Аббатство Конка — главная достопримечательность этой живописной деревни, определившая ее судьбу и процветание. Церковь аббатства Сент-Фой в Конке была популярной остановкой для паломников на пути Камино-де-Сантьяго, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела. Главной достопримечательностью средневековых паломников в Конке были останки святой Фе Аженской («Sainte-Foy»), девочки-мученицы четвертого века.
Аббатство Конка и история города Конк
Первым жителем на месте Конка был отшельник. В нескольких существующих текстах на самом деле упоминается некий Датус (Дадон по-французски), который в конце 8-го века удалился в эту дикую местность, чтобы посвятить свою жизнь созерцанию. Datus, аббревиатура от Deodatus на латыни (Déodat или Dieudonné по-французски), это имя, которое, безусловно, связано с его религиозным призванием: «тот, кто отдал свою жизнь Богу». Можно даже найти его эрмитаж. Без сомнения, реальный фонтан Пло, стоящий у подножия церкви, ниже ее передней площади, был жизненно важным элементом выбора анахорита.
Образование аббатства Конка
Но вскоре после этого, в соответствии с королевской хартией от 819 года, «человек, полный преданности, по имени Медральд, пришел провести свои последние годы в том же месте и жил с Дадоном. Их знаменитая святость распространилась на соседние земли. Многие другие люди, находившие созерцательную жизнь привлекательной, решили присоединиться к ним. Постепенно благочестивая община росла и построила церковь, посвященную святому Савору, в том же месте».
Дадон, вероятно, считая свою миссию выполненной и верной своему идеалу одиночества, во второй раз выбрал «пустыню», основав еще один эрмитаж в Гранд-Вабре, в нескольких километрах ниже Конка, в долине Дурду. Прежде чем уйти, он оставил управление монастырем, который уже принял правление святого Бенедикта, своему первому ученику Медральду.
Расширение аббатства Конка
Это было время, когда суверены Каролингов решили отдать предпочтение монастырям в пределах своей империи и принести им пользу по политическим и религиозным причинам. Расширение аббатства в Конке было бы затруднено и даже окончательно скомпрометировано без такой поддержки: бедность этого места означала, что он не мог поддерживать большое сообщество монахов.
Людовик Благочестивый, король Аквитании, во времена правления Карла Великого, много раз посещал Медральда, официально называя город «Conque». Его могущественное влияние способствовало обогащению аббатства Конка. В 819 году он пожертвовал не менее десяти частей земли в его пользу. Двадцать лет спустя Пепин 2-й, король Аквитании, подарил Конку Фижак , где тогда проживали многие монахи. К этому пожертвованию были добавлены золото и серебро, а также драгоценная одежда, инталии и старинные камеи. Они стали источником сокровищ Конка. Эти щедрые императорские и королевские дары, которые впоследствии были переданы провинциальным патрицианским семьям, оказали глубокое влияние в регионе.
Но коллективная память помнит только имя Карла Великого, благодетеля par excellence, забывая других членов его семьи. Кроме того, спустя столетия именно он получит свое место на Тимпане Страшного Суда Романской церкви аббатства среди процессии избранных.
Однако, милости, оказанные императором, будь то Карл Великий или нет, не были сопоставимы с теми, которые вскоре будут оказаны в духовном измерении маленькой святой девочкой, навсегда связанной с Конком.
Конк и святая Фе
Любопытная судьба Конка, казалось, навсегда была решена во времена Римской империи Диоклетиана, во время больших гонений, в сумерках 4-го века. Далеко отсюда молодая девушка, живущая в Ажене по имени Фе (или Фуая, Fides на латыни, Faith на английском языке, Foy на французском), которая была обращена в христианство городским епископом Caprais, отказалась приносить жертвы языческим богам и, следовательно, перенесла мученическую смерть в возрасте 13 лет.
Культ святой Фе
В течение 9-го века, когда значимость реликвий резко возросла. В то время присутствие святого тела приводило к огромному духовному воздействию для аббатства, держащего их, однако Конк как-то странно не учли. Тогда монахи Конка, после бесплодных попыток получить реликвии, обратили свое внимание на святые мощи святой Фе из Ажена, которые хорошо почитались в Аквитании. Их «похищение», называемое «скрытой передачей», произошло около 866 года, когда один монах из Конка по имени Авариский украл её мощи из храма, чтобы перенести их в свой монастырь. Этот монах провёл десять лет в Ажене, чтобы усыпить бдительность своих коллег. По другому преданию, мощи св. Фе были помещены в укрытие из-за нашествия норманнов, которые опустошили берега Гаронны в 800-х годах.
Реликвии святой Фе в их новом доме, где они впоследствии будут совершать чудеса для слепых и, в частности, для заключенных, собрало толпы паломников со всей Франции, которые приезжали просить о помощи. Для аббатства эта ситуация означала новое рождение. Строительные работы будут продолжаться три столетия без перерыва, что обеспечит процветание области. В течение 9-го и 10-го веков экспансия позволила появлению первых произведений искусства, в том числе знаменитой статуи-реликвии Святой Фе, объект молитв, размещенная в церкви с тремя нефами, которой предшествует колокольня.
