Château de Pierrefonds (Замок Пьерфон) — внушительный укрепленный замок, расположенный в Пьерфоне, в департаменте Уаза, в регионе Пикардия (теперь О-де-Франс), к северу от Парижа. Замок Пьерфон имеет большинство характерных черт оборонительных сооружений средневековья, по сути, это интерпретация так называемого стиля трубадуров 19-го века, очень популярного во Второй империи среди богатых классов: в то время он был перестроен Виолле-ле-Дюком, который также выполнил важные работы по оформлению здания и созданию мебели.
- 69 км на северо-восток, 65 минут на машине от Парижа.
Построенный в конце 14 века герцогом Луи Орлеанским, замок был разрушен в 17 веке и лежал в руинах, когда Наполеон III решил поручить архитектору Эжену Виолле-ле-Дюк восстановить его. Он применил свои архитектурные решения, чтобы создать идеальный замок, который существовал бы в средние века.
Замок часто использовался как место для съемок многих фильмов, в частности, «Человек в железной маске» версии 1998 года. Шато Пьерфон использовался в качестве декорации для Камелота в сериале BBC «Мерлин» и изображения Академии Wiz Tech в сериале Disney «Волшебники из Уэйверли Плэйс». В 2017 году замок использовался для съемок сериала «Версаль» от Canal + и Netflix.
Посещение замка Пьерфон:
Адрес:
- rue Viollet-Le-Duc
60350 Pierrefonds - Проезд из Парижа:
- На общ. транспорте: от вокзала Gare du Nord до станции « Compiègne », затем автобусом в 8:35 и 11:30.
- На машине: A1 (выезд с шоссе Compiègne sud).
Время работы:
- 2 мая — 4 снтября: ежедневно 9:30 — 18:00
- 5 сентября — 30 апреля: ежедневно, кроме понедельников, 10 — 13 и 14 — 17:30.
- Последний вход — за 45 минут до закрытия.
- Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Билеты:
- Взрослые : 8 €
- Льготный : 4,50 €
- Бесплатно :
- дети до 18 (семейный визит)
- 18-25 лет(люди до 26 лет, являющиеся резидентами 26 стран ЕС, или постоянные резиденты Франции).
- ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ каждого месяца с 11 января до 31 марта включительно.
История шато де Пьерфон:
Первый замок на этом месте был построен еще в 12 веке. Два столетия спустя, в 1392 году, король Карл VI превратил графство Валуа (частью которого был Пьерфон) в герцогство и передал его своему брату Людовику, герцогу Орлеанскому. С 1393 года до своей смерти в 1407 году последний перестроил замок с помощью придворного архитектора Жана ле Нуара.
В марте 1617 года, в первые смутные дни правления Людовика XIII, замок, в то время принадлежавший Франсуа-Аннибалу д’Эстре (брату красавицы Габриэль д’Эстре), присоединился к партии недовольства во главе с Генрихом II, принцем Конде, был осажден и взят войсками, посланными кардиналом Ришелье. Его снос был начат, но не доведен до конца из-за грандиозности задачи. Внешние части были снесены, крыши разрушены, в башнях и навесных стенах проделаны дыры.
Среди прочих художников Коро изобразил руины в нескольких работах между 1834 и 1867 годами.
Камиль Коро — Руины замка Пьерфон, 1867 г:
Замок оставался в руинах на протяжении более двух столетий. Наполеон I купил его в 1810 году менее чем за 3000 франков. В течение 19 века, когда заново открылось архитектурное наследие средневековья, он превратился в «романтическую руину»: в августе 1832 года Луи-Филипп устроил там банкет по случаю свадьбы своей дочери Луизы с Леопольдом де Саксом-Кобург Гота, первым королем бельгийцев.
Восстановление замка
Луи-Наполеон Бонапарт (позже Наполеон III Франции) посетил замок в 1850 году. Как император, он попросил Виолле-ле-Дюка в 1857 году провести его реставрацию, которую продолжали Морис Уаду, а затем Жюст Лиш до 1885 года.
О несложном ремонте жилых частей (цитадели и пристроек) и речи не шло: «живописные» развалины перед домом следовало сохранить для декора. В 1861 году проект разросся: государь хотел создать императорскую резиденцию, поэтому замок нужно было полностью перестроить. Работы, которые обошлись в 5 миллионов франков, были остановлены в 1885 году, через шесть лет после смерти Виолле-ле-Дюка. Отъезд Наполеона III остановил реконструкцию, и из-за нехватки денег украшение комнат осталось незавершенным. Внутри Виолле-ле-Дюк занимался больше творчеством, чем реставрацией (полихромные картины). Он представлял, каким должен быть замок, вместо того, чтобы основывать свою работу на строгой истории постройки. С другой стороны, внешне он показал отличное знание военной архитектуры 14 века.
