Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)

Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919) — выдающийся французский художник, один из основателей импрессионизма. Родился в Лиможе, Франция. Ренуар стал известным своими светлыми и воздушными работами, в которых он стремился запечатлеть моментальные впечатления и эффекты света.

Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)

Он изображал сцены повседневной жизни, пейзажи, портреты и натюрморты, используя кисти и краски в новом, инновационном стиле. Вместе с другими художниками, такими как Моне, Дега и Сислей, Ренуар стал частью движения импрессионизма, бросив вызов традиционным нормам и подходам к живописи.

Он часто работал под открытым небом, захватывая эффекты света на природе. Некоторые из его наиболее известных работ включают «Завтрак на траве», «Обед на лодке» и «Бал в Мулен Руж». Ренуар оставил неизгладимый след в искусстве и продолжает влиять на художников во всем мире своим инновационным подходом и страстью к изображению красоты и жизни в искусстве.

Modern time in France

 

Биография Ренуара

Пьер Огюст Ренуар родился в Лиможе 25 февраля 1841 года и был шестым из семи детей. Его отец Леонар Ренуар (1799–1874) был портным, мать Маргарита Мерле (1807–1896) – швеей. Семья тогда жила довольно экономно. В 1844 году семья Ренуара уехала из Лиможа в Париж, где его отец надеялся улучшить свое положение. Пьер-Огюст учился там в школе.

В 13 лет он поступил в фарфоровую мастерскую Lévy Frères & Compagnie в качестве ученика по декорированию изделий. Одновременно он посещал вечерние занятия в Школе рисования и декоративного искусства до 1862 года. В этот период он брал уроки музыки у Шарля Гуно, который заметил этого умного и одаренного ученика.

 

Юность Ренуара

1858: в 17 лет, чтобы заработать на жизнь, он расписывал веера и раскрашивал гербы для своего брата Анри, геральдического гравера.

В 1862 году Ренуар сдал вступительный экзамен в Школу изящных искусств в Париже и поступил в студию Шарля Глейра, где познакомился с Клодом Моне, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем. Крепкая дружба завязывается между четырьмя молодыми людьми, которые часто рисуют на природе в лесу Фонтенбло.

Его отношения с Глейром были немного натянутыми, и когда последний вышел на пенсию в 1864 году, Ренуар покинул школу изящных искусств. Однако если первая работа, которую он выставил в салоне («Эсмеральда», 1864 г.), имела настоящий успех, то после выставки он уничтожил ее. Работы этого периода отмечены влиянием Энгра и Деоденка в портретах, Гюстава Курбе (особенно в натюрмортах), а также Эжена Делакруа, у которого он заимствовал некоторые темы (например, восточных женщин). В 1865 году «Портрет» Уильяма Сислея и «Суар д’Эте» были приняты Салоном, что было хорошим предзнаменованием. Важным образцом для него в это время была его любовница Лиза Трео: именно она изображена на картине «Lise à l’ombrelle» (1867), появившейся в салоне 1868 года и вызвавшей весьма хвалебный комментарий молодого критика по имени Эмиль. Золя. Но в целом критика была довольно плохой, в прессе появилось множество карикатур.

Теперь от Марка Ле Кера и Жан-Клода Желино, опубликовавших сообщение в 2002 году в каталоге выставки Ренуара в Сан-Паулу, мы знаем, что у него было двое детей, родившихся во время его долгого романа с Лизой Трео: Пьер родился в Виль д’ Авре, 14 сентября 1868 г. (место и дата его смерти неизвестны) и Жанна, родившаяся в Париже 10-го, 21 июля 1870 г., умерла в 1934 г.

 

По пути к импрессионализму

Пребывание Ренуара с Моне в «Гренуйер» (Grenouillère, купальном заведении на острове Круасси-сюр-Сен (île de Croissy-sur-Seine), месте очень популярном) стало решающим в его карьере. Он много писал на открытом воздухе, что изменило его палитру и фрагментировало мазок (Моне пошел в этой области гораздо дальше). Он учится передавать эффекты света и больше не обязательно использовать черный цвет для теней. С этого момента действительно начался период импрессионизма Ренуара.