Паломнический путь Сантьяго-де-Компостела
В то же время гробница апостола Иакова в испанском городе Компостела стала местом паломничества, превзойдя другие великие паломничества христианского мира. Знаменитые чудеса Сент-Фой были достаточно сильны, чтобы привлечь Конк к основным маршрутам и выбрать его в качестве важного города, расположенного на одной из четырех главных французских паломнических маршрутов в Компостелу, начинающихся с Ле-Пуи-ан-Веле.
После трудного и ужасного пересечения Обракской «пустыни» паломники, путешествующие в одиночку или группами, достигают более гостеприимных пейзажей реки Лот в Эспалионе. Из Эстейнга, проходящего через деревню Голинхак, где на каменном кресте изображен паломник, держащий трость (по-французски bourdon), они проходили Эспейрак, Сенерга и Сен-Марсель, чтобы, наконец, после долгого путешествия добраться до Конка.
Отправляясь из Конка, они могли выбрать два маршрута, чтобы добраться до Керси и аббатства Муассак. Самый короткий маршрут пересекал реку Дурду по мосту пилигримов (pont romain по-французски, от romius, паломник по-окситански), идя до Обина и дальше. Альтернативный маршрут из Конка проходил под воротами Ла-Винзеля, пути, ведущего к Гран-Вабру и Фижаку, к северо-западным границам. Такое паломничество, с множеством пожертвований и даров, принесло силу и процветание аббатству Сен-Фой и, следовательно, стало идеальным условием для его художественного влияния.
Слава святой Фе
До этого времени преданность святой Фе была ограничена Руэргом и соседними регионами. Однако ее культ быстр распространился по всему христианскому миру благодаря поклонению паломников и усиленному значительным литературным произведением начала XI века, «Книгой Чудес святой Фе». Она была написана Бернардом, мастером в соборной школе Анже.
К тому времени монастырь Конка владел многочисленными землями и монастырями в радиусе двадцати километров и привлекал значительную часть городского населения, которая поселилась поблизости. Конк продолжал распространять свое влияние и приобретал владения в Руэрге и по всему западному христианскому миру от Сен-Фоя в Каваньоло, в Пьемонте, Хоршама в Англии, Селеста (там до сих пор есть церковь, посвященная святой Фе) или даже Бамберга в немецком мире, вплоть до Каталонии и Наварры.
Монастырская Cartulary, рукопись 12-го века, перечисляющая пожертвования, является свидетелем создания истинной монашеской империи на протяжении трех веков, достаточно могущественной империи, чтобы держаться подальше от влияния аббатства Клюни, которое владело большинством великих бенедиктинских аббатств, таких как как Сен-Жеро в Орийаке или Сен-Пьер в Муассаке. Более того, Конк был соперником Клюни во время испанской Реконкисты против мусульман, основывая церкви или назначая епископов для новых епархий Арагона и Наварры.
Империя аббатства Конка
Великая эпоха для Конка, с середины 11-го века до первой трети 12-го, относится к периоду строительства церкви аббатства. Аббство Конка достигло своего расцвета под влиянием аббата Бегона III (1087-1107). Продолжая работу в новой церкви, начатой его предшественниками Одолриком (до 1031-1065) и Этьеном II (1065-1087), Бегон также начал реконструкцию монастырских зданий и самого аббатства из-за растущего числа монахов. Конк превратился в огромную строительную площадку. Бегон, занимая пост настоятеля, командовал «введением золота во многие реликвии» и изготовлением некоторых из самых красивых предметов Сокровищницы в ювелирных и эмалевых мастерских. Было доказано, что в то же время уже существовала монастырская школа с ее библиотекой и скрипториумом.
Монастырь и миряне
В то время как церковное сообщество расширялось, вокруг него собиралось непрофессиональное сообщество, состоящее из ремесленников и торговцев, постепенно освобождающееся от религиозной власти. Например, хартия аббата Раймона Дюфура от 1288-1289 гг. подтвердила предоставление экономических привилегий мирянам, признавая, таким образом, существование в Конке университетов с попечителями во главе.
В 13-м веке каждый новый канцелярский чиновник, вступавший в должность, как это было в случае с аббатом Гугом де Панатом в 1250 году, должен был дать согласие на передачу части своей власти. Он обязывался признать, что больше не может собирать «сборы, десятину или ранить чувства» у населения. Дошло до того, что раннее присутствие четырех членов согласительной комиссии в Конке, уже называемых «консулами» (в окситанском языке), засвидетельствовано в документе, датируемом первыми десятью годами того же столетия. Консульство родилось, и его влияние в экономике, в частности, будет расти в будущем.
Появление города Конк
Фактически, настоящий город развивался на солнечных склонах, возвышающихся над аббатством, защищенных окружающими стенами валов, пронизанных по бокам воротами и укрепленными башнями. Сеть узких улиц, некоторые мощеные, вели к святилищу и различным жилым районам. Несмотря на крутой уклон, множество фонтанов обеспечивало жителей водой, а средневековый рыночный зал составлял сердце экономической торговли.
