Маршрут Ренуара в Эссуа позволит вам прогуляться по следам этого великого импрессиниста, полюбовавшись пейзажами, вдохновлявшими художника, и познакомиться поближе с его творчеством и историей.
По пути разбросаны репродукции картин Ренуара, изображающие именно тот пейзаж, где вы стоите. Многие из этих видов мало изменились со времен Ренуара… На улицах Эссуа повсюду тень семьи Ренуара. На повороте улицы, на фасаде дома, в пейзажах и, конечно же, в самом сердце культурного центра.
Пьер-Огюст Ренуар
Человек, который остается одним из самых известных художников Франции, по-прежнему не поддается классификации: хотя он и остается привязанным к школе импрессионистов (настолько, что является одним из ее наиболее выдающихся представителей), он все же часто отходит от нее. Подробнее про Ренуара…
Маршрут Ренуара в Эссуа на карте:
На карте вдоль маршрута цифрами обозначены:
- Espace des Renoirs (Музей Ренуара)
- Lavoir (прачечная)
- Eglise Saint-Remi
- Gabrielle et Jean*
- Les Laveuses*
- Jardin Renoir (сад Ренуара)
- Maison des Renoir (Дом Ренуара)
- Atelier de Renoir (Мастерская Ренуара)
- Tombes des Renoir (Могила Ренуара)
- Route de Loches*
- Jugement de Paris*
- Danse a la campagne*
- Chemin montant dans les Hautes Herbes*
*Репродукции картин с тех мест, где их рисовал Ренуар
Достопримечательности вдоль маршрута Ренуара
-
Espace des Renoirs (Музей Ренуара)
Маршрут Ренуара в Эссуа начинается у Espace des Renoir, где также находится туристический офис. В центре показывают 15-минутный фильм о художнике и проводят временные выставки преимущественно современного искусства.
- 9 place de la Mairie
- Вебсайт
2. Lavoir (прачечная)
Урса (Ource) — приток правого берега Сены. Исток реки находится в департаменте Об недалеко от Пуансон-ле-Гранси, а сама она впадает в Сену недалеко от Бар-сюр-Сен. Протяжённостью 100 км, река пересекает двадцать муниципалитетов. Ее латинское название Aturicos означает «маленькая река». Маленькая? Возможно, но с очень проточной и прозрачной водой.
В Эссуа, на ее берегу, была построена длинная прачечная длиной почти 32 метра. Шириной 5,80 м, она могла вмещать до пятидесяти прачек.
Два камина, расположенные по концам, позволяли несколько согреть прачек, но также и разогреть их полуденную еду, потому что в прачечную приходили женщины на весь день, часто издалека.
Прачечная оснащена шестью передвижными платформами, которые поднимались или опускались с помощью стоек в зависимости от высоты воды в реке.
Прачечная была открыта 13 сентября 1883 года.
Прачечная на р. Урса кисти Ренуара
3. Eglise Saint-Remi
В центре Эссуа когда то находилась старинная церковь Сен-Реми, одна из самых примечательных романских церквей в департаменте Об. Церковь снесли в 1855 году, построив на ее месте новый храм, освященный в 1865 году. В новой церкви стоит посмотреть витражи и орган, подаренные семьей Эрьо.
Церковь Эссуа кисти Ренуара
4. Gabrielle et Jean
В Париже Пьер Огюст Ренуар знакомится с молодой провинциальной уроженкой Эссуа Алиной Викториной Шариго. Привлеченный красотой и пышными формами юной 18-летней девушки, художник просит ее позировать ему. Она становится его моделью, а затем женой, но прежде всего матерью его троих сыновей: актера Пьера, режиссера Жана и керамиста Клода.
В 1885 году она привозит мужа в Эссуа. Покоренный и очарованный пейзажем и бытом жителей деревни, Ренуар и его семья возвращаются сюда каждое лето на протяжении 30 лет. Семейный дом, купленный в 1896 году, принимает не только Ренуара, но и многих его друзей.
Ее любимыми моделями остаются Алина, ее дети Пьер, Жан и Клод и красавица Габриэль Ренар, няня, которую Жан прозвал Бибон. Она была образцом и важным персонажем. Муза отца и сына. Именно работы, сделанные по этой модели, продавались лучше всего.
Здесь мы находимся перед домом, который заменил тот, где родилась Габриэль Ренар, любимая модель Ренуара, которая также была «няней» его второго сына, ставшего режиссером, Жана Ренуара. На стене репродукция картины Ренуара «Габриэль и Жан».
