Особняки Кана (Hôtels particuliers de Caen) являются частью его архитектурного наследия и достопримечательносью города.
Кан, столица Нижней Нормандии, был домом для многих дворянских и буржуазных семей, построивших частные особняки. Бомбардировки 1944 года уничтожили большую их часть, особенно в районе Сен-Жан. Тем не менее, все еще можно полюбоваться определенным количеством из них в различных районах, составляющих центр города. Каждый Hôtels particuliers можно поместить в городской контекст, в котором он родился. Различные типы особняков позволяют нам проследить историю довоенного градостроительства Кана.
Таким образом, здесь не перечислены все частные особняки Кана, а только те, которые могут быть включены в анализ эволюции городского планирования в столице Нижней Нормандии.
Первые особняки Кана
- Таунхаусы: № 52-54 rue Saint-Pierre (начало 16 века);
- Maison des Quatrans (XV век — первая половина XVI века);
- Hôtel des Écuyers (конец 15 века)
В XI веке Вильгельм Завоеватель окружил город, который развивался у подножия замка, стенами. Традиционно в обрамленном стеной городе было мало места, поэтому отдавали предпочтение глубоким и узким участкам, на которых строили здания с двускатными стенами, построенными на трех или даже четырех уровнях.
Дома 52 и 54 rue Saint-Pierre с деревянными фасадами до сих пор служат хорошим примером средневекового градостроительства. Эти дома были построены в самом начале шестнадцатого века; Номер 54 принадлежал богатому купцу из Кана Мишелю Мабре, олдермену города в 1509 году.
Только благородный фасад на улице сделан из дерева, канский камень широко использовался для строительства частных домов с 12 века. Этот процесс был довольно распространенным. Вы также можете увидеть это, прогулявшись до Maison des Quatrans, построенному около 1460 года богатым кожевенником. И снова только фасад, выходящий на улицу Рю-де-Жель, фахверковый, а остальная часть здания, особенно башня, построенная в 1541 году, — из камня. Этот особняк на фото:
Особняки Кана в эпоху Ренессанса
Главные представители:
- Hôtel de Than (ок. 1520-1530, № 6 Impasse de Than);
- Hôtel d’Escoville (конец 1530-х годов, place Saint-Pierre);
- Hôtel de Mondrainville (1549, № 7 de la rue Gémare);
- Hôtel du Grand-Cerf (№ 10 de la rue Pémagnie)
В 16-м веке богатая буржуазия и аристократия начали строить богатые особняки на большей площади, позволяя организовывать богато украшенные здания вокруг частного двора, строго отделенного от общественного пространства. С тех пор можно действительно говорить об особняках.
Hôtel de Than был одним из первых примеров. Построенный у подножия стен на берегу Одона около 1520-1530 годов для Томаса Мореля, лорда Секвилля и Тана, он был первоначально организован вокруг внутреннего двора, доступного из переулка, начинающегося с улицы Сен- Джинсы. К сожалению, особняк был в значительной степени разрушен бомбардировками битвы при Кане, и было восстановлено только главное здание, наиболее богато украшенное. Однако, благодаря вмешательству Марселя Путаро, проект службы консолидации земель, который хотел сделать внутренний двор общественным проходом, был заброшен, а тупик от улицы Сен-Жан сохранился, что позволяет нам лучше понять оригинальное расположение особянка в городской ткани.
Новый шаг был сделан со строительством Hôtel d’Escoville в конце 1530-х годов и Hôtel de Mondrainville в конце 1540-х годов. Если план Hôtel de Than был новым, то украшения световых фонарей были более традиционными. Они замечательно декорированы, и их стиль сильно отличается вкусом к фантазии и чудесам, типичным для позднего средневековья и эпохи Возрождения. Таким образом, мы можем сказать, что особняк Than предлагает переход к особняка Escoville и Mondrainville, отмеченным сильным итальянским влиянием и представляющим великолепный образец французского Возрождения. Наличие лоджии на модели той, что Браманте изготовил в Ватикане для Юлия II, и декора, сочетающего библейские темы и светские темы античности, характерные для движения Возрождения, противостоит высоте крыши с очень крутыми скатами (40% от общей высоты здания), характерной для французского и нормандского ренессанса.
