Маршрут по Монпарнасу

Маршрут по Монпарнасу познакомит вас с этим интересным районом с богатой историей…

Название Монпарнас происходит от горы (франц. mont) Парнас из греческой мифологии — дома муз и воплощения поэзии. Название возникло в 17 веке, когда студенты из близлежащего Латинского квартала в свободное время приходили на холм недалеко от города, чтобы читать стихи. Монпарнас на самом деле представляет собой искусственный холм на сегодняшней площади Пабло Пикассо, который был снесен в 1760-х годах. 0 кварталов Парижа.

Сегодня это имя также используется за пределами района и является синонимом художественной сцены Парижской школы, которая обосновалась на улицах вокруг площади Пабло-Пикассо в 1910-х и 1920-х годах.

 

Расцвет квартала Монпарнас

В конце 19 века всемирная выставка 1889 года и легендарная репутация Монмартра снова привлекли в Париж отечественных и зарубежных художников и интеллектуалов, которые сделали этот молодой, более центрально расположенный район центром своей жизни. Кульминация этого художественного движения в 1920-х годах, так называемые années folles  — «безумные годы», наконец, помогли и Монпарнасу обрести его нынешнюю известность.

Альтернатива Монмартру

С 1910 года до начала Второй мировой войны художественные круги Парижа мигрировали на Монпарнас как альтернативу району Монмартр, который был интеллектуальным рассадником для предыдущего поколения художников. Практически нищие художники, скульпторы, писатели, поэты и композиторы приезжали со всего мира, чтобы процветать в творческой атмосфере и за дешевую арендную плату в коммунах художников, таких как La Ruche. Члены этого международного сообщества, позже известного как École de Paris, приветствовали в своем кругу самые разнообразные, причудливые и провокационные формы творчества. Среди первых прибывших и жителей Монпарнаса были Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. Живя без водопровода, в сырых, неотапливаемых «мастерских», многие продавали свои работы за несколько франков только для того, чтобы купить еды. Жан Кокто однажды сказал, что бедность на Монпарнасе — роскошь.

Артистический центр Монпарнас

Поэт Макс Жакоб сказал, что приехал на Монпарнас, чтобы «позорно согрешить», но Марк Шагал резюмировал это по-другому, объясняя, почему он отправился на Монпарнас:

«Я стремился увидеть своими глазами то, о чем слышал издалека». : эта революция глаза, это вращение красок, которые спонтанно и ловко сливаются друг с другом в потоке задуманных линий. Этого нельзя было увидеть в моем городе. Солнце Искусства тогда сияло только в Париже».

Среди других художников, собравшихся на Монпарнасе, были Якоб Мацник, Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер, Осип Цадкин, Хулио Гонсалес, Моис Кислинг, Жан Кокто, Эрик Сати, Мариос Варвоглис, Марк Шагал, Нина Хэмнетт, Жан Рис, Фернан Леже, Жак Липшиц, Макс Жакоб, Блез Сандрар, Хаим Сутин, Джеймс Джойс, Эрнест Хемингуэй, Мишель Кикоин, Пинхус Кремень, Амедео Модильяни, Форд Мэдокс Форд, Тоньо Салазар, Эзра Паунд, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Сюзанна Дюшан-Кротти, Анри Руссо, Константин Бранкузи, Ева Котчевер, Клод Кахун и Марсель Мур, Поль Фор, Хуан Грис, Диего Ривера, Федерико Канту, Анхель Саррага, Маревна, Цугухару Фухита, Мари Васильефф, Леон-Поль Фарг, Альберто Джакометти, Рене Иче, Андре Бретон, Альфонсо Рейес, Паскин, Нильс Дардель, Сальвадор Дали, Генри Миллер, Сэмюэл Беккет, Эмиль Сиоран, Реджинальд Грей, поэт и журналист Эндре Ади, Жоан Миро, Илари Хилер и, на склоне лет, Эдгар Дега.

Место знакомства

Монпарнас был сообществом, в котором творческий потенциал принимался со всеми его странностями, и каждый новый гость безоговорочно приветствовался его существующими членами. Когда Цугухару Фудзита приехал из Японии в 1913 году, не зная ни души, он практически в одну ночь познакомился с Сутином, Модильяни, Паскином и Леже, а в течение недели подружился с Хуаном Грисом, Пикассо и Матиссом.

В 1914 году, когда на Монпарнас прибыла английская художница Нина Хэмнетт, в первый же ее вечер улыбающийся мужчина за соседним столиком в «Ротонде» любезно представился как «Модильяни, художник и еврей». Они стали хорошими друзьями, позже Хэмнетт рассказывала, как однажды она одолжила у Модильяни свитер и вельветовые брюки, а затем пошла в Ла-Ротонду и танцевала на улице всю ночь.