Musee renoir cagnes sur mer

Пьер-Огюст Ренуар выставлялся с указанной группой с 1874 по 1878 г и создал свой шедевр: «Бал мулен де ла Галетт» (Bal du moulin de la Galette) на Монмартре в 1877 г. (Париж, Музей Орсе). Картину приобрел Гюстав Кайботт, член и покровитель группы.

Это амбициозное полотно (прежде всего по формату 1,30 х 1,70 м) характерно для стиля и исследований художника 1870-х годов: плавное и красочное прикосновение, цветные тени, отказ от использования черного цвета, эффекты текстур, игра света, который просачивается сквозь листва, облака, вкус к сценам народной парижской жизни, к моделям из его окружения (друзья, люди из «богемы» Монмартра).

Художники - импрессионисты в Париже - холм Монмартр - Огюст Реунар - moulin-de-la-galetteBal du moulin de la Galette, 1877

 

Отход от импрессионизма

Около 1880 года, в разгар бедности (Ренуар не мог продать свои картины, рецензии часто были плохими), он решил больше не выставляться со своими друзьями-импрессионистами, а вернуться в официальный Салон, что было единственным возможным путем к успеху. Благодаря заказам на престижные портреты, например, портрета мадам Шарпантье и ее детей, он стал известен и получал все больше и больше заказов. Его искусство становится более напористым, и он ищет больше эффектов линий, заметных контрастов, выделенных контуров. Это заметно в знаменитой картине «Déjeuner des Canotiers» (1880-81) из коллекции Филлипса (Вашингтон), хотя тема остается близкой к его работам 1870-х годов. В этой картине мы видим новую модель, Алин Шариго, ставшую его женой в 1890 году и матерью троих его детей, Пьера, Жана (режиссера) и Клода, известных как «Коко».

Три танца («Танец в Буживале», Бостон; «Танец в городе» и «Танец в деревне», Музей Орсе, около 1883 года) также являются свидетелями этой эволюции.

Musee renoir cagnes sur mer

 

Период ингресков

Между 1881 и 1883 годами Ренуар совершил многочисленные поездки на юг Франции (в Эстак (Estaque), где он посетил Сезанна), в Северную Африку, где он создал множество пейзажей, и в Италию. Именно там кристаллизуется эволюция, начавшаяся в 1880 году. Соприкасаясь с произведениями Рафаэля, особенно, Ренуар чувствует, что он достиг конца импрессионизма, что он зашел в тупик и не может создавать более вневременное и серьезное искусство (ему кажется, что он не умеет рисовать). Затем он вступил в так называемый период ингресков (ingresque) или Эгра (Aigre), кульминацией которого стал 1887 год, когда он представил в Париже свои знаменитые Grandes Baigneuses. Очертания его персонажей становятся более четкими. Он рисует формы более строго, цвета становятся холоднее, кислотнее. Он также находится под большим влиянием античного искусства (особенно барельефа Жирардона в Версале для купальщиков). Впервые став отцом маленькому Пьеру (1885), Ренуар отказался от незавершенных работ и посвятил себя картинам о материнстве.

Grandes Baigneuses

 

«Большие бани» принимаются очень плохо, авангард чувствует, что Ренуар сбился с пути (в частности, Писсарро), не видят этого и академические круги. Его художественный агент, Поль Дюран-Рюэль, несколько раз просил его отказаться от этого нового пути.

 

Признание

С 1890 по 1900 годы Ренуар снова изменил свой стиль. Это уже не чистый импрессионизм и не стиль эпохи ингресков, а смесь того и другого. Он сохраняет сюжеты Энгра, но сохраняет плавность линий. Первая работа этого периода, «Девушки за фортепиано» (1892, одна из пяти версий хранится в Музее Орсе), была приобретена французским государством для выставки в Люксембургском музее.

В 1894 году Ренуар снова стал отцом, теперь маленького Жана (который впоследствии стал кинорежиссером, автором, в частности, «Большой иллюзии» и «Правила игры») и возобновил свою работу, с фокусом на беременности и родах. Няня его детей Габриэль Ренар стала одной из его великих моделей.