5. Les Laveuses
Ренуар не сразу решил приехать в родной город своей жены и любимой модели, в Эссуа. Но приехав, он оказался очарован деревенскими пейзажами и простой жизнью местных жителей. Вдохновение он черпал в красивой природе Шампани и в образах простый людей, например, прачек на реке…
«Прачки», Пьер-Огюст Ренуар, 1888 г
6. Jardin Renoir (сад Ренуара)
Между стойкой регистрации и Ателье пройдите по подъездной дорожке к саду, вдохновленному картинами Ренуара, между фруктовыми деревьями, зелеными растениями и ароматными цветами. Особенно красив сад весной и в начале лета, когда он расцветает тюльпанами, анемонами и розами.
Найдите время прогуляться, посидеть в тени яблони, или даже, подражая Ренуару, уделите время рисованию. В конце сада обнаружите дом художника.
7. Maison des Renoir (Летний дом Ренуара)
Ренуар купил дом в Эссуа в 1896 году, через шесть лет после женитьбы на своей модели и любовнице Алине Шариго. Алина родилась в этой деревне, расположенной среди виноградников шампанского. Она любила свой родной городок и убедила Ренуара купить здесь дом. Ренуару не хотелось покидать оживленную парижскую столицу, но он быстро влюбился в красивую деревню и ее живописные окрестности.
Дом Ренуара кисти художника, 1906 г
Арендовав дом скромных размеров рядом с домом каменщика, Ренуары купили семейный дом в 1896 году за 4000 франков — цену картины «Девушки за фортепиано». Каждое лето семья проводит в Эссуа.
Спустя годы семья Ренуара переехала в Кань-сюр-Мер на Французской Ривьере, но продолжала проводить лето в Эссуа. Ренуар, его жена и трое детей похоронены на местном кладбище Эссуа. Однако потомки Ренуара продолжали проводить время в этом доме до 2012 года.
Ренуар приобрел этот скромный двухэтажный дом в то время, когда он еще не был признанным и известным художником. Его средства были скромными. Ренуар начал получать серьезное признание за свои картины только в возрасте шестидесяти лет, в начале 1900-х годов. До этого он жил со своей семьей очень скромной жизнью.
Софи Ренуар, правнучка, продала летний дом Ренуара сельскому совету Эссуа в 2012 году. Затем совет потратил более миллиона евро на капитальный ремонт, чтобы превратить дом Ренуара в музей.
При оформлении внутренней части дома, садов и мастерской руководствовались полотнами Ренуара. Целью было вернуть ему тот вид, в котором находилось все, когда там жил Ренуар и его семья.
Аудиотур по дому доступен на шести языках, включая английский, и содержит дополнительную информацию.
8. Atelier de Renoir (Мастерская Ренуара)
В глубине сада Ренуар построил свою собственную студию живописи в 1906 году, чтобы не беспокоить своих детей и иметь личное рабочее место. Здесь Ренуар написал многие из своих самых знаковых полотен!
С первого этажа студии можно увидеть его рабочее место. В центре комнаты — инвалидное кресло Ренуара. Из-за тяжелого ревматизма Ренуар в последние годы жизни не мог ходить.
Его руки и кисти также были повреждены, но Ренуар никогда не отказывался от своей страсти в виде живописи. Фактически, Ренуар создал многие из своих самых красивых картин и скульптур в последние годы своей жизни, несмотря на тяжелый ревматизм и физическую инвалидность.
«Я предпочитаю рисовать ходьбе»,
— сказал он, предпочитая отказаться от всякого лечения, чтобы сохранить свое вдохновение. Он рисовал до последнего дня своей жизни, утром 3 декабря 1919 года, когда он умер в Кань-сюр-Мер.
По соседству на холсте проецируются несколько картин, сделанных в Эссуа. На первом этаже вы обнаружите несколько подлинных предметов. В том числе скульптуры, а также транспортный ящик, который использовался для репатриации написанных здесь картин в Париж.
Редкий документальный фильм позволяет увидеть художника за работой.
- 9 place de la Mairie
9. Tombes des Renoir (Могила Ренуара)
Если вы пойдете по стопам Огюста Ренуара, вам попадется кладбище Эссуа, где находится могила этого знаменитого художника. Это место находится в конце деревни.
Алина, жена Ренуара, умерла в Ницце 27 июня 1915 года в их ниццкой квартире. Ее похоронили на замковом кладбище в Ницце, в склепе, предоставленном семьей Румье. Старый художник умер в Кань-сюр-Мер 3 декабря 1919 года. Он присоединился к своей жене в том же склепе на кладбище замка Ниццы. Два с половиной года спустя, 7 июня 1922 года, останки четы Ренуаров были перенесены на кладбище Эссуа, родной деревни Алины.
Сыновья Ренуара
В той же могиле, что и Огюста Ренуара, покоятся двое его сыновей, каждый из которых отличился в своем искусстве:
Пьер РЕНУАР (1885-1952), старший сын Огюста, стал актером и присоединился к труппе Луи Жуве в 1928 году после серьезного ранения во время Первой мировой войны. Свою первую крупную роль он сыграл в 1932 году под руководством своего брата Жана («Ночная дорога»), сыграв комиссара Мегрэ. Из всех ролей, которые он играл до 1951 года, самой заметной была роль бандеровского офицера Жюльена Дювивье.
