Достопримечательности Монферрана — это память о когда-то богатом графском городе. Потребовалось два королевских указа: в 1630 году при Людовике XIII, затем в 1731 году при Людовике XV, чтобы на долгое время объединить Монферран с Клермоном, который стал Клермон-Ферраном, городом с двумя головами, городом с двумя центрами. Это необходимый и прочный союз Монферрана, богатого и могущественного, малоизвестного и бедного города, на протяжении двух столетий.
Посещение Монферрана станет немного необычным: монументальная общественная архитектура, за исключением красивой готической церкви, здесь мало представлена. Монастыри, крепость, валы и башни не выдержали разрушительного влияния времени, но частные дома, аллеи, скульптуры, коридоры, двери, галереи, балюстрады, тротуары остались. Каждый человек удивляется, восхищается такой тайной гармонией, такой роскошной сдержанностью.
Монферран — это также встреча двух разных полюсов Оверни: великих, лордов, банкиров, купцов и встреча мелких, крестьян, виноградарей, ремесленников. Это сочетание можно увидеть на улицах города: то особняки с оконными украшениями в стиле эпохи Возрождения, из тонкой лавы Вольвик, с их большими складами и магазинами, иногда маленькие погреба, с их темными и таинственными чанами, амбары с ароматным сеном, с деревянные башмаками и бурре, которое поет шарманка.
История Монферрана
Чтобы лучше понять этот город, стоит немного заглянуть в его историю. Монферран — город, основанный относительно недавно. Ему еще нет 1000 лет. Именно графы Оверни в начале XII века построили Бьют-де-Монферран, возведя там укрепленный замок, базу нападения на Клермон, епископальный город, который они хотели присвоить. Нападение, однако, было прервано, епископ призвал на помощь Людовика VI Толстого, короля Франции, своего сюзерена, а прибытие герцога Аквитанского, сюзерена графа, заморозило ситуацию. Двое «великих» предпочли вести переговоры, а не вести тяжелую войну. Раз епископ вернул себе город Клермон, и, раз уж Монферран существовал, почему бы графу не поселиться там?
Графиня G подарила городу хартию свобод, что способствовало бурному развитию Монферрана, превратившему его в промышленный и торговый центр. Однако соседний епископский город Клермон никак не могу потерпеть такого конкурента рядом с собой, и получил от французского короля эдикт, по которому два города объединялись, а центр управления переносился в Клермон. Монферрану досталась участь удаленной окраины, высший свет его покинул, оставив здесь только фермеров и виноградарей.
Только после классификации центра Монферрана как памятника истории, Клермон-Ферран начал программу по восстановлению старинных домов и развитию туризма в Монферране.
Подробнее: История Монферрана
Графиня G
В 1196 году, после спора с королем Филиппом Огюстом, граф Оверни Роберт Дофен завещал город Монферран в наследство своей вдове, графине G, известной как графиня Брейер. Между 1196 и 1199 годами эта больная проказой женщина и ее сын Гийом VIII даровали жителям хартию свободы, которая способствовала коммерческому росту города на несколько столетий. Историки мало что знают о ней, за исключением того, что она основала колонию прокаженных в Хербе (к юго-востоку от Монферрана) и больницу, а также посвятила себя многим благотворительным делам.
Достопримечательности Монферрана:
Монферран до сих пор начинается у старых крепостных валов (вероятно, 16 века), от которых сохранились важные остатки: rue des Fossés sous le Séminaire, rue des Fossés sous la Rodade, башни rue de la Gravière.
Укрепления Монферрана
Крепостные валы Монферрана строились в несколько этапов. В какой то момент их длина составляла 1772 метра, что более чем на 250 метров превышает Каркассон! Более того, в 15 веке ещепришлось дополнительно строить валы, так как город развивался на западе. Город никогда не был взят силой, но время наложило свой разрушительный отпечаток. До наших дней дошли лишь участки укреплений города с башнями.
Подробнее: Укрепления Монферрана
Планировка Монферрана
В генеральном плане города преобладает круглая площадь — place Marcel Sembat. На ней раньше располагался старый замок, от которого осталась только одна важная башня у входа на круговую улочку Petite rue du château. С нее видно оставшуюся круглую башню, спрятанную за фасадами домов, если смотреть с площади.
