Базилика Сен-Реми

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi)

Базилика Сен-Реми в Реймсе

Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi) — это бывшая монастырская церковь аббатства св. Ремиглия, основанного в VI веке. Нынешнее здание базилики было построено в первой половине XI века. В базилике находится могила Святого Ремигия, к которому ежегодно приходят поклониться тысячи паломников со всего мира. Церковь, наряду с 4-мя другими достопримечательностями Реймса, включено в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Некоторые члены династии Каролингов были погребены в базилике Сен-Реми.

Святой Ремиглий Реймский, известный также как св. Реми (437 — 533) — служил в Реймсе епископом. Именно он обратил салических франков в христианство, крестив в Реймсском соборе в 498 году Хлодвига I, первого короля из династии Меровингов, вместе с 3000 его воинами и приближенными.

Базилика Сен-Реми в Реймсе

 

Святой Ремиглий Реймсский

Именно Ремигий и жена Хлодвига св. Клотильда смогли убедить короля принять истинную веру, а не широко распространенное в то время арианство. Ещё до того, как Хлодвиг был окрещен, он богато одаривал как самого епископа, так и жителей-христиан Реймса. А после победы над аламаннами в битве при Толбиаке в 496 году он попросил епископа реймсского окрестить его и 3000 его воинов. Традиция помазания королей на царствование в Реймсе появилась уже после смерти епископа Ремигия, её ввел епископ реймсский Гинкмар в IX веке.

Хлодвиг наделил Ремигия землями, где тот построил и освятил большое количество церквей. Он возвел в ранг  епископств  Турне,  Камбре,  Теруанн,  Аррас и Лаон.  Святому Ремигию делали дары и многие другие франки, а епископ передавал их в Реймсский собор.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi

Еписком Реми скончался в возрасте 96 лет. Его, как и предшественников, похоронили в небольшой часовне Святого Христофора на кладбище за пределами городских стен Реймса.  Но останкам святого стали поклоняться, причем число поклонников росло, так что пришлось сменить попечительство над часовней и расширить ее здание.

 

История базилики Сен-Реми

Первое упоминание о базилике св. Ремиглия встречается уже в 570-х гг. Торжественный перенос останков Ремигия в новую церковь произошел 1 октября. Этот день впоследствии станет днем памяти Святого Ремигия в Австразии, где Реймс был некоторое время столицей, а потом и в Восточно-Франкском королевстве.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi

В 760 году архиепископ Тильпин основал здесь монастырь, приведя монахов из аббатства Сен-Дени в Париже. Обитель получила официальный статус бенедиктинского аббатства святого Ремигия. Широкое почитание святого и щедрые пожертвования привели к быстрому росту монастыря. С этого момента на протяжении более 1000 лет (вплоть до Великой французской революции) монахи-бенедиктинцы проводили богослужения у мощей святого Ремигия и принимали многочисленных паломников.

В IX веке здание монастырской церкви решено было увеличить, и 1 октября 852 года её освятил архиепископ Реймса Гинкмар, по решению которого мощи святого Ремигия с соблюдением всех правил были помещены в раку, покрытую серебром. В X веке группа зданий, располагавшаяся за городскими стенами, получила собственное ограждение и здесь возникло небольшое поселение, находившееся в ведении аббатства, настоятель которого по дозволению реймсских архиепископов вплоть до 945 года избирался монахами. Именно в этом монастыре Карл Великий принимал папу Льва III.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi)

Последущий бурный рост поселения вынудил настоятеля монастыря Айрара в 1007-10 гг заняться строительством нового крупного здания в романском стиле. Проект оказался настолько амбициозен, что вскоре деньги на строительство закончились, а его преемник, аббат Тьерри, был вынужден распорядиться разрушить часть уже завершенного сооружения и начать новое постройку по более скромному проекту. От первого проекта в наши дни сохранились опорные колонны нефа, имеющие форму пучка, и украшенные необыкновенно богатой лепкой. Алтарная часть храма в первой половине XI века переходила в апсиду, предназначавшуюся для размещения останков святого Ремигия.

Новое здание базилики было освящено папой Львом IX 1 октября 1049 года в присутствии большого количества священников, собравшихся в Реймсе на Вселенский собор. На соборе было объявлено о начале церковных реформ, позже названных Григорианскими.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi)

После некоторой перестройки в XII веке, базилика обрела готические черты. Ее украсили мозаичным полом и огромной люстрой. Фукнции королевской усмыпальницы базилики подчеркнули нагробными памятниками. В соревновании с известным аббатством Сен-Дени, решено было декорировать здание церкви, чтобы оно стало больше соответствовать монастырским церквям Парижа. В результате была расширена алтарная часть храма. Были подняты стены нефа и трансепта, добавлен сводчатый потолок с круглыми окнами. Были установлены витражные окна.

В начале 16-го века был южный фасад церкви переделали в стиле пламенеющей готики, а в 1531 году в хорах были размещены десять уникальных декоративных гобеленов, иллюстрирующих житие Святого Реми.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi)

Монастырская библиотека и школа имели настолько высокую репутацию, что папа Александр III написал аббату благодарственное письмо, дошедшее до нас. В XVII веке аббатство святого Ремигия перешло в конгрегацию Святого Мавра, ветвь бенедиктинцев.