Жан РЕНУАР (1894–1979) был вторым сыном Огюста. Он стал режиссером, и его фильмы, долгое время непонятые, сегодня считаются шедеврами, которые своим реализмом и внесенными ими изменениями возвестили о поколении Новой волны.
Его карьера была долгой (с 1924 по 1971 год). Ему мы обязаны, если назвать только самые известные: «Бафоны» с Луи Жуве, «Большая иллюзия» с Эрихом фон Штрогеймом, «Габен и Френе», «Человеческая любовь» по Золя и французский канкан (всегда с Габеном), «Правила игры» и «Марсельезу», считающиеся его шедеврами. Плохо адаптированные к американскому кино, большинство фильмов, снятых им в Голливуде, не стали крупными произведениями.
Как и его брат, на могиле он изображен на бронзовом медальоне ребенком.
В этой же могиле наконец покоится Дидо ФРЕИ (1907-1990), вторая жена Жана Ренуара, дочь бразильского дипломата и племянница режиссера Альберто Кавальканти, которая была сценаристом нескольких фильмов своего мужа.
Жена Ренуара
Алина Викторина ШАРИГОТ (1859-1915), которая после того, как была моделью художника (она появляется во многих картинах, в частности, в «Обеде Канотье» и «Танце в деревне»), стала его женой. Именно она родилась в Эссуа и познакомила свою деревню с Ренуаром, купившим там дом. Она была матерью троих сыновей художника.
Ричард Гино также сделал бюст для ее могилы, вдохновленный одной из картин Ренуара, но он был украден в июле 2005 года. Поэтому она похоронена не с мужем, а с третьим сыном Клодом.
10. Route de Loches
11. Jugement de Paris
Приобретенный материальный достаток не лишил его чувства реальности и вкуса к простым вещам, он продолжал рисовать в своей маленькой, почти деревенской вселенной. Он пробовал новые техники и, в частности, посвятил себя скульптуре, подстрекаемый торговцем произведениями искусства Амбруазом Волларом, хотя его руки были парализованы и деформированы ревматизмом. С 1913 по 1918 год он сотрудничал с Ришаром Гино, молодым скульптором каталонского происхождения, представленным ему Майолем и Волларом. Вместе они создали набор произведений, считающихся одними из вершин современной скульптуры: «Венера Победительница», «Суд Париса» (Jugement de Paris), «Великая прачка», «Кузнец» (Музей Орсе). Прервав сотрудничество с Гино, он работал со скульптором Луи Морелем (1887–1975), родом из Эссойеса. Вместе они сделали терракоты, двух танцоров и флейтиста.
12. Danse a la campagne
Около 1880 года, в разгар бедности (Ренуар не мог продать свои картины, рецензии часто были плохими), он решил больше не выставляться со своими друзьями-импрессионистами, а вернуться в официальный Салон, что было единственным возможным путем к успеху. Благодаря заказам на престижные портреты, например, портрета мадам Шарпантье и ее детей, он стал известен и получал все больше и больше заказов. Его искусство становится более напористым, и он ищет больше эффектов линий, заметных контрастов, выделенных контуров. Это заметно в знаменитой картине «Déjeuner des Canotiers» (1880-81) из коллекции Филлипса (Вашингтон), хотя тема остается близкой к его работам 1870-х годов.В этой картине мы видим новую модель, Алин Шариго, ставшую его женой в 1890 году и мамой троих его детей, Пьера, Жана (режиссера) и Клода, известных как «Коко».
Три танца («Танец в Буживале», Бостон; «Танец в городе» и «Танец в деревне» (Danse à la campagne), Музей Орсе, около 1883 года) также являются свидетелями этой эволюции.
13. Chemin montant dans les Hautes Herbes
Художник нарисовал это полотно в 1874 году. Ее название переводится с французского как «Дорога в гору в высоких травах»
Четыре пешеходных маршрута Ренуара в Эссуа:
- Первая тропа, названная в честь его картины «Тропа, ведущая сквозь высокую траву» (Chemin montant dans les hautes herbes), имеет длину 3 км.
- Вторая тропа под названием «Алин Чаригот» (Aline Charigot) имеет длину 6 км и ведет через близлежащий лес.
- Третья тропа под названием «Пьер-Огюст Ренуар» (Pierre-Auguste Renoir) имеет длину 12 км. Нажмите здесь, чтобы просмотреть карту и подробную информацию о прогулке.
- Четвертая тропа под названием «Габриэль Ренар» (Gabrielle Renard) — самая длинная, ее длина составляет 14 км.
Подробности вы можете узнать в туристическом офисе Эссуа. Описание маршрута приводится только на французском.