Кварталы домов располагаются вдоль двух основных направлений, пересекающихся под прямым углом, улицами rues des Cordeliers и Jules Guesde (Север-Юг), rues du Séminaire и Rodade (Восток-Запад). Большинство улиц проходят параллельно этим осям. Однако слегка изогнутая планировка улиц Marmilhat и Moulin демонстрирует последовательные расширения города на запад.
Дома 15-16 веков
Большинство красивых домов 15 и 16 веков расположены вдоль двух основных перпендикулярных улиц. Они бывают двух типов: с одной стороны, большой каменный дом (grande maison) с двумя главными зданиями, соединенными галереями, где большая часть украшения сосредоточена во внутреннем дворе (лестничная башня, галереи), иногда в монументальной внешней двери, с другой стороны, фахверковые или угловые дома (то есть, этажи которого выступающие с земли). Этот последний тип строительства представлен только на оси Восток-Запад.
В Монферране с 13 века лава Вольвика (андезит) широко использовалась либо для декоративных мотивов (скульптур), либо для арок или оконных проемов, либо даже для целых фасадов (rue Jules Guesde, rue des Cordeliers).
В Монферране довольно много из этих домов классифицированы как исторические памятники. Но отдельно стоит упомянуть несколько особняков:
Maison de l’Apothicaire
Один из сымых красивых домов Монферрана, выполненный в традиционном фахверковом стиле. Это дом 15 века имеет типичный для севера облик и два фахверковых этажа. Известным этот дом сделал знак аптекаря: наверху, по обе стороны фронтона, на консолях свисают аптекарь с клизмой в руке и готовый к операции пациент!
- на перекрестке 4 улиц: rue Rodade, rue Cordeliers, Rue du Séminaire, Rue Jules Guesde
Через 1 дом от него расположен второй «самый красивй особняк» Монферрана:
Maison des Capucins
Здание датируется 13 и 15 веками. Говорят, что этот дом принадлежал кордельерам, чей монастырь находился за стенами, недалеко от ворот porte de Bise. На фасаде есть интересные проемы, например, трехлопастное окно, переходящее в дверь с фаской; дверь, перемычка которой поддерживается двумя выступами; перекрытый арочный отсек, в который встроены дверь и окно; лавка с корзиной, ручка, арка, трехлопастный портал. Над этим цокольным этажом находится выступающий фахверковый первый этаж. Фасад состоит из пересекающихся столбов креста Сен-Андре под штукатуркой.
- 6, 8, 10 rue de la Rodade
Hôtel Pradal
Особняк Этьена Прадаля, 22 rue du Séminaire
На первом этаже красивые полукруглые или эллиптические арки, на верхних этажах окна в стиле ренессанс. Обратите внимание на «грубые стены Монферрана» и угловые камни, характерные для лавовых пород.
Дом, 11 rue des Cordeliers
Квартал Монферран, старейший в агломерации, сохранил жилые дома, построенные для некоторых еще в средние века. Больше всего здесь домов эпохи Возрождения, что говорит о процветании города в XVI веке. Если стойки и призматические карнизы входной двери этого дома указывают на XVI век, то арки с ручками-корзинами на фасаде, похоже, были переделаны, как и орнаментальные мотивы, которые их возвышают, в а именно карниз, поддерживаемый тремя пилястрами, украшенными капителями в стиле XVIII века.
Дверь ведет во внутренний двор с винтовой лестницей, клетка которой выступает наружу. Эта лестница ведет на второй этаж в галерею с двумя коробками, каждая из которых покрыта крышей, поперечной оси галереи. Эти беседки встречаются на прямой перемычке, идущей от задней стены к дорической монолитной колонне, поддерживающей верхнюю арку беседок. На противоположной стороне двора, в углу, на тупике находится башенка с выступом, украшенная в нижней части скульптурным мотивом, изображающим небольшую бородатую фигурку, держащую знамя.
Достопримечательности Монферрана на rue Jules-Guesde:
На этой симпатичной улице расположено немало Hôtel particulier — особняков XVI века.
Hôtel Mallet de Vendègre
Дом, построенный Жаном Прадалем, генерал-лейтенантом королевского бейливика с 1518 по 1538 год. На улице, дверь под аркой имеет на притолоке три головы с барельефом, одна из которых считается является портретом судебного пристава Монферрана. Эту дверь и ее рельефную арку, тимпан которой кажется ажурным, дополняет красивая лепниа и choux gras . На rue Notre-Dameоткрывается двор, пристроенный к этому дому. Свод, поддерживающий коммуникационную галерею над дверным проемом на улицу Нотр-Дам, установлен на ребристом кресте с лепниной. На первом этаже дома с видом на улицу rue de la Fontaine , у краеугольного камня, изображены гербы Вандегровских Маллетов.
