Художники Монмартра

Поскольку после перестройки улиц бароном Османном, Париж превратился в современный городской центр, многие деятели авангарда искали альтернативу грандиозным бульварам в центре города.
Среди них были и импрессионисты. Начиная с 1860-х годов небольшой пригород Монмартр стал центром искусства в Париже, а художники Момартра стали известными во Франции и в западном мире.

Paris Monmartre stairs

Такие деятели, как Ренуар, Мане, Дега и Писсарро, жили на Монмартре или поблизости от него, часто посещали кафе в этом районе и расписывали танцевальные залы Монмартра и другие современные объекты. Например, одна из самых известных работ Ренуара — Бал в Мулен де ла Галлет — изображает молодых парижан, наслаждающихся послеобеденным танцем.

Художники - импрессионисты в Париже - холм Монмартр - Огюст Реунар - moulin-de-la-galette

Одним словом, Монмартр вдохновил импрессионистов.

Монмартр, художники Монмартра, французские художники, художники в Париже

 

Импрессионизм и Монмартр

На протяжении веков Монмартр был деревней, независимой от Парижа и расмположенный за его городскими стенами. Однако в 1860 году, после перестройки Парижа, он был включен в постоянно растущий город.

Несмотря на аннексию Монмартра, этот район по-прежнему сохранил уникальную и самобытную атмосферу. Холмистый пейзаж сделал его непригодным для многих архитектурных реформ, которые барон Осман провел в другом месте Парижа, и в результате Монмартр сохранил узкие улочки, ветряные мельницы и маленькие лоскутные дома своего прошлого.

Виноградники Монмартра

 

Ночная жизнь

Исторически известный своими религиозными связями — Монмартр означает гора мученика, названный в честь мученической смерти Сен-Дени на холме — Монмартр постепенно приобрел определнную репутацию благодаря своей ночной жизни. Вино текло свободно благодаря виноградникам в этом районе и не облагалось такими высокими налогами, как в черте города.

Другими словами, Монмартр был местом, где можно было отлично провести вечер!

Paris Monmartre

… и низкая арендная плата

Низкая арендная плата и сельская красота района также привлекали художников в этот район, и к 1860-м годам многие переехали на Монмартр. Этому также способствовала его близость к Школе изящных искусств, которая находилась на другом берегу реки Сены.

На Монмартре художники могли взаимодействовать с «обычными людьми» в отличие от буржуазных кругов, более доминирующих в центре Парижа. Это было одним из источников вдохновения для импрессионистов. Художники часто набирали в качестве моделей молодых женщин из рабочего класса из окрестностей, которые часто также становились их любовницами!

Работать моделью быстро стало популярным видом деятельности для многих женщин, часто дополняя их доход от других работ в швейной промышленности.

 

Создание студии

Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро и Поль Сезанн имели студии на Монмартре. Их любимые места, как правило, были на вершине холма или butte, где располагались кафе и кабаре. Здесь также была самая дешевая аренда.

Одним из постоянных кафе импрессионистов было Cafe Guerbois на Rue des Batignolles. Именно в Гербуа Моне впервые предложил провести независимую групповую выставку в декабре 1873 года.

Точно так же Novelles Athènes в том же районе стал популярным местом для общения с другими художниками и писателями. Это кафе стало декорацией для картины Дега «Абсент» 1876 года.

File:Edgar Germain Hilaire Degas 012.jpg

Покупка красок и холстов

Помимо кафе, художники часто посещали малярные мастерские с временными выставками произведений искусства. Одним из самых популярных из них был магазин красок Пера Танги, где начинающие художники целыми днями обсуждали и критиковали выставки.

Танги согласился показать некоторые из картин Винсента Ван Гога и Сезанна, что было одним из немногих мест в Париже, которые это сделали, а также работы Жоржа Сёра и Поля Гогена.

Другие места, где, как известно, выставлялись работы импрессионистов, включали Ресторан la Fourche и Cabaret du Tambourine, оба на Монмартре.

Paris Monmartre street

 

Танцевальные залы Монмартра

Монмартр был известен своими танцевальными залами, и их слава привлекала людей в окрестности. Большинство танцевальных залов располагалось на Boulevard Rochechouart у подножия холма.