Дом жены РенуараНяня Габриэль Ренар с его сыном Жаном, настенная репродукция в Эссуа

Это десятилетие, десятилетие зрелости, является также десятилетием посвящения. Его картины хорошо продавались, критики начали принимать и ценить его стиль, признали его и официальные круги (упомянутая выше покупка «Девушек у фортепиано», предложение Почетного легиона, от которого он отказался). Во время неудачного падения с велосипеда недалеко от Эссуа, деревни, где родилась его жена Алин Шариго, он сломал правую руку. Это падение считается ответственным, по крайней мере частично, за последующие проблемы со здоровьем художника. Деформирующий ревматизм постепенно заставил его отказаться от ходьбы (около 1905 г.).

Musee renoir cagnes sur mer

 

Ренуар в Кань-сюр-Мер

В 1903 году он поселился со своей семьей в Кань-сюр-Мер, поскольку климат этого региона считался более благоприятным для его здоровья, чем в странах Северной Европы.

Musee renoir cagnes sur mer

Имея несколько резиденций в старой деревне, Ренуар приобрел Domaine des Collettes на склоне холма к востоку от Каня, чтобы спасти почтенные оливковые деревья, тенью которых он восхищался и которым потенциальный покупатель угрожал уничтожением.

Musee renoir cagnes sur mer

Алин Шариньо построила там последний дом своего мужа, где он должен был проводить свои дни под полуденным солнцем, однако, хорошо защищенный своей неотъемлемой шляпой. Он живет там со своей женой Алин и детьми, а также с целой кучей слуг (которые скорее друзья, чем слуги), которые помогают ему в повседневной жизни, готовят ему холсты, кисти и т. д. Он также время от времени возвращается в Париж. Работы этого периода представляют собой преимущественно портреты, обнаженные натуры, натюрморты и мифологические сцены. Его картины все более и более мерцают, а масло он использует все более плавно и прозрачно. Круглые, чувственные женские тела сияют жизнью.

Musee renoir cagnes sur mer

Ренуар на тот момент уже выступал как крупная личность в мире западного искусства, он выставляется по всей Европе и США, участвует в Осенних салонах в Париже и т. д. Приобретенный материальный достаток не лишил его чувства реальности и вкуса к простым вещам, он продолжал рисовать в своей маленькой, почти деревенской вселенной. Он пробовал новые техники и, в частности, посвятил себя скульптуре, подстрекаемый торговцем произведениями искусства Амбруазом Волларом, хотя его руки были парализованы и деформированы ревматизмом. С 1913 по 1918 год он сотрудничал с Ришаром Гино, молодым скульптором каталонского происхождения, представленным ему Майолем и Волларом. Вместе они создали комплекс произведений, считающихся одними из вершин современной скульптуры: «Венера-Победительница», «Суд Париса», «Великая прачка», «Кузнец» (Музей Орсе). Прервав сотрудничество с Гино, он работал со скульптором Луи Морелем (1887–1975), родом из Эссуа. Вместе они сделали терракоты, двух танцоров и флейтиста.

Musee renoir cagnes sur mer

 

Последние годы Ренуара

Его жена умерла в 1915 году, сыновья Пьер и Жан получили ранения во время Первой мировой войны.

Musee renoir cagnes sur mer

Несмотря ни на что, Ренуар продолжал рисовать до своей смерти в 1919 году. Говорят, что на смертном одре он попросил холст и кисти, чтобы нарисовать букет цветов, стоявший на подоконнике. Возвращая кисти медсестре в последний раз, он заявил: «Мне кажется, я начинаю кое-что понимать» (что подводит итог великому смирению, с которым Ренуар подходил к живописи и жизни).

Импульсивный, нервный и разговорчивый, Ренуар часто имел противоречивые мнения, но всегда был верен своей семье и друзьям. Из всех импрессионистов он наиболее последовательно рисовал события и удовольствия «обычных» людей.

3 декабря 1919 года он умер в Кань-сюр-Мер от застоя в легких, после того как смог в последний раз посетить Лувр и просмотреть свои работы из трудных времен. Его наконец признали.

Ренуар был похоронен 6 декабря в Эссуа, в Шампани.

Musee renoir cagnes sur mer

 


 

Ссылки по теме:

 

Leave a Reply