Культурная жизнь Монпарнаса

Кафе и бары Монпарнаса были местом, где рождались и развивались новые идеи. Центр сцены и ночной жизни был в Carrefour Vavin, сегодняшней площади Пабло-Пикассо. В таких кафе, как Le Dôme, La Closerie des Lilas, La Rotonde, Le Select и La Coupole — все они существуют до сих пор — художники могли заказать столик на всю ночь за небольшие деньги. Если они засыпали, официантам не разрешалось их будить. Владельцы кафе, такие как Виктор Либион из Café de la Rotonde, часто принимали рисунки и картины в качестве оплаты или залога. Во многих кафе на стенах висела импровизированная коллекция произведений искусства.

Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон перед кафе де ла Ротонд, Париж, 1916 год.

Одним из многих мест, где собирались артисты, был бар «Dingo» возле Le Dôme в доме номер 10 по улице Delambre. Это был любимый бар, где встречались американцы и куда ходил канадский писатель Морли Каллаган со своим другом Эрнестом Хемингуэем, оба тогда еще неопубликованные писатели. Ман Рэй открыл свою студию в Hôtel des Écoles (15 rue Delambre), позже в Hôtel Istria на 29 rue Campagne-Première. Именно здесь он начал свою карьеру фотографа, и именно здесь ему позировали Джеймс Джойс, Гертруда Стайн и Жан Кокто.

… и немного общей истории…

В то время как этот район привлекал людей, которые приехали жить и работать в творческой, богемной среде, он также стал домом для политических ссыльных, таких как Владимир Ленин, Лев Троцкий, Порфирио Диас и Симон Петлюра.

Упадок Монпарнаса

Во время Второй мировой войны и оккупации Парижа художники были вынуждены покинуть город, некоторые из них были еврейского происхождения или беженцы, а часто и то, и другое. Многие из них были убиты фашистами. Работы менее известных часто теряются или разбросаны по всему миру, и их документирование затруднено.

После этого Монпарнас так и не смог восстановить свой первоначальный статус. Состоятельные деятели, такие как Пегги Гуггенхайм, вышедшая замуж за художника Макса Эрнста, жили в фешенебельных районах Парижа, но приходили в мастерские Монпарнаса, чтобы купить произведения искусства, которые впоследствии были признаны шедеврами и сейчас висят в музее Пегги Гуггенхайм в Венеции, Италия.

 

Маршрут по Монпарнасу на карте:

Монпарнас, маршрут по Парижу, маршрут по Монпарнасу, достопримечательности Монпарнаса

 

Достопримечательности Монпарнаса:

Начало маршрута: метро Gaîté.

 

Театр Монпарнаса

Театр, расположенный по адресу № 31, rue de la Gaîté, полностью отреставрированный, восхищает своим декором 1880-х гг.

 

Кладбище Монпарнас

На месте сегодняшнего кладбища в давние времена располагались три старые фермы и мельница (14-15 вв.), к которой в свободное время прогуливались студенты иезуитского колледжа Луи-ле-Гран. Сначала мельницу насмешливо называли «Мулен Молинист» (Moulin Moliniste). Когда община Братьев Милосердия Святого Иоанна Божия (Frères de la Charité) завладела этой территорией в 1654 году, чтобы сделать его своим местом захоронения, они сохранили мельницу, отныне называемую Moulin de la Charité , которую и сегодня можно увидеть на кладбище, хотя и без крыльев. С 1784 года здесь также хоронили умерших из Hôpital de la Charité, основанного братьями недалеко от Бур-Сен-Жермен. В начале 19 века парижский префект Николя Фрошо купил землю для строительства нового кладбища. Первое захоронение состоялось в 1824 году. С 1890 года кладбище было разделено дорогой на большую часть Grand Cimetière (GC) и небольшую часть Petit Cimetière (PC).

Кладбище состоит из 35 тысяч участков, на которых захоронены более 300 000 человек. Здесь похоронены политические и военные деятели, учёные, философы, художники, актеры и писатели, среди которых стоит упомянуть Ги де Мопассана, Жана-Поля Бельмондо, Шарля Бодлера, Сержа Генсбура, Григория Гершуни, Константина Кузнецова, Петра Лаврова (одного из идеологов народничества), Симона Петлюру, Анри Пуанкаре. Одним из самых дорогостоящих является надгробие совершившей самоубийство русской студентки Татьяны Рашевской в виде обнажённых целующихся любовников, выполненное в 1911 г. пионером абстракционизма Константином Бранкузи. Российские наследники Рашевской через суд добиваются права демонтировать надгробие и продать его на аукционе.

Изысканная скульптура, «Разделение пары» работы Макса, украшает самое маленькое из главных кладбищ Парижа.