Élysées-Montmartre

Из танцевальных залов Монмартра, Élysées-Montmartre был, пожалуй, самым известным. В этом танцевальном зале также были игорные комнаты и ресторан. Это было важное место встречи импрессионистов, особенно в 1870-х годах, и являлось центром многих общественных собраний.

Эмиль Золя устроил там вечеринку в 1874 году, чтобы отпраздновать свой роман «L’Assommoir» о парижанах из рабочего класса. Золя также признал, что он черпал образы Л’Ассомойра из многих картин Дега из этого района, сказав:

«Я довольно ясно описал некоторые из ваших картин более чем в одном месте на своих страницах».

Moulin de la Galette

Мулен де ла Галетт был еще одним танцевальным залом, популярным среди импрессионистов, особенно Ренуара.

Moulin de la Galette (Paris) - Монмартр

Galette долгое время обслуживала клиентов из рабочего класса, но была «открыта» новыми авангардистами, прибывшими по соседству, и быстро стала горячей точкой для художников. Названный в честь одной из последних ветряных мельниц в Париже, Galette был частично открытым, с большим садом и деревьями.

Изображение заведения, нарисованное с улицы, можно увидеть на одноименной работе Винсента Ван Гога 1886 года.

Художники - импрессионисты в Париже - холм Монмартр - Огюст Реунар - moulin-de-la-galetteРенуарБал в Мулен де ла Галетт

В 1876 году Ренуар написал «Бал в Мулен де ла Галетт» (Le bal du Moulin de la Galette), который теперь считается его самой важной работой 1870-х годов. В своей картине Ренуар пытается передать яркую энергию сада танцевального зала в солнечный полдень. В своей работе он сочетал искусственный свет и естественный свет, используя быстрые мазки, чтобы создать легкий эффект размытия. Общую энергию произведения, пожалуй, лучше всего описал Гюстав Жефрой:

«Le Moulin de la Galette — это одно из полных сочетаний живого наблюдения и яркой атмосферы: веселье танца, шум, солнце, пыль праздника на открытом воздухе — волнение лиц, небрежность поз — ритм, где кружатся и останавливаются розовые, голубые, синие и черные платья — движение страсти, победоносная тень, бегущий огонь, удовольствие и усталость — все несчастные романтические героини с красивыми лицами, выразительными руками, беззаботными взглядами ушли, или устали, и выражают надежду, опьянение, покинутость, жестокую скуку ».

В произведении Ренуара не только отражена энергия танцевальных залов Монмартра того периода, но и подчеркивается важность таких мест в качестве места встречи художников и писателей. В этой сцене он изображает многих своих друзей, в том числе кубинского художника Педро Видаля из Солареса, журналиста и критика Жоржа Ривьера, а также художников Франка-Лами и Норбера Генейтта.

Также в работе представлены две актрисы и модели, сестры Жанна и Эстель Самари, которые доминируют на центральном переднем плане.

Проституция

Начиная с 1890-х годов танцевальные залы становились все более коммерческими. На рубеже веков танцевальные залы Парижа достигли высшей точки своей славы, превратившись в один из крупнейших рынков проституции во всей Европе. Большинство танцовщиц также были проститутками, и, как описал один посетитель,

«Здесь не нужно обуздывать страсти».

В результате экономических стимулов многие женщины, которые ранее работали в кустарных промыслах, были вынуждены заниматься проституцией, чтобы заработать себе на жизнь. Таким образом, 19 век был периодом, когда проституция стала широко распространенной и обычным явлением на улицах Монмартра.

И наркотики …

Помимо проституции, танцевальные залы Монмартра стали центром торговли наркотиками в Париже. Кокаин и морфин были самыми распространенными наркотиками в продаже, и наркодельцы монополизировали многие танцевальные залы района. В это время по соседству также распространились опиумные притоны.

Самым известным танцевальным залом Монмартра, чья репутация царит и по сей день, был Мулен Руж. Мулен Руж открылся в 1889 году и был ориентирован на рынок, отличный от кафе и кабаре на вершине холма. Вместо этого это огромное место было предназначено непосредственно для богатых посетителей Монмартра, используя в своих интересах репутацию района, которая к этому моменту уже прочно закрепилась.