- 7, rue Jules-Guesde
Дом, 8, rue Jules-Guesde
Этот дом, построенный в XIII веке и реконструированный в XIX-м, предлагает обычную планировку домов Монферрана, с остроконечным фасадом, выходящим на улицу, и внутренним двором с галереями эпохи Возрождения. Его фасад — один из редких остатков остроконечных фасадов Монферрана XIII века.
Hôtel d’Albiat или Maison des Centaures
Особняк, также известный как Дом Кентавра, получил свое прозвище из-за щита, вырезанного на двери лестницы. На улице открытая дверь под аркой с ручкой-корзиной, украшенной призматической лепниной, ведет в коридор, ведущий во двор. Слева от этого двора находится башенка с многоугольной лестницей, дверь которой под третьей аркой дополнена лепными украшениями. В тимпане дверей вырезан щит с гербом Д’Альбиа. В башне есть винтовая лестница. На востоке двор закрывается главным зданием 16 века, украшенным маленькими пилястрами.
В галерее сохранилась картина «Явление святым женщинам». Здание украшают лепные кронштейны в виде голов, колодца и печи.
- XV — 4-й квартал XVI века
- 11, rue Jules-Guesde
Hôtel de Fontenilhes
Эта прекрасная резиденция была построена из вулканического камня Вольвик в 16 веке. Во внутреннем дворе, окруженном тремя этажами галерей, обратите внимание на башенку с лестницей, на ее перилах вырезаны грифоны и единороги.
Ренессансная резиденция, состоящая из двух жилых помещений: одно на улице, другое в конце двора, соединенных на каждом этаже наложенными галереями, к которым ведет лестница, типичная для данной местности. Использование лавы в качестве строительного материала позволяет создавать арки, рога, выступы и балюстрады со смелым дизайном. Отель — замечательный образец этой архитектуры. Эти орнаменты, выполненные в несколько отсталой манере, характеризуют декор XVII века.
- 13, rue Jules-Guesde
Hôtel de Lignat
По адресу 18 rue Jules-Guesde расположен интересный особняк с окнами с ренессансными орнаментами, на перемычках которых изображены гербы де Линья. Во дворе лестничная башня с галереей, соединяющая ее с западным главным зданием. На опоре этой галереи было вырезано Благовещение, однако барельфев был сбит. В центре, между Ангелом и Богородицей, располагалась лилия, сохранившаяся до наших дней. На первом этаже дома в восточном стиле находится комната с гербом Де Линья на замковом камне, прикрепленным ко второму гербу. В винтовой лестнице и в комнатах интересная отделка деревом. Дата 1586 года выгравирована на опоре платформы башни.
- 18 rue Jules-Guesde
- XVI век
Hôtel Gaschier
Этот особняк имеет три галереи на разных этажах, которые выходят во двор, лестничная башня которого украшена декорированным тимпаном.
Во дворе лестничная дверь, гербовый тимпан которой сбит, но призматическая форма основания и рельефной арки сохранилась. Главное здание на юге над цокольным этажом занимают два этажа галерей, соединяющих эту лестницу с главным зданием, закрывающим двор с востока. Под бухтами галерей — скульптурный щит. Башенка с лестницей относится к началу 16 века. Южный фасад датируется 1590 годом, согласно гербу альянса.
- 20 rue Jules-Guesde
- XVI век
Hôtel Dumas de Paulard
Справа, в конце коридора дома, есть лестничная дверь, в тимпане которой можно увидеть наклонный щит, который несут два амура, с оттиском в профиль шлемом и ангелом на гербе. На этом щите изображен высокий крест с двумя звездами — гербом Дюма де Паулара. Во дворе есть окно со столпами и подпорками с тонкой и аккуратной лепниной, а также галерея, на опоре которой на первом этаже в ажурном стиле, сохраненном в центре, изображен святой Христофор.
- 25 rue Jules-Guesde
- XVI век
Hôtel Fontfreyde, известный как «Дом Лукреции»
Этот желтый особняк, также известный как Maison de Lucrèce, — классифицированный исторический памятник, расположенный в районе Монферран и построенный в XVI веке.