Кладбище Монпарнас

 

Башня Монпарнас

Tour Montparnasse — так называется это офисное здание высотой 210 метров. Вторая по высоте башня в Европе стоит на 56 сваях, которые уходят под землю на глубину 62 метра! Башня была построена в 1969 — 73 гг по проекту архитектора Роже Собо на месте первой железнодорожной станции Монпарнас, снесенной в 1965 году. С 59 этажами это самое высокое сооружение в городе после Эйфелевой башни. Это было самое высокое здание во Франции до 2011 года, когда его превзошел небоскреб Tour First в Ла-Дефанс. В период с 2019 по 2024 год здание будет капитально отремонтировано и надстроено на несколько этажей.

Наверху башни есть смотровая площадка, куда можно подняться и в темное время суток. 56-й этаж — общественный смотровой этаж с рестораном. На крыше (59 этаж) имеется дополнительная смотровая площадка с широким видом на Париж. Поездка на лифте, который на момент открытия был самым быстрым в Европе, занимает всего 38 секунд.

Споры вокруг этого сооружения высотой более 200 метров продолжаются и по сей день. Пользователи сайта virtualtourist.com назвали это здание вторым самым уродливым в мире. Здание также вызывает споры в технической дискуссии. Известный строительный критик Бруно Флирль пишет о здании: «Тур Монпарнас считается одной из величайших глупостей европейского городского планирования, поскольку она вызывает в воображении конкуренцию Эйфелевой башне, которой Эйфелева башня не соответствует».

Tour Montparnasse – Blick vom Eiffelturm

 

La Coupole

Это традиционное кафе в стиле Brasserie с большой террасой было открыто в 1927 году, став популярным местом встреч художников и писателей.

La Coupole — один из самых известных адресов в 14-м округе Парижа с момента его создания в 1927 году! Настоящая жемчужина ар-деко (его мозаики в стиле кубизма классифицируются как исторические памятники), он представляет собой парижскую brasserie, символ живой истории района Монпарнас. В то время этот аутентичный традиционный ресторан посещали многие известные личности, от Ман Рэя до Пикассо, Арагона, Сименона и даже Жозефины Бейкер…

  • La Coupole, 102 Bd du Montparnasse, 75014 Paris

La Coupole

 

Статуя Бальзака

Скульптура, высотой 3 м, была выполнена Огюстом Роденом в 1939 году.

 

Rue Bréa

На Rue Bréa длиной всего 175 м умещается немало магазинов, ресторанов и отелей. Рю Бреа получила свое название от Жана Батиста Фиделя Бреа, бригадного генерала, родившегося в 1790 году и убитого в Белом доме 25 июня 1848 года.

Рассказчик романа Франсуа Мориака «Змеиный узел» (1932) живет в семейном доме на улице Бреа.

 

Académie de la Grande Chaumiere

Académie de la Grande Chaumiere, расположенная в доме № 14, обучает живописи и скульптуре. Среди выдающихся выпускников академии стоит упомянуть Амадео Модильяни и выдающегося швейцарского скульптора Альберто Джиакометти.

Академия с момента основания является открытой художественной школой. Это значит, что в ней не было курсов повышения квалификации продолжительностью в несколько лет. Можно было записаться на недели, дни или просто на час, а затем делать наброски с исправлениями учителя или без них. Особой популярностью в вечернее время пользовались так называемые croquis à cinq minute (пятиминутные зарисовки), когда модель меняла положение каждые пять минут.

Из-за открытой структуры академии cсохранилось мало архивных материалов, показывающих, кто был зачислен в академию. В первой трети 20 века это была самая известная художественная академия Парижа.

 

Rue Campagne-Premiére

Блок художественных студий под № 31 был построен в 1911 году. Фасад был отделан знаменитым керамистом Биго.

№3: скульптор Франсуа Помпон жил здесь в доме-студии с 1877 г. до своей смерти в 1933 г.. Позже здесь обосновались Амедео Модильяни (1884–1920) и Адрианна Жуклар (1882–1972).

№ 29: Hôtel Istria, где останавливались Марсель Дюшан, Моисей Кислинг, Франсис Пикабиа, Кики де Монпарнас, Райнер Мария Рильке, Тристан Цара, Эрик Сати и Владимир Маяковский, а также Эльза Триоле в 1929 году и Ман Рэй.

№ 31: квартира художника Отто фон Ватьена с 1912 по 1914 год, до того, как он женился на Мари Лорансен; мастерская художников Хаима Сутина и Зинаиды Серебряковой.

№ 31-бис: дом Мана Рэя2, Пьера Рестани и Жан-Пьера Рейно. Это здание, прообраз стиля ар-деко, является работой архитектора Андре Арфвидсона в 1910 году. Оно отличается большими эркерами и фасадом, украшенным эмалированным песчаником работы Александра Биго. Мастерская скульптора Сезара и писателя и художника Юрия Анненкова.


 

Туристические маршруты по Парижу:

Leave a Reply