медленно и торжественно были спущены флаги, знаменуя официальное завершение экспозиции. Но когда знамена были спущены, одно осталось, торжествующе развевая над остальными. Представители СССР отказались спустить свой флаг. «Мы одни несем революционный дух», — утверждает этот жест. Публика и официальные лица были возмущены. Но что они могли сделать? Серп и молот оставались в воздухе, а толпа разошлась обратно на летние улицы Парижа. Лишь много позже, после того как экспозиция официально закрылась, советские участники с триумфом спустили свой флаг.

 

Эволюция ар-деко

Как и всегда в искусстве, ничто не случается внезапно. Все имеет некий процесс развития, тенденция, подхваченная другими, развивается и идет дальше, трансформируясь постепенно во что-то другое. Так стиль ар-деко, появившийся вроде бы как противоположность витиеватому ар-нуво, вначале характеризовался некой даже вычурностью в деталях, цветочными мотивами, золотом и дорогими материалами. Он испытывал влияние модных течений того времени, прежде всего кубизма, экспрессивизма, конструктивизма (влияние СССР!), футуризма, впитывая их формы и идеи.

Дополнительный отпечаток наложила великая депрессия и экономический спад во всем мире. Мало кто мог позволить себе уникальные предметы, созданные в единственном экземляре из редких материалов. Клиенты стали больше ориентироваться на массовость. Показательно, что единственная страна, испытавшая резкий экономический бум после завершения Великой депрессии, это была Америка с ее невероятными для того времени небоскребами. Именно американские небоскребы стали практически зенитом стиля ар-деко. Но время диктовало свои условия. Дешевизна, упрощение, минимализм и новые формы (мода на закругленные вещи как следствие развития аэродинамики вслед за появлением самолетов) постепенно меняли стиль ар-деко, постепенно превращаясь в уже довольно привычный нам модернизм.

Все эти скульптурные барельефы с крепкими и могучими людьми… Монументальные и часто тяжеловесные здания… Все это мы помним с Советского союза как что-то, набившее оскомину, хотя для того времени это были передовые вещи. В том числе советские плакаты.

 

Вначале и в конце

Как показало время, контраст между пышными и очень декоративными, яркими интерьерами на выставке в Париже в 1925 году и будущим модерном, где большую роль играет не декор, а формы, и который предвосхитили представители СССР и Ла Корбузье, оказался пройден за довольно короткое время…

Можно просто сравнить, как за 10 дет поменялись вещи, утратив, собственно, свою декоративность. Вот, например, ширма с легендарной выставки в Париже 1925 г:

Ard-Deco Edgar Brandt, Iron and Copper Screen called Oasis, exhibited at the 1925 Exposition in Paris

Здесь присутствует и закругленность форм, свойственная Ар-Нуво, и характерный растительный орнамент, и тонкая декоративная работа. А вот пример декора конца 30-х годов, набор для коктейля:

Cocktail set of chrome-plated steel by Norman Bel Geddes (1937)

Так, стиль, выросший из тонкой работы ар-нуво и декоративности венского Сецессиона (золото, яркие краски, декоративный фон для фигур — все это уже есть на полотнах Густава Климта), постепенно стирал «излишества» и трансформировался в минималистический модернизм.

 

Конец истории искусств

Помните уроки истории искусства, где один четко определенный стиль следовал за другим? Романский стиль, готика, ренессанс, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, модерн… и ар-деко. Тогда ничего. Арт-деко действительно является последним из различных художественных стилей, которые несут западное искусство и культуру. Конец ар-деко ознаменовал конец истории искусств.

Давайте объясним.

После ар-деко настоящих художественных стилей больше не было. Да, в архитектуре существовало то, что иногда называют международным стилем, основная характеристика которого состоит в том, что на самом деле это не архитектура как искусство, а просто утилитарное строительство прямоугольных коробок, лишенных украшений и красоты. Такие здания сейчас сносят в городах по всему миру.

В 21 веке все еще есть выдающиеся архитекторы, которые строят достойные внимания здания, но архитектура в наши дни — это одно большое эгоистичное путешествие. Больше не существует стиля, который объединял бы сегодняшние архитектурные творения. Музеи Гери, «Пекинское птичье гнездо» — это по большей части архитектурная мастурбация, соревнование в мастерстве, ни одно из которых не связано с другим. Художественные и архитектурные стили мертвы: ар-деко был последним из них и умер без проблем.