Мулен Руж

В Мулен Руж танцоры устраивали шумные шоу на центральной сцене, в то время как посетители пили и танцевали сами. Эротическая версия канкана, известная как «le chahut», была особенно популярным танцем, когда исполнительницы высоко подбрасывали ноги и поднимали юбки, демонстрируя свое нижнее белье.

Изображение этого танца можно увидеть в пуантилистском произведении Сёра «Le Chachut» 1889 года. К 1890-м годам афроамериканские танцоры также исполняли cakewalk, способствуя популяризации плантационного танца периода до американской гражданской войны в Европе.

Лотрек был таким фанатом, что стал почти постоянным клиентом, проводя ночи подряд, попивая абсент и общаясь с танцорами. Со временем он воссоздал шумный мир танцевальных залов в своем искусстве, рисуя танцоров, певцов, музыкантов и проституток.

Музеи Альби, музей Тулуз-Лотрека, музей моды в Альби, музей Лаперуза, Арт центр, Musée pour tous. Что посмотреть в Альби, путеводитель по городу Альби, фото Альби, Альби, Альби Франция, г Альби, Альби музей, Тулуз-Лотрек Альби, достопримечательности Альби

Самой известной из этих фигур была Джейн Аврил, близкая подруга Лотрека. Как описал друг Лотрека Поль Леклерк:

«Посреди толпы возникло движение, и начала формироваться очередь людей: Джейн Аврил танцевала, кружилась, грациозно, легко, немного безумно; бледная, худая, породистая, она вертелась и переворачивалась, невесомая, питалась цветами; Лотрек выкрикивал свое восхищение.

Гей-пары

Танцевальные залы Монмартра не только обслуживали парижан, но и стали туристической достопримечательностью для посетителей со всего мира. Он был особенно популярен среди американских мужчин, которые считали Монмартр воплощением их образа «gay Paree». Этому в немалой степени способствовали растущая популярность импрессионистов на рубеже веков и международная известность, которую движение получило.

Туристы отправились на поиски богемы, которую популяризировали импрессионисты. Таким образом, район стал более космополитичным, но в то же время чрезвычайно коммерческим.

 

Кабаре Монмартра

На Монмартре было несколько кабаре, прежде чем он стал центром парижского авангарда. Однако к 1880-м годам началось всерьез основание новых кабаре. Они стремились предоставить более богатым людям, прибывающим по соседству, развлечения, которые они хотели: поэзию, музыку и театр.

Кабаре предлагали элитные места, где они могли «спрятаться», вдали от регулирующих сил, действующих в районах их проживания. Буржуазная аудитория состояла почти исключительно из мужчин, поскольку кабаре считались не подходящим местом для собраний «респектабельных» женщин. В кабаре мужчин развлекали популярные артисты, пили и домогались проституток.

Интерьеры кабаре спроектированы так, чтобы исполнители и меценаты находились в непосредственной близости. В отличие от театров и оперных залов, кабаре сознательно поощряли взаимодействие с аудиторией. Артисты кабаре умели удерживать внимание публики, вощбуждая и развлекая.

Эдгар Дега

Начиная с 1875 года, многие картины Дега отражают его увлечение кабаре и кафе-концертами, когда он пытался передать энергию сценических исполнителей. Он играл с эффектами искусственного света на лицах своих моделей, подчеркивая подбородки и затемняя глаза.

Он часто снимал их с открытым ртом в середине выступления, делая драматический жест руками, как в «Певице с перчаткой» 1878 года.

Кабаре также служили местом, где начинающие художники могли выставить свои работы и, если повезет, что-то продать. Дега, например, начинал в кабаре, как и многие известные писатели, в том числе Золя и Александр Дюма.

Черная кошка (Le Chat Noir)

Одним из самых любимых кабаре импрессионистов было Chat Noir или «Черная кошка», открытое Родольфом Салисом в 1881 году. Салис был поэтом и эксцентричным персонажем, известным тем, что высмеивал посетителей своего кабаре и продвигал Монмартр как рай разврата.

File:Steinlein-chatnoir.jpg

Он цитирует слова:

«Монмартр — свободный город, Монмартр — священный холм, Монмартр — жемчужина земли, пуп и мозг мира».

