С 1870 по 1950 год город Конкарно стал очень популярен среди многих художников (речь идет о «группе Конкарно», которая была гораздо более известна во времена Belle Époque, чем школа Понт-Авен), французских и иностранных, которых привлекало архитектурное наследие, рабочее, крестьянское и, прежде всего, морское население, большой рыболовный флот (в начале двадцатого века порт иногда принимал более 2000 судов в промысловый сезон с июня по октябрь), живописные традиционные костюмы.
Peder Severin Krøyer : Sardinerie à Concarneau (1879)
Художники Конкарно
Чарльз Фромут писал в 1890 году:
«Какой фон я нашел, Вилль Клоз, небольшая деревня, окруженная укреплениями, рассказывающими о прошлых веках, покрытая лишайниками и мхом, прочно торчащими в каждой трещине… Я не устаю изучать это как фон для моих картин, мне он кажется нетленным ».
Сидней Лох Томпсон пишет:
«У Конкарно неотразимый живописный характер, который так привлекает всех художников, что он известен как город тридцати мастерских и тридцати фабрик по производству сардин».
Поль Синьяк. «Вечернее спокойствие».
Благодаря петиции, подписанной многими художниками, валы города-крепости были спасены от продажи и внесены в реестр исторических памятников 1899 года.
«Художественная мода Конкарно совпала с периодом расцвета индустрии сардин. Легионы художников ликовали при виде этого сверкающего порта, его великолепия (…), множества гребных лодок с коричневыми или красными парусами, длинных мачт, между которыми плыли, согласно древнему обряду сушки, гирлянды из пробок и гибких тюлей ».
Прием богатых туристов, и в частности художников, к концу девятнадцатого века стал настоящей индустрией в Конкарно. Появились многочисленные отели: «Grand Hôtel de Cornouaille», «Hôtel de France», «Hôtel des Voyageurs», «Hôtel du Commerce» (художник Чарльз Фромут посещал его более тридцати лет), особенно «Atlantic Hôtel», из которого открывается прямой вид на порт и мастерскую художника. Этот отель посещали многие из мастеров того времени, среди которых были Теофиль Дейролль, Фернан Ле Гу-Жерар, Кузнецов, Акилле Гранчи-Тейлор, Сидней Лох Томпсон.
Юзеф Панкевич. «Порт в Конкарно».
«Если академизм является одним из знаков признания, приписываемых Конкарно, то оригинальность этого города заключается в том, чтобы быть самым международным, самым англосаксонским центром живописи в Бретани. Прием более чем дружелюбный, организованный. Строятся мастерские, модели легко найти, и отличный гостиничный бизнес, некоторые меню даже написаны на английском языке. «
Поль Синьяк, Конкарно
Поколения художников Конкарно
Конкарно — «обязательный элемент для молодых американских художников того времени», которые приезжали на какое-то время в Париж и проводили лето в Конкарно, как, например, Говард Рассел Батлер (1856-1934), Артур Уэсли Доу (1857-1922), Уолтер Гей (1856-1937), Уильям Лэмб Пикнелл (1853-1897), Томас Александр Харрисон (1853-1930), Эдвард Эмерсон Симмонс (1852-1931), Эжен Лоуренс Вейл (1857-1934), Чарльз Фромут (1858-1937) ), Сесилия Бо. Но Конкарно был популярен и среди художников других национальностей, таких как датчанин Педер Северин Кройер (1851 — 1909), канадец Джеймс Уилсон Моррис (1865-1924), ирландец Уильям Джон Лич (1881-1968), итало-англичанин Ахилле Гранчи-Тейлор (1857-1921), австрийцы Макс Курцвейл (1867-1916) и Карл Мозер (1873-1939), новозеландец Сидней Лох Томпсон (1877-1973), финны Амели Лундхал и Элен Шерфбек (которая жила в Конкарно летом 1881 г.) и др.
Многие художники тогда представляли Конкарно и его регион, самые известные из которых жили в конце 19 века и в первой половине 20 века. Было несколько «волн» художников в Конкарно:
- Первое поколение художников Конкарно: Альфред Гийу (1844-1926), Анри Гинье, Франсуа-Альфред Делоббе, Поль Синьяк, Эмиль Шуффенекер, Мишель Буке, Пер Эверт, Колин Кэмпбелл Купер, Уильям Лэм Пикнелл, Александр Кабанель, Фернан Кормон, Жан-Бертран Пежотан-Ого, Уильям Бугро, Юзеф Панкевич, Теофиль Дейролль (1844-1923), Фернан Легу-Жерар (1854-1924), Альфред-Виктор Фурнье (1872-1924), Эмиль-Бенедиктофф Хиршфельд (1867-1922), Эмма Херланд (1855-1947), Эжен Лабит (1858-1935) и др.