Витраж вокзала Лиможа История Лиможа с античности до наших дней - путеводитель по городу Лимож, Франция. Образование и развитие Лиможа, фарфор Лиможа, стиль арт-деко...Витраж вокзала Лиможа

 

Наследник европейской архитектурной традиции

Арт-деко действительно был последним наследником классической традиции европейской архитектуры, зародившейся в Древней Греции. В нем использовались те же принципы, включая фигуративные украшения. Здания Парижа — это праздник для глаз, полный скульптур человеческих лиц и тел, листьев аканта, ваз для цветов и т. д. А арт-деко был последней волной фигуративного декора в архитектуре. Кто сегодня украшает здания маскаронами, кариатидами или фигурными листьями? Никто не делает. Арт-деко был последним из архитектурных могикан.

Art et architecture Art Déco Les commerces de la rue d'Arras à BéthuneДом в Бетюне в стиле ар-деко

Тем не менее, при всей своей приверженности классическим формам и традициям, ар-деко является решительно современным. Стилизованный, граничащий с абстракцией, с отсылками к машинам и транспорту, арт-деко — единственный стиль, одновременно современный и классический. Париж был ранним рассадником нового стиля, который, как и его предки, включал в себя архитектуру, дизайн интерьера и изобразительное искусство. Опять же, это был последний раз, когда стиль охватывал все сферы искусства, как это делали раньше Ренессанс, Барокко и Ар Нуво.

Хотя существуют различные формы ар-деко, существует типичное, почти фольклорное, французское выражение этого стиля, которое мы и рассмотрим здесь.

 

Ар-деко во французской архитектуре

Ар-деко в архитектуре стал, в частности, результатом новой технологии — использования железобетона, которая позволила зданиям быть выше, прочнее, с меньшим количеством опорных балок и колонн и принимать практически любую возможную форму. Первый железобетонный дом был построен Франсуа Куанье в 1853 году. В 1877 году другой француз, Жозеф Монье, получил патент на систему укрепления бетона сеткой из железных стержней. Два французских архитектора, Огюст Перре, очень новаторски применили новую систему. Перре использовал его для строительства Театра Елисейских полей (1911–1913) с его огромным пространством без несущих колонн. Позже Анри Соваж использовал его для строительства первого многоквартирного дома, сделанного в виде лестницы, каждая квартира с собственной террасой, и еще одного крупного проекта — нового здания универмага La Samaritaine.

Дома в стиле Ар деко в БетюнеДома в стиле Ар-Деко в Бетюне

 

Где искать архитектуру ар-деко?

Важно помнить, что ар-деко – это стиль «ревущих двадцатых», так что скопление такой застройки можно увидеть в местах, либо возрождавшихся после значительных разрушений первой мировой войны, либо в бурно развивающихся городах. В частности, началась мода на морские курорты, так что в большинстве из таких популярных курортов можно встретить хотя бы несколько ключевых построек в стиле ар-деко. Чаще всего это какой-нибудь Гранд-Отель или казино. Примерами могут служить Биарриц (Казино и Музей моря и аквариум), Гранвиль (казино), Аркашон (Вилла Ирис), Ницца, Динар (отель Боволон, отель Принтаниа, отель Галлик, отель Эден, вилла Грейстоунс), Сент-Максим (дворец сирен, казино), Казино Atrium и отель Splendid в термальном курорте Dax (на фото ниже).

Отель Сплендид в стиле Арт-Деко, Достопримечательности ДаксаHotel Splendid, Dax

Примером городов, которые восставали буквально из пепла, можно назвать Saint-Quentin, оккупированный с августа 1914 по сентябрь 1918 года немецкой армией и расположенный на пути линии Гинденбурга. Город был разрушен более чем на 70%. Восстановительные работы активно продолжались в 20-х гг, когда стиль ар-деко уже активно заявил о себе. Так что много домов богатых клиентов, предприятий и общественных зданий строились под его влиянием, сформировав богатое наследие уникальной архитектуры. Похожая судьба настигла и Аррас, сильно пострадавший от первой мировой войны. Теперь это просто музей ар-деко под открытым небом.