С приходом Французской революции по всей Франции началось закрытие монастырей, в том числе и аббатства Сен-Реми. Революционеры разграбили базилику. Прекрасные мозаичные полы церкви были разбиты, чтобы сделать пол более удобным для постоя лошадей, погибли Святая Стеклянница и множество ценных предметов убранства храма, но витражи XII века уцелели. В дальнейшем базилика продолжала своё существование как приходская церковь и это спасло её от уничтожения. Но уже к началу XIX столетия сводчатый потолок нефа был повреждён настолько сильно, что в условиях нехватки средств в 1830 — 1835 годах его спешно заменили на деревянный фальшивый потолок, покрытый штукатуркой.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi)

Тяжелый период Первой мировой войны, во время которого Реймс на 4 года оказался в руках немцев, коснулся и базилики Св. Ремиглия: здание серьезно пострадало от от немецких артобстрелов. Сводчатый фальшивый потолок сгорел, оставив церковь открытый к непогоде. В результате, южная стена нефа обвалилась и разрушилась часть крыла трансепта. Потребовалось 40 лет чтобы заново отстроить поврежденные части здания.

 

 Архитектура базилики св. Ремиглия

От прежней романской постройки сохранились неф и рукава трансепта — самые древний части базилики. Хор и галерея с часовнями выполнены в готическом стиле. Самая новая часть — фасад южного трансепта. Вся церковь построена по плану латинского креста.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi)

 

Интерьер базилики

Центральный фасад украшен двумя скульптурами, изображающими фигуры св. Реми и св. Петра (как символ принадлежности базилики к Римско-католической церкви). Капители декорированы статуями, датируемыми концом XII века: они изображают предшественников Иисуса Христа, возвестивших появление Мессии в своих пророчествах. Некоторые из этих персонажей также были изображены на большой мозаике, украшавшей хоры монахов и не сохранившейся до наших дней.

По случаю 1400-летия со дня крещения Хлодвига I, в 1896 году была установлена «Корона света», символ Небесного Иерусалима, – люстра с 96 свечами, символизирующими 96 лет жизни святого Ремигия. Первоначальная люстра была разрушена во время Французской революции, нынешняя является ее полной копией.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi

Во время реконструкции хоров в их высоких окнах были установлены витражи. Центральный витраж изображает Деву Марию, по бокам от которой изображены св. апостолы и пророки. Ниже Девы Марии, в центре, изображен св. Ремиглий, окруженный изображениями его преемников, архиепископов Реймса, сначала канонизированных, а затем и его неканонизированных преемников, вплоть до Генриха I Французского, который скончался в 1175 году, незадолго до выполнения витражных окон.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi

 

На большом Распятии Христа изображено приобщение к Божеству в таинстве Евхаристии, установленном Иисусом Христом. У подножия креста можно увидеть святую чашу, куда собирается Кровь Христова. Остальные окна на этом уровне представляют из себя большие цветные композиции без какого-либо метафорического образа, в которые вклеены небольшие изображения древних персонажей, вероятно взятые из окон существовавших прежде апсид (примерно 1140-е годы) — епископы в произвольном порядке соседствуют с королями из Ветхого Завета и святыми девами.

В ХХ веке в церковь добавили окно-розу на северном фасаде работы Жака Симона (1958 год) и южное окно, выполненное его приёмным сыном Шарлем Марком, который изукрасил его светящимися голубками, символизирующими легенду о Святой Стекляннице (1976 год).

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi)

Гобелены с изображением жития св. Реми, в 16-м веке украшавшие хоры, были перенесены в музей Сен-Реми, рядом с базиликой. Высокий алтарь из красного мрамора был доставлен сюда в 1803 году из заброшенной часовни францисканцев. Он датируется XVIII веком, как и прочая церковная утварь и пюпитр.

 

Могила Святого Ремигия

Могила св. Реми является главным объектом паломничества в церковь. Внутри ограждения находится большой склеп св. Ремиглия, построенный  в 1847 году по указанию реймсского архиепископа кардинала Тома-Мари-Жозефа Гуссе взамен уничтоженного революционерами монумента. Выполненный в стиле Возрождения, он украшен уцелевшими скульптурами, сделанными в 1533 — 1537 гг по заказу архиепископа Реймса Робера де Ленонкура.

Базилика Сен-Реми в Реймсе Базилика святого Ремиглия (Basilique Saint-Remi

 

Крещение Хлодвига

Скульптурная композиция«Крещение Хлодвига» окружена статуями двенадцати пэров Франции — архиепископ Реймса держит свой пастырский крест, епископ Лана держит Святую Стеклянницу, епископ Лангра держит скипетр, епископ Бове держит тунику, епископ Шалона держит кольцо, епископ Нуайона держит ленту-перевязь, герцог Бургундии — корону, герцог Нормандии — геральдическое знамя, герцог Аквитании — боевой штандарт, граф Тулузы — шпоры, граф Фландрии — меч и, наконец, граф Шампани — хоругвь. Выбор именно такого оформления показывает, что церемония коронации, в котором перечисленные вассалы короны были главными действующими лицами, имеет очень глубокие корни в акте крещения Хлодвига.

Basilique Saint-Remi de Reims-4

 

Святая Стеклянница

Именно в этом склепе хранилась Святая Стеклянница, использовавшаяся в обряде помазания королей Франции при коронации. Ее выносили их базилики только в день самой церемонии под усиленной охраной, сопровождавшей процессию в Реймсский собор. В 1793 году, в антицерковных настроениях Французской революции, Стеклянницу разбили, хотя мощи святого удалось сохранить. Сейчас они находятся в раке, сделанной в 1896 году из позолоченной бронзы с эмалевой росписью, которая представляется каждый год в новенну и проносится вокруг храма после торжественного богослужения в день памяти Святого Ремигия.

 

Leave a Reply