Дом 16 века, построенный семьей Фонфрейде, гербы которой высечены на перемычке двери лестничной башни и на перемычке другой двери в конце двора. На южной стороне северного крыла дома, над аркой первого этажа, на опоре галереи, которую он поддерживает, расположены три медальона, из которых средний представляет Лукрецию, пронзающую свою грудь. От этой опоры начинается слегка изогнутая колонна, на квадратной капители которой нанесена дата 1781 г., дата, выгравированная после постройки. В стену над общим основанием врезан камень, украшенный резным щитом.
- 28 rue Jules-Guesde
- XVI век
Другие достопримечательности Монферрана:
Eglise Notre-Dame de Prospérité
Церковь Нотр-Дам-де-ла-Просперите построенна между XIV и XVI веками. Эта огромная церковь, ранее принадлежавшая замку, сохранила северную башню фасада. Она используется в качестве сторожевой башни, а венчает ее фонарь XVI века, известный как Olivière. Обойдя церковь, обязательно взгляните на горгулий. Широкий неф выполнен в стиле южной готики, редкой в этом регионе. Стена фасада освещена окном-розой в стиле пламенеющей готики.
Рядом с церковью располагаются:
Ancienne commanderie du Temple
Бывшее командорство (минимальная административная единица в составе рыцарского ордена) храма.
Этот дом был флигелем при commanderie du Temple в Монферране, резиденция главы в провинции Аквитания. После того, как рыцарский орден был осужден, командорство перешло к госпитальерам святого Иоанна Иерусалимского, сохранив за собой статус главы провинции. Сборы рыцарей продолжала осуществляться в его часовне. Когда контроль был передан Лиону, командорство Монферрана потеряло свое значение, и в 1786 году Великий Магистр издал указ о сносе его часовни и продаже материалов. Построенные внутри стены XII века, у северных укреплений Монферрана и входа в замок, эти хозяйственные постройки, которые продолжались до крепостных валов XIII века, до сих пор включают погреба, построенные на нескольких уровнях под домом, построенным позже. Вход осуществляется из галереи монастыря 13 века. На востоке, со стороны сада, сохранились четыре монастырских травеи, граничащих с задним фасадом дома №2. У подножия этого возвышения спуск по погребам. Подвалы первого уровня состоят из двух смежных галерей, каждая из трех сводчатых пролетов, поддерживаемых колоннами с различными лепными украшениями. Сводчатые подвалы второго уровня предназначены для хранения вина.
Здание № 2, ранее называвшееся «домом единорогов», лишилось двери, тимпан которого украшен единорогами, обращенными друг к другу, поддерживающими щит, и сегодня находится в музее монастырей Нью-Йорка. В его уличном фасаде сохранились проемы конца 15 века.
- 2, 4 rue Parmentier
Maison de l’Eléphant
«Дом слона», прикрепленный к стенам замка, получил свое название от фрески, изображающей это животное, помещенной в перемычку двойных отсеков. По своим характеристикам это сооружение относится к романскому искусству, но уже в готическом стиле. Несомненно, впервые построенный в 12 веке, дом претерпел изменения с 14 по 19 века, превратившись в жилое помещение. Романские травеи были перекрыты и заменены пестрыми окнами.
- 12 rue Kléber
Maison d’Adam et Ève
Дом Адама и Евы. Дом изначально состоял из здания, выходящего на улицу; позади был двор, на который выходили несколько фасадов. Дом на улице снесли. Остался только фасад, боковые стены и задняя часть двора с двумя корпусами и лестницей. Фасад дома № 6 на первом этаже состоит из двух полукруглых арок и арки меньшего размера. На первом этаже две лепные полукруглые арки, у опор которых есть капители с резными крючками. Барабаны арок были сняты в 15 веке, когда там установили оконные рамы. На боковых стенах сохранились вороны и остатки раскрашенных ярких фризов. Во внутреннем дворе, расположенном в конце, сохранилась винтовая лестница, окна которой утратили свою форму. Лестничная башня увенчана итальянской лоджией. Справа на первом, втором и третьем этажах две открытые галереи, увенчанные низкими арками и сводчатыми краями. Ограждение галереи на первом этаже украшает барельеф 15 века с изображением Искушения, который изображает Адама и Еву.
- 4, 6 rue Montorcier
Музеи Монферрана
MARQ / Musée d’art Roger-Quilliot
Художественный музей Рожера Кийо, музей изящных искусств Клермон-Феррана, расположен в бывшем монастыре урсулинцев. На 6 этажах здесь представлены коллекции картин, скульптур и декоративно-прикладного искусства от средневековья до XX-го века, в том числе шедевры Шассерио, Доре, Бартольди и Фрагонара.