Saint-Quentin Nouvelles Galeries Art-DecoSaint-Quentin Nouvelles Galeries

Опустошенный Первой мировой войной, разрушенный почти на 80%, Реймс также был перестроен в 1920-х годах, что объясняет, почему многие из его зданий имеют атмосферу ар-деко. Так обстоит дело, например, с Course Langlet. Сейчас многочисленные памятники той эпохи уже пророчат городу быть французской столицей ар-деко (как расположенный недалеко Нанси является признанной столицей Ар-Нуво).

Reims library Carnegi lamp Art DecoЛюстра в Библиотеке Карнеги в Реймсе

 

Ар-деко в Париже

В Париже, помимо точечных знаковых зданий в центре, сравнительно многочисленная застройка домами в стиле ар-деко проводилась на окраине, в 17 аррондисменте. Почему же именно там?

Последняя городская стена Парижа, известная как Стена Тьера, была построена в 1840-х годах, чтобы не пускать назойливых пруссаков. Стена просуществовала недолго. После Первой мировой войны стало совершенно ясно, что стена бесполезна, если враг мог просто перелететь через нее. Итак, начиная с 1919 года, стена Тьера была снесена.

Ар-деко в Париже

Стена Тьера проходила за пределами того, что до сих пор известно как бульвары Марешо (Boulevards des Maréchaux), кольца бульваров, окружающего Париж. В результате сноса остался участок ничейной земли, поскольку возле стены не разрешалось строить ни одного здания (что-то вроде Берлина после 1989 года). Дальний конец этой городской пустыни превратился в кольцевую дорогу Периферик, которая до сих пор отделяет надменных парижан от сволочи в пригороде.

Это кольцо пустующей земли вокруг Парижа быстро привлекло внимание к развитию. И вот, на пике ар-деко, здесь оказался целый участок земли, ожидающий заполнения…

Art Deco building in Paris

Яркими примерами ар-деко являются грандиозные театры, кинотеатры и дворцы. Но здания в стиле ар-деко здесь имеют народную архитектуру: многоквартирные дома — просторные и удобные, с современными удобствами, такими как лифты, которых не было в старых зданиях в центре Парижа.

Здесь речь идет о еще начале ар-деко, и, учитывая, что это были буржуазные дома, здания очень соответствовали классическим представлениям о парижских многоквартирных домах. Узкие окна, высота 6 этажей, крепкие декоративные элементы. Особое внимание уделялось дверям, которые отражали положение здания.

 

Особенности французского ар-деко в архитектуре

Что типично французского в этом выражении ар-деко, так это использование стилизованных цветов, листьев и фруктов. Эту довольно народную форму ар-деко практически не встретишь за пределами Франции. Причем цветочный декор увидеть найти не только в зданиях, но и в мебели. Ее образцы до сих пор легко найти на городских антикварных рынках, таких как Puces de St Ouen.

Архитекторы ар-деко продолжили еще одну парижскую традицию: имя архитектора, вырезанное на фасаде здания. Так, гуляя по Парижу, вы обнаружите множество зданий, подписанных неким J Bellat. Жером Белла, должно быть, хорошо заработал, спроектировав более 20 зданий в районе Boulevard Berthier. Однако печальная правда заключается в том, что бессмертие ускользнуло от него, а его жизнь была практически забыта даже Google.

 

Знаковые здания в стиле Ар-Деко во Франции

 

Théâtre des Champs-Élysées

Театр Елисейских Полей открылся в 1913 году, став первым зданием в стиле ар-деко в Париже. В то время рельефная бетонная конструкция считалась весьма авангардной.

Théâtre des Champs-Élysées

 

Folies-Bergère

Такие звезды, как Жозефина Бейкер, сделали свою карьеру на сцене Folies Bergère, знаменитого мюзик-холла кабаре. В разгар «ревущих двадцатых» театр имел модный фасад в стиле ар-деко.

Folies-Bergère, Paris, Art-Deco

 

Palais de Chaillot, Paris

Внушительный дворец Шайо, обращенный прямо к Эйфелевой башне, является одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа. Помимо идеального местоположения, это здание, построенное в 1937 году для Международной выставки «Искусство и техника, применяемая в современной жизни», является не только великолепным примером архитектуры ар-деко, но в нем находится крупнейший музей, посвященный архитектуре и проектированию зданий: Cité de l’Architecture et du Patrimoine. Два изогнутых неоклассических крыла Дворца Шайо обрамляют главную структуру в стиле ар-деко с удлиненными окнами с металлическими створками, барельефами и позолоченными акцентами.