Особняки Кана 17-го века — классическая эпоха
В семнадцатом веке рост населения и экономический бум, испытанный городом при личном правлении Людовика XIV, вынудили город раздвинуть свои границы. Демографическое давление вынудило город инвестировать в Petits Prés, чтобы построить новый район. Между 1635 и 1703 годами было создано новое общественное пространство: Place Royale.
Этот район был одним из самых популярных адресов знати. Чтобы обеспечить покой последних, муниципальная охрана была ответственна за вытеснение «ленивых, бродяг и падальщиков». Анализ налоговых регистров Vingtième, созданных в 1750 году, позволил изучить социальный уровень жителей, проживающих на площади. Было зарегистрировано 35 налогоплательщиков, облагаемых налогом с доходов от 40 до 1200 фунтов стерлингов, в то время как доходы от 10 до 20 фунтов стерлингов были обычным явлением на большинстве улиц города. Средний облагаемый налогом доход на Place Royale составлял 346 фунтов против 154 фунтов на Place Saint-Sauveur (25 налогоплательщиков).
Площадь стала жертвой бомбардировок 1944 года, но лучшие образцы классической архитектуры на этой площади остались. Это Hôtel de Banville и особенно Hôtel Daumesnil. Принцип организации здесь такой же. Особняк Daumesnil, например, представлял собой U-образную форму, замыкающуюся на площади перед главным зданием, а внутренний двор выходил на обширные сады, простирающиеся до края Ноэ. А вот оформление гораздо более строгое и поражает изысканностью и сдержанностью:
Особняки Кана в 18-м веке
- place Saint-Sauveur : Hôtel Fouet ; Hôtel Marescot de Prémare ; Hôtel Canteil de Condé
- L’Île Saint-Jean : Hôtel de Blangy ; Hôtel le Brun de Fontenay
С конца 17 века и начала 18 века ярмарка Кана пережила довольно значительный рост, и население города увеличилось с 25 000 до 32 000 жителей. Старый город Кана стал еще более густонаселенным, к существующим домам добавился этаж, обычно четвертый. Проблемами дорожного движения становилось все труднее управлять. Кан по-прежнему был городом со средневековым обликом. За исключением района Place Royale, остальная часть города состояла из узких улиц и извилистых переулков, разделенных многочисленными реками (Ноэ, Пети и Гранд Одон).
Но в восемнадцатом веке город Кан присоединился к великому движению городского обновления во Франции. В 1735 году постановлением олдерменов Кана было приказано реконструировать площадь Сен-Совер; поэтому старые средневековые здания, построенные на подъездах, были разрушены, чтобы позволить богатым построить роскошные особняки на новом участке.
Hôtel Fouet под номером 20, построенный примерно в 1750 году, отличается своими размерами. За идентичным внешним видом можно различить различия между каждым элементом: ключ от ягод иногда просто приплюснут, иногда украшен зажимом в стиле рококо. Еще одно отличие состоит в том, что не во всех зданиях есть въездные арки. Между 1752 и 1775 годами барон Франсуа-Жан Орсо де Фонтетт, интендант Женералитата Кана, завершил эту реконструкцию, создав новую артерию на улице Сен-Бенуа (ныне улица Сен-Гийом), присоединившуюся к старой дорожной сети.
Дворец правосудия, построенный в 1781 и 1830-1840 годах, является связующим звеном между площадями Сен-Совер и Фонтетт, которые до сих пор образуют очень красивый ансамбль, характерный для городского планирования и элегантности 18-го века, к счастью, почти полностью сохранившегося после бомбардировок 1944 года.
Hôtel de Fouet
Hôtel de Fouet, нынешний номер 20, был построен примерно в 1740 году для мсье Фуэ, богатого суконщика из Кана. Особняк не полностью соответствует стандартам, установленным стюардом Фонтетте. Чтобы увидеть и быть увиденным, он украшает свой первый этаж богато декорированным балконом, который проходит по всему фасаду и чьи металлические перила весьма примечательны. Отсеки на этом этаже увенчаны клавишами в форме раковин с мотивами в стиле рустик и рококо, которые простираются по всей ширине отсека. Между консолями, поддерживающими балкон, над проемами первого этажа появляются скульптурные лица, представляющие такие аллегории, как Смерть или Время. Таким образом, хотя выравнивание формально не нарушено, отель Fouet отличается от соседних зданий шириной и высотой фасада, а также исключительным богатством убранства.