Этот музей носит статус Musée de France и позиционируется как одно из великих культурных заведений в регионе Овернь—Рона-Альпы. В течение года музей предлагает богатую культурную программу (экскурсии, детские мастерские, конференции, выставки и т. д.).
Коллекция музея:
750 произведений из разных областей изобразительного искусства составляют коллекцию художественного музея Рожера-Кийо. Картины, скульптуры, мебель, произведения искусства представлены здесь в хронологической и образовательной форме.
Богатство средневековых коллекций охватывает романское и готическое искусство в Оверни, с некоторыми исключительными объектами, такими как Девы в Величестве, чрезвычайно редкая картина 13-го века (Фриз аббатов Эннезата) или даже шкатулка Саварона.
Афина Леонара Сарсона, вырезанная из прочного камня Вольвик, является одним из шедевров скульптуры Оверни эпохи Возрождения.
Для XVII и XVIII веков MARQ представляет, в частности, прекрасный набор портретов, замечательную серию больших декоративных картин из Château d’Effiat и интересную коллекцию произведений искусства (шкафы 17-го века, фаянс из Клермон-Феррана…).
Изобразительное искусство XIX века представлено в различных темах: неоклассицизм Томаса Дежорджа, пейзажная живопись в Оверни (Теодор Руссо, Поль Юэ, Камиль Коро, Жюль Лоран, Виктор Шарретон…), галлы ( Теодор Шассерио, Фредерик Огюст Бартольди …), художник и его музы, или даже салонное искусство.
К искусству двадцатого века обращаются через набор фигуративных картин 1920-1960 годов с работами Мари Лорансен, Жана Фотрие, Мишеля де Галлара, Жана Жансема, Бернара Бюффе… (Коллекция Комба).
Посещение музея:
Билет:
- 5€, льготный 3€, до 18 лет бесплатно.
Время работы:
- Со вторника по пятницу: с 10:00 до 18:00.
Суббота, воскресенье, праздничные дни: 10.00 — 12.00 и 13.00 — 18.00 - Закрыт по понедельникам, 1 января, 1 мая, 1 ноября и 25 декабря.
Адрес:
- Place Louis-Deteix
63100 CLERMONT-FERRAND
Tél.: 04 43 76 25 25 - Вебсайт
Проезд:
- Трамвай: линия A, остановка musée d’art Roger-Quilliot.
- Автобус: остановка musée d’art Roger-Quilliot., линии 20 и 21.
- Велосипедная станция C перед музеем
L’Aventure Michelin
Главная фабрика по производству шин, а также трек для тестированя, также находятся в городе. Мишлен славится своими туристическими гидами. Особенно известен кулинарный гид Мишлен. L’Aventure Michelin раскрывает живую историю продукта и бренда, который всегда идет в ногу со временем. В центре путешествия — знакомая веселая фигура человека Мишлен. Фигура, символизирующая Мишлен: близка к публике, постоянно развивается, но остается верной своим ценностям. Музей группы Мишлен — это увлекательное интерактивное занятие в обстановке, которая отправляет как молодых, так и пожилых людей в новое приключение.
Экскурсия L’Aventure Michelin начинается с рельсовой машинки Мишлен и аэроплана Bréguet в востановленных мастерских.
Тур включает посещение 9 мест с различным содержанием и стилем. Посещение свободное или с аудиогидом (есть на английском языке). Посещение выставки площадью 2 000 м² займет 1,5-2 часа.
Билеты:
- € 9,50, 7 до 18 лет — € 5,50, семейный билет (4 человека, минимум 1 ребенок) — €25.
- Аудиогид — €2
Время работы:
- Открыто каждый день с 10.00 до 18.00, июль и август — до 19:00.
- Закрыто: 1 января, 25 декабря.
Адрес:
- 32 Rue du Clos Four, 63100 Clermont-Ferrand, France
- Вебсайт
Проезд:
- Возле стадиона Marcel-Michelin.
- Бесплатная парковка предназначена для посетителей L’Aventure Michelin при наличии свободных мест. Убедитесь, что у вас есть входной билет в музей, так как он понадобится вам для выхода с парковки. Автостоянка открыта в часы работы L’Aventure Michelin.