Palais de Chaillot, Paris - art-deco

 

Ратуша Бетюна

Частично разрушенная после взрывов Первой мировой войны, ратуша Бетюна была перестроена в 1926 году по планам архитектора Жака Аллемана. Подробнее…

Béthune (Бетюн)

 

Здания в стиле ар-деко во Франции:

  • Париж: Palais de Chaillot, Palais de Tokyo, Palais de la Porte Dorée, Cinema MK2 Gambetta, дома в 17-м округе, интерьеры Cafe de Flore, La Coupole, кинотеатр Louxor, кабаре и мюзик-холл Folies-Bergère, Théâtre des Champs-Élysées, универмаг Samaritaine, отель — клуб — спа Piscine Molitor,
  • Реймс: библиотека Карнеги, Реймсская опера, особняки на cours Langlet и rue du Temple, Cafe Du Palais, Boulangerie Waïda, Eglise Saint-Niçaise, Villa Demoiselle, Villa Douce, Au Petit Paris, Docks Rémois, maison Leboeuf
  • Дакс: Казино Atrium и отель Splendid
  • По: музей изящных искусств, Вилла Шалле
  • Шербур: трансатлантический терминал
  • Виши: зал фестивалей
  • Сен-Жан-де-Люз: казино
  • Ленс: вокзал
  • Биарриц: Казино и Музей моря и аквариум
  • Гранвиль: казино
  • Аркашон: Villa Iris

Север Франции

Север Франции сильно пострадал во время войны, многие города буквально отстраивались заново. Это привело к тому, что популярный тогда стиль ар-деко получил своей распространение.

Лазурный берег

Лазурный берег был излюбленным местом богатых людей, которые строили тут себе виллы. Ну а где современные виллы, там и ар-деко.

Palais de la Mediterranée, Nice - art-decoPalais de la Mediterranée, Ницца

  • Ницца: Palais de la Mediterranée, Palais Méry, Forum, Gloria Mansions, La Mascotte, Villa La Monada, La Rotonde, Sémiramis, Palais Marie, Palm Palace, Palais Hispania, Le Colisée, Le Rex, Les Mimosas, Palais Bel Azur, Eglise Jeanne d’Arc.
  • Hyères: Villa Noailles
  • Le Lavandou: Hôtel de la Calanque
  • Saint-Tropez: Latitude 43
  • Saint-Raphaël: Ancien garage du centre-ville. Immeuble d’habitation signé Henri Bret. Villa Clarté. Ancien motel rebaptisé Raphaël Auto-Service.
  • Cannes: Hôtel Majestic, Hôtel Martinez, Hôtel Miramar, Marché couvert Forville, Palais des Pins, Villa Romée, Villa Fiesole, Villa Isola Serena. Palais F. Gould
  • Juan-les-Pins: Станция, созданная Фрэнком Джеем Гулдом, является гимном ар-деко…
    Hôtel Provençal, Hôtel Juana et Les Ambassadeurs,  Hôtel Les Belles Rives
  • Antibes: Villa La Calade, Villa Aujourd’hui
  • Grasse: Villa Sabranette, Villa Norah, Hôtel Provençal
  • Villefranche-sur-Mer: Villa La Ligne Droite
  • Cap d’Ail: Villa La Primavera
  • Monaco: L’Observatoire Palace
  • Roquebrune Cap-Martin: Villa E-1027 (Eileen Gray), более авангардная, чем ар-деко..
  • Menton: Casino, Ancien Hôtel du Midi
  • Сент-Максим: дворец сирен, казино

 

Рестораны в стиле ар-деко во Франции:

La Coupole

La Coupole — один из самых известных адресов в 14-м округе Парижа с момента его создания в 1927 году! Настоящая жемчужина ар-деко (его мозаики в стиле кубизма классифицируются как исторические памятники), он представляет собой парижскую brasserie, символ истории района Монпарнас. В то время этот аутентичный традиционный ресторан посещали многие известные личности, от Ман Рэя до Пикассо, Арагона, Сименона и даже Жозефины Бейкер…

  • La Coupole, 102 Bd du Montparnasse, 75014 Paris

La Coupole

 

 

Интересные ссылки:

Если вы любите архитектуру и хотели бы узнать больше, то вот ряд интересных статей. Все они заслуживают внимания!

Ну и варианты попроще: