История Авиньона началась с незапяматных времен. В древности Авиньон был столицей галльского племени каваров и ещё до сих пор сохранил многие остатки римской эпохи.
Авиньон в античный период
Археологические находки, сделанные в городе, позволяют считать, что первое поселение на месте современного Авиньона возникло около 3000 года до н.э. К 2000 году до н.э. крупный город эпохи неолита занимал уже несколько гектаров.
В античный период город был крупным торговым центром и даже печатал собственную монету. В 120 г. до н.э. поселение, тогда именовавшееся Avennio или Avenio, было присоединено к Риму (в статусе «союзника»), став частью Нарбонской Галлии.
В течение всего римского владычества, продолжавшегося более 500 лет, город оставался богатым и процветающим, регулярно упоминался в документах. К моменту заката Римской Империи (4-5 века н.э.) население города составляло около 27 000 человек.
В 3 веке недалеко от городских стен обосновывается небольшая христианская община. Точная дата христианизации города не известна, но уже в 439 году в Авиньоне существовало епископство.
Мост св. Бенезе (Pont Saint-Benezet), или, как его часто называют, мост Авиньона (Pont d’Avignon).
История Авиньона после падения Рима:
С падением Римской Империи Авиньон несколько раз подвергается разорению племенами варваров (готами, франками, бургундами), неоднократно переходит из рук в руки, даже был завоеван арабами в начале 8 века. Наконец, в 1003 году в составе Арльского королевства Авиньон вошел в состав германской Священной Римской империи.
Слабость графов Прованса и Тулузы, под управлением которых находился город, позволила Авиньону в 1129 установить местное самоуправление (коммуну). Город управлялся местной аристократией и богатыми горожанами под эгидой епископа.
Во время крестового похода против альбигойцев город поддержал тулузского графа-еретика Раймунда IV, и в 1226 году был захвачен войсками французского короля Людовика VIII, после чего потерял свою независимость.
В 1303 году здесь был основан один из первых университетов в Европе.
История Авиньона в средневековье:
К началу 14 века Авиньон принадлежал Анжуйскому дому, владевшему также обширными территориями на юге Италии (Неаполь, Сицилия), и был тихим, но зажиточным городом. В 1309 году произошло событие, изменившее ход истории Авиньона — его выбрал римский папа Климент V для своей резиденции.
Одним из самых важных факторов, определяющих ход истории, в средние века была борьба императоров Священной Римской империи и Римских пап за лидерство в христианском мире. Противостояние это продолжалось с переменным успехом несколько столетий. Однако во второй половине 13 века, после того, как на императорском престоле Гогенштауфенов сменили Габсбурги, в имперской политике произошли серьезные изменения. Новые властители решили отказаться от итальянских амбиций, дорого обошедшихся их предшественникам, и сосредоточиться на своих немецких делах. Рудольфу Габсбургу даже приписывают выражение: «Рим подобен пещере льва, туда ведет множество следов, но не видно, чтобы кто-то возвращался».
Казалось, папы одержали столь долгожданную победу и могут теперь спокойно заняться укреплением своего государства и своей власти в католической церкви. Однако завершение противостояния с императорами только ухудшило положение пап.
Анархия в Италии
После исчезновения германской угрозы в Италии началась настоящая анархия. Если раньше города и сословия вынуждены были объединяться перед общей угрозой, то теперь их ничего не сдерживало. Между собой воевали соседние города, почти в каждом городе аристократия сражалась с горожанами, один клан с другим. И Рим не был исключением.
Во второй половине 13 века папы вынуждены были несколько раз убегать из Вечного города, опасаясь то войск соседнего государства, то взбунтовавшихся римских граждан. Некоторые из пап стали выбирать местом своих резиденций не Рим, а Перуджу, Аквилу, Ананьи или Неаполь. В самой коллегии кардиналов также не было единства. Выборы нового папы превращались в столкновение кланов. Новый папа старался назначить кардиналами своих родственников и сторонников, а с проигравшей партией стремился расправиться.
При этом папа продолжал вести себя как глава христианского мира, стоящий над светскими государями. Такая политика в начале 14 века привела к обострению отношений между папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом IV Красивым. И тут проявилась вся слабость земной, светской власти папы.
Унижение папства
Когда противостояние в 1303 достигло апогея, и папа собирался предать короля анафеме, тот направил своего канцлера Гильома Ногарэ в Италию. За день до предполагаемого отлучения Ногарэ во главе нескольких сотен рыцарей, большинство из которых были итальянцами из партии противников папы, ворвался в папский дворец, стащил Бонифация VIII с трона, избивая и унижая 86-летнего старика. Бонифаций, не вынеся позора и избиений, через месяц скончался. И хотя перед смертью он проклял и Ногарэ и Филиппа, его преемник Бенедикт IX немедленно объявил нападавших на Бонифация VIII невиновными.
Случилось то, что до этого трудно было даже представить: по приказу христианского короля папа был избит, унижен, фактически сведен в могилу. При этом королю даже не потребовалась армия, а виновные были немедленно прощены. Стало очевидно, что без поддержки светской власти папа больше не сможет исполнять свою роль в католической церкви. За поддержкой папы обратились к самому сильному государству того времени – Франции.
Авиньон — новая резиденция папы римского
Если за короткий период своего понтификата (1303 — 1304) Бенедикт IX еще пытался обосноваться в Риме (откуда был изгнан горожанами и вынужден был разместить свой двор в Перудже), то его приемник Климент V, бывший кардинал Бордосский, за всю свою жизнь ни разу даже не побывал в Италии. Необходимо было выбрать новое место для папской резиденции, откуда он мог спокойно, не опасаясь ни внутренних, ни внешних врагов, управлять католической церковью.
С одной стороны, для обеспечения безопасности папского престола, ему необходимо находиться поближе к французским границам. С другой, нахождение на французской территории могло быть негативно воспринято не только на Аппенинском полуострове (где привыкли считать папский престол своей собственностью), но в других государствах. Кроме того, папы традиционно считали, что должны быть сюзеренами в своих землях, а получив для своего государства территорию во Франции или другом государстве, папы неминуемо становились вассалами короля.
Авиньонское пленение пап
Идеальным вариантом для пап стал небольшой город Авиньон в Провансе. Вместе с графством Авиньон он относился к владениям империи, переданным императором в феод неаполитанскому королю. Папа помог в свое время неаполитанскому королю занять престол, за что тот признал папу своим сюзереном. Так что формально папа располагался на землях своего вассала, а не на французской территории.
Переехав в Авиньон в 1309 году, папы останутся здесь на много десятилетий, сделав небольшой город на берегу Роны столицей католического мира. Хотя впоследствии этот период назовут «авиньонским пленением пап», переезд этот был добровольным, а пребывание в Авиньоне куда более спокойным и комфортным, чем в Риме.
Сначала казалось, что это лишь временное пристанище, но выгодное положение и статус города сделали пребывание здесь пап более спокойным, чем в Риме, поэтому папы надолго обосновались в Авиньоне. Более того, в 1348 папа Климент VI выкупает город у неаполитанской королевы Джованны I. История этой покупки весьма интересна.
Покупка Авиньона
Муж Джованны, королевы Неаполя и графини Прованса, Андрей Венгерский был в 1345 году задушен в собственном дворце. Общественное мнение открыто называло убийцами кузенов королевы, действовавших по её приказанию. Более того, за одного из них королева в 1346 вышла замуж, только усилив подозрения. Брат убитого, венгерский король Лайош I (в европейской традиции, Людовик I Великий), решил отомстить убийцам. Сначала он хотел добиться справедливости с помощью силы, но потом согласился на независимое расследование под патронажем римского папы. Вердикт папы был поистине удивителен: «Джованна участвовала в убийстве, но она невиновна, так как её действиями руководил дьявол». Лайош I вынужден был признать вердикт, и возвратиться ни с чем. А вскоре королева уступила папе город Авиньон за очень скромную сумму.
Расцвет Авиньона
Переезд папского двора мгновенно изменил облик города. За несколько десятилетий Авиньон стал одним из самых крупных и богатых городов Европы. Его население к концу 14 века превышало 100 000 человек (для сравнения, в Риме в то время насчитывалось менее 20 000 жителей). Сюда приезжали короли и императоры, многие известные художники и писатели (например, при папском дворе в Авиньоне некоторое время жил Петрарка).
В 1376 папа Григорий XI покидает Авиньон и переезжает в Рим.
Однако вскоре после его смерти в 1378 произошел великий раскол католической церкви, и в 1379 в Авиньоне вновь появился папа – Климент VII. Хотя впоследствии авиньонские папы буду признаны антипапами, в течение более 30 лет они руководили половиной католического мира, их двор по богатству и роскоши не уступал римскому.
Когда наконец в 1417 году раскол был преодолен, папы окончательно вернулись в Рим. Авиньон же, оставаясь территорией папского государства, управлялся легатами. Граница между Авиньоном и Францией проходила по Роне, причем река считалась территорией короны. Рассказывают анекдот, что во время наводнений в затопленных кварталах города появлялись королевские чиновники и требовали уплаты французских налогов.
Авиньон во время французской революции
Во время Французской революции Декретом Национального собрания от 14 сентября 1791 года Авиньон был присоединен к Франции на основании желания «торжественно изъявленного большинством коммун и граждан». Хотя ни папа, ни остальные европейские государства не признали сразу это присоединение, военные победы Франции заставили это сделать. В 1796году войска генерала Бонапарта после громких побед в Северной Италии вошли в Папскую область. Папа Пий VI был вынужден подписать мир в Толентино. Договор в числе прочего признавал отторжение Авиньона в пользу Франции.
Рядом с городом находятся залежи песка хорошего качества, который и сегодня судами вывозят на экспорт в Италию для производства стекла. В Средние века продажа песка для стекла приносила папству хороший доход.