В пригороде был образован единый район, в котором были сосредоточены фабрики (мельницы и кожевенные заводы на набережных Уша и Дурду) и ремесленные мастерские, в частности швейные мастерские, портные и сапожники.
Во время его расцвета, в 12-м веке, точное число жителей Конка остается неопределенным. Тем не менее, в 1341 году Конк все еще насчитывали 730 очагов, что, по мнению историков-демографов, означало расширенное домашнее хозяйство, насчитывающее около 3000 жителей. Это позволило Конку занять 7-е место среди городов Руэрга. Это была не простая деревня, а действительно важный город, которой руководили четыре консула, ежегодно избираемые жителями.
В конце средневековья региональные ярмарки, казалось, действовали в качестве замены уменьшающегося вклада паломничества. В 15 веке король Карл VII разрешил, например, ежегодные ярмарки и еженедельные рынки.
Череда бедствий Конка
Секуляризация монастыря в 1537 году не привела к радикальной остановке процветания города. Напротив, новое сообщество канонов согласно Правилам Святого Августина владело существенными средствами и было частью элитарной клиентуры для местных торговцев. Многие из этих канонов бежали от строгости монастыря, чтобы жить в роскошных частных резиденциях.
Но скоро наступят бедствия и несчастья. За огнем, начатым гугенотами в 1568 году, который повредил часть церкви и монастыря, последовали череда эпидемий и голода. Чума 1628 года была особенно смертельной. Жители, в панике, нашли убежище в cados (маленьких домиках, где сушили каштаны, расположенные в глубине леса). За этими эпизодами последовали катастрофические урожаи, что привело к новой волне смертности, такой как в 1693-1694 годах, как было отмечено в реестре прихода. Каноны вынуждены были спасать голодное население путем бесплатного распространения бобов.
Конку было трудно восстать после этих бедствий. В середине 18 века население составляло менее тысячи человек. Накануне революции 1789 года было учтено только шестьсот тридцать душ. Тем не менее, темная картина не должна быть преувеличена. За последние два столетия Старого режима было возведено много зданий.
Упадок Конка
Помимо канонов и братского сообщества священников, которые поселились в приходе святого Томаса Кентерберийской церкви, рядом с аббатством, здесь также жили многие законники, богатые торговцы и преуспевающие ремесленники. Одним из примеров является плотник по имени Гийом Ширак. Его родственником был Пьер Ширак, родившийся в Конке в 1657 году и ставший впоследствии после печально известной карьеры первым врачом короля Людовика XV. Тем не менее, крестьяне и виноградари составляли вместе с нищими большинство населения Конка.
В 1771 году местный священник ответил на опрос, проведенный Его светлостью Champion de Cicé, который касался условий жизни епархии, следующими словами: «Там нет торговли из-за отсутствия подходящих дорог … Две трети семей проводят большую часть их дней без хлеба… Есть около восьмидесяти четырех инвалидов, не считая много детей и сто нищих в приходе «. Священник закончил эту печальную картину, сказав: «Сегодня, страдая от голода, живя за счет каштанов, продавая свои земли и работая на кого-то другого, вот как мы живем, вот ситуация!»
История Конка в период Революции
Эта ситуация еще более обострилась в годы революции. Указ Национального Учредительного Собрания о подавлении религиозных орденов во Франции сильно ударил по городу, вызвав закрытие монастыря и рассеяние канонов. Последний настоятель во главе главы Франсуа-Рене д’Адемар де Панат, бывший Алмонер принцесс Генриетты и Аделаиды, дочерей Людовика XV, удалился в Родез. Потеря была непоправимой. Каноны отвечали за содержание аббатства, но также управляли больницей Сен-Фой, которая принимала нуждающихся. Муниципалитет, вновь избранный, теперь ответственный за все эти расходы, был перегружен и не мог нести бремя, поскольку у него было недостаточно финансовых средств.
Падение ускорилось с 19-го века, и Conques упал до простого ранга деревни, но все еще с обязанностями главного города области, гарантируя минимум экономической жизнеспособности.
Спасение аббатства Конка
При июльской монархии произошло исключительное событие: визит в 1836 году писателя Проспера Мериме, инспектора, ответственного за исторические памятники. Он довел до сведения правительственных органов состояние ветхости, в которой стояла романская церковь аббатства.
Эта инспекционная поездка, проведенная во время экскурсии по Оверни, стала источником повторного открытия, изучения и сохранения средневекового наследия. Отныне этот главный памятник западной архитектуры, относящийся к числу Исторических памятников, получит особое внимание и общественные гранты для его реставрации. К глобальному пробуждению сменявших друг друга политических правительств добавились представители местных религиозных властей. Среди них в первом ряду была символическая фигура епископа Бурре, который выступал за приход нового духовенства в 1873 году. Он принадлежал к ордену норбертианцев (Premontres), которым было поручено возродить духовность этого места при возобновлении традиционного паломничества в аббатство Конка.