В Chat Noir Салис создал дом для художников и писателей, а также для более состоятельных посетителей, которые хотели вкусить кусочек легендарной богемы Монмартра. Писатель Фелисьен Шампсаур описал сцену 1882 года, написав:

«В этой причудливой стране кишело множество ярких художников, писателей, художников, музыкантов, скульпторов, архитекторов, некоторые из которых имели свои собственные места, но большинство из них жили в меблированных комнатах, в окружении рабочих Монмартра, суровых дам с улицы Бреда, пенсионеров Батиньоля, прорастающие повсюду, как сорняки.»

После смерти основателя (1897) кафе просуществовало ещё пару лет, затем было продано и сменило название.

File:Le Chat noir 1929.jpg

Фоли-Бержер

Кабаре, увековеченное на картине Мане, было Фоли-Бержер (Folies Bergere). Созданное по образцу мюзик-холла Альгамбра в Лондоне, оно было основано в 1869 году и оставалось чрезвычайно популярным вплоть до 1920-х годов. Его успех частично объясняется его способностью идти в ногу со временем и удовлетворять то, что хочет аудитория.

Картина Мане «Бар в Фоли-Бержер» 1882 года изображает интерьер кабаре в напряженную ночь. Однако его картина необычна тем, что в ней изображен один служащий, Сюзон. Вместо того, чтобы запечатлеть яркость и кажущуюся веселость зала, Мане сосредотачивается на двусмысленном выражении лица одной из работающих там женщин.

В зеркале позади нее мы можем видеть люстры и толпу, но она отделена от других людей на сцене своим положением, как физическим, так и социальным.

 

Цирки

Помимо танцевальных залов, кабаре и кафе-концертов, у импрессионистов был еще один вид развлечений на Монмартре: цирк.

Со времен средневековья цирки были обычным явлением на передвижных ярмарках по всей Франции, предлагая смелые зрелища по низким ценам. Однако в 1860-х годах предприниматели начали создавать в Париже постоянные цирки с постоянными аренами, чтобы обслуживать растущее население города.

Цирк Фернандо

В Париже было три постоянных цирка, но самым популярным среди импрессионистов был Цирк Фернандо (Cirque Fernando), основанный в 1875 году и удобно расположенный на Монмартре. Это место украшено многочисленными произведениями искусства эпохи импрессионизма. Пожалуй, самые известные из коллекции — это работы Дега, который вновь мастерски ухватил энергетику зала.

Одна из таких картин — «Леди Ла Ла» 1879 года. Эта амбициозная картина была написана с точки зрения зрителя, смотрящего вверх на исполнителя. Леди Ла Ла, или Ольга, была одной из самых популярных исполнительниц цирка Фернандо, известной своей сверхчеловеческой силой. Часть ее представления она была подвешена к куполу с помощью веревки, которую она зажала зубами. Именно в этой позе ее и пишет Дега.

File:Edgar Germain Hilaire Degas 044.jpg

 

Жонглеры Ренуара

Точно так же Ренуар также выбрал Цирк Фернандо в качестве декорации для своей картины «Жонглеры» 1879 года. В работе Ренуара изображены две жонглирующие сестры, Франциска и Анджелина Вартенберг. Его изображение не показывает сестер во время выступления, однако вместо этого они стоят в центре ринга, как будто ожидая начала выступления.

Renoir's The Jugglers

Это относительно неподвижное изображение побуждает зрителя принимать форму самих исполнителей, а не зрелище выступления или толпы. Мужская фигура на заднем плане имитирует зрителя, наблюдающего за фокусниками. В этой картине мы можем прочитать эротические оттенки, которые сыграли важную роль в популяризации цирков в тот период.

«Наездница (в цирке Фернандо)» Тулуз-Лотрека 1888 года — более явная отсылка, изображающая скудно одетого акробата на лошади. Эта картина была куплена Мулен Руж, где с октября 1889 года она украсила стену в вестибюле.

 

Заключение

Как и многие художники конца 19 века, импрессионисты выбирали Монмартр своей базой в Париже. Именно здесь они рисовали и играли, проводя бесчисленные ночи в танцевальных залах, кафе и кабаре по соседству. Влияние их переживаний можно прочитать в их искусстве, особенно в работах Дега, который снова и снова возвращался к образам парижской ночной жизни во всех ее проявлениях.

Позже, в 1897 году, Писсарро написал целую серию своих величественных картин, изображающих бульвар на Монмартре.


 

Ссылки по теме:

Leave a Reply