Hôtel Canteil de Condé
Почти напротив Hôtel de Fouet, построенного представителем буржуазии, который все больше и больше заявлял о себе в восемнадцатом веке, аристократ Винсент Кантей де Конде, мушкетер короля и лорда Конде-сюр-Сель, выкупил в 1747 г. — фахверковый дом, принадлежащий Арденнскому аббатству, замененив особняком, носящим его имя, в доме № 19. Реконструкция не была завершена, так как на заднем фасаде до сих пор можно увидеть сторожевую башню. У этого дома правильный фасад на улице, пронизанный портьером, увенчанный фронтоном. На двери сохранился красивый молоток в стиле Людовика XV. От Hôtel de Fouet он отличается большей площадью и более простым оформлением.
Особняки Кана в Belle Époque
В конце 19 века город Кан пережил новое развитие. Произошло усиление и расширение центра города вокруг новых городских поляризаций. В частности, север города (сектор rue Caponière и юг Vaucelles пережил более ограниченное развитие) видел развитие новых районов в связи с существующим центром города. В 1875 году была открыта железнодорожная ветка между Каном и морем; в 1884 году была построена станция Сен-Мартен для конечной остановки линии. Между этими тремя объектами постепенно разделилась земля. Поселки были в основном застроены крупными буржуазными домами.
Этот период ознаменовал собой торжество гигиенических теорий, и тогда верхний средний класс предпочел строить виллы с садами на ближайших окраинах городов, а не строить новые особняки в существующей городской структуре. Однако у некоторых представителей буржуазии были частные особняки, построенные в более урбанистической среде: дом Шарбонье, построенный в 1896 году Огюстом Николя (maison Charbonnier, №1 de la rue Pémagnie), Hôtel des Croisiers, построенный в 1874 году на rue Sadi-Carnot, или номер 9 на rue Écuyère — хорошие примеры.
Антисанитария средневекового города
На рубеже двадцатого века Кан по-прежнему представлял собой средневековый город. Новые кварталы появились в семнадцатом веке (королевская площадь) или были сильно перестроены в восемнадцатом веке (place Saint-Sauveur, place Fontette-rue Guillaume-le-Conquérant), но большая часть города Вильгельма Завоевателя все еще оставалась состоят из узких улиц, большую часть времени антисанитарных, а новые застроенные районы заняты представителями наиболее обеспеченных социальных классов. На улицах de Vaucelles, Saint-Jean, Saint-Pierre или по направлению к замку были вставлены маленькие узкие улочки, черные, извилистые, сводчатые почти по всей длине, очень влажные и окаймленные высокими домами, препятствующими проникновению солнечного света до нижних уровней.
Такое положение дел усугублялось наличием множества рек (Гранд и Пти Одон, Ноэ), протекающих через город. Эти реки служили открытыми канализационными коллекторами и были загрязнены в результате деятельности разных веществ (в частности, прачечные вверх по течению от Гранд Одон). Вода часто стояла, особенно летом. Город, часто поражаемый ужасными эпидемиями холеры или брюшного тифа (1832, 1849, 1854, 1866, 1873), считался одним из самых неблагополучных для здоровья во Франции. Северное плато между пригородами Сен-Мартен и Сен-Жюльен позволяло быть ближе к центру города, получая при этом более чистый воздух и относительную близость к морю благодаря станции Сен-Мартен. Таким образом, район развивался довольно быстро, и в 1921 году Жоржу Пишеро было предложено построить клинику Сен-Мартен, чтобы обеспечить уход, адаптированный для более обеспеченного населения района и города.
Очень красивыми буржуазными домами можно любоваться сегодня в районе бывшего вокзала Сен-Мартен, недалеко от водохранилищ Беврелю и в сторону Jardin des Plantes.