- Второе поколение художников Concarnois: Анри Барнуан (1882-1940), Леон Броке (1869-1935), Матюрен Янссо (1857-1940), Люсьен-Виктор Дельпи (1898-1967), Поль Эшбах (1881-1961), Джон Рекнагель (1870-1940), Морис Грюн (1870-1947), Mathurin Méheut (1882-1958), Уильям Джон Лич (1881-1968), Зинаида Серебрякова (1884-1967), Морис Менардо (1897-1977), Жан Le Merdy (род.1928) и др.
- Третье поколение представлено, в частности, Яном Робертом 100 (1901 — 1994), Рене Ле Форестье (1903 — 1972), Жан-Мари Мартен101 (1922 — 2012), Жан-Клаой.
Поль Синьяк. Регата в Конкарно (1891)
Более того, в двадцатом веке Конкарно заинтересовались несколько писателей: Жорж Сименон разместил сюжет своего романа Le Chien jaune в «Гранд-отеле», а писатель Бенуа Гроулт проживал на вилле «Ty Bugale» с видом на Женский пляж. Музыкант Жюль Массне останавливался на вилле с видом на пляж Сабль-Блан.
Зинаида Серебрякова в Конкарно
Художники Конкарно — это не только французы и англичане, но и наша славная соотечественница, великая художница Зинаида Серебрякова, где она лучше всего смогла раскрыть свой живописный и графический талант. Живя в Париже, она скучала по видам усадьбы Нескучное и по земле. Так что в Бретани она фокусируется на природе и бытовых сценках, портретах простых людей. Она делает карандашные наброски и темперой рисует портреты и пейзажи со скалами и морем.
Подробнее: Зинаида Серебрякова во Франции
Зинаида Серебрякова побывала в Бретани 6 раз, оставив целую серию прекрасных портретов, пейзажей и бытовых зарисовок из разных уголков региона. Интерес к Бретани вызвали еще в 1890-х гг Алесандр Бенуа и Евгений Лансере, вернувшиеся в 1897 году. Первый раз Серебрякова поехала в Бретань еще в Парижский период, в июле 1925 году, остановившись у своего дяди Александра Бенуа в Камаре-сюр-Мер. Вторая поездка случилась год спустя уже по состоянию здоровья художницы, когда ей рекомендовали морской воздух.
В июле-августе 1934 года Зинаида Серебрякова с дочкой Екатериной жили в небольшом городке Пон-л’Аббе (Pont-l’Abbé) на юго-западе Бретани близ Кемпера, с живописным замком, церковью Нотр-Дам-де-Карм, рынком и средневековыми постройками.
Именно здесь Серебрякова начала свою знаменитую серию портретов пастелью женщин с высокими чепцами, украшенными бретонской вышивкой. Как раз в 1930-е годы эти традиционные головные уборы были особенно высокими.
Позже Серебрякова вместе с семьей переехала в рыбацкую деревушку Лескониль (Lesconil). Здесь главным фокусом работ художницы стали пустынные песчаные пляжи и этюды неба:
В сам Конкарно Серебрякова приезжает в июле-августе 1937 года. Последняя поездка в Бретань состоялась в сентябре 1939 года в городок Треберден на севере региона.
Альфред Гийу и Конкарно
Ссылки по теме:
- Французские художники
- Художники Монмартра
- Художники Конкарно (Бретань)
- Художники в Провансе
- Импрессионизм во Франции:
- Художники-импрессионисты в Париже и на Монмартре
- Художники-импрессионисты в Руане и долине Сены
- Художники-импрессионисты в Нормандии
- Художники-импрессионисты на Алебастровом береге
- Художники-импрессионисты дельты реки Сены (Гавр, Довиль, Онфлер)
- Художники-импрессионисты: Живерни и окрестности
- Художники-импрессионисты: Auvers-sur-Oise
- 10 деревень Франции, самых популярных среди художников
- 10 самых живописных мест Франции, вдохновлявших художников