Замок Пьерфон был классифицирован Министерством культуры Франции как исторический памятник с 1848 года.
Архитектура Шато де Пьерфон
Хотя в целом внешний вид замка Пьерфон был соблюден, Виолле-ле-Дюк, тем не менее, внес некоторые изменения в южную часть. Чтобы оправдать расположение замка, над которым с этой стороны возвышается плато, Виолле-ле-Дюк утверждал, что между замком и плато существует глубокий ров и три окопа для пушек, а артиллерия не использовалась до 16 века. Поэтому в его реконструкции он поместил ров и несколько внешних защитных устройств (двери, перегородки, подъемные мосты, замки), которые не имеют военного смысла, но которые вносят свой вклад в хуложественную композицию замка .
В остальном, как и при Людовике Орлеанском, замок представляет собой неправильный четырехугольник размером 65 × 85 м, окруженный восемью большими башнями, в каждой из которых в нише находится статуя храбреца. Главный фасад также украшен барельефом с изображением Благовещения. Это часть концепции замка, возникшей в начале 15 века, била свидетельством того, что построка уже не выступает только как объект защиты, но и служит местом проживания.
Одной из наиболее характерных черт системы защиты замка является то, что он имеет два наложенных друг на друга вала на уровне навесных стен и башен. Первый, нижний проход, покрыт крышей для предотвращения подъема по лестницам и опирается на механизмы. Стены пронизаны крестообразными арками, позволяющими добраться до атакующих вне зависимости от того, далеко они от стен или около них. Верхний мостовой вал с зубцами и бойницами образует вторую линию обороны. Оригинальность в том, что алиасинг совпадает с алиасингом башен, что обеспечивает связь между ними. Наконец, на двух больших башнях Шарлемань и Жюль Сезар Виолле-ле-Дюк добавил третий уровень защиты, который многие специалисты оспаривают, состоящий из высоких зубчатых труб, которые придают замку сказочный вид.
Башни замка Пьерфон
В замке восемь башен, каждая из которых носит имя персонажа из Neuf Preux.
Отважные персонажи, рожденные в романе начала четырнадцатого века, символизируют все достоинства рыцарей: храбрость, верность, честь… Они происходят из трех источников: из древност, и из еврейской и христианской истории. Все они герои истории и великие завоеватели. Таким образом, древние храбрецы — это Гектор (царь Трои), Александр (Александр Великий, завоеватель империи, простирающейся от Греции до Индии) и Юлий Цезарь. Представители еврейской истории: Иисус Навин (преемник Моисея, который борется с неверными), Иуда Маккаве (правил Иерусалимом, сражаясь с сирийцами) и Давид (победитель великана Голиафа). Наконец, три христианских короля: Карл Великий (король франков во главе империи, простирающейся до современной Германии), король Артур или Артус (известный своим легендарным Камелотом и своим мечом Экскалибур) и Годфруа де Буйон (герой первого крестового похода XI века). Эти девять персонажей можно найти в Pierrefonds в каждой из башен окружающей стены, а также в их женской версии в самой большой парадной комнате замка: preus. Таким образом 8 башен носят имена: Artus, Alexandre, Godefroy de Bouillon, Josué, Hector, Judas Maccabée, Charlemagne и Jules César.
Александровская башня (известная как Башня пыток — tour de la torture) с грубыми стенами напоминает архитектуру четырнадцатого века. Внизу, в основании башни, находятся средневековые подземелья. Башня царя Давида отмечена Звездой Давида в окне-розе часовни.
Чтобы они могли противостоять бомбардировочному огню, башни, обращенные к плато (башни Юлия Цезаря и Карла Великого), имеют исключительные диаметры 16 м и 15,50 м с толщиной стен до 4,50 м. Остальные башни имеют диаметр от 10 до 12 метров.
Башни перестроили из старой кладки.
Главный двор
Главный двор ведет к:
- на юго-западе: к цитадели, окружающей императорские покои;
- на северо-западе — к большому главному зданию, в котором расположены парадные залы;
- на северо-востоке расположен кухонный флигель с помещениями для гостей,
- на юге — часовня и провизионный двор.
Все фасады в стиле ренессанс, выходящие во двор, выполнены в виде ширм или театральных декораций, дизайн которых рассчитан на удобство посетителя, находящегося в центре. Они никак не отражают внутреннюю планировку, в отличие от средневековой системы. Таким образом, крыши гостевого флигеля разделены так, чтобы образовался фронтон во двор, а с другой стороны — высокая двускатная крыша. Поперечный разрез этого здания также показывает разнообразие расположения перегородок и сводов от одного этажа к другому, свобода, которая стала возможной только благодаря использованию металлической конструкции, скрытой в традиционной каменной кладке.
Главный фасад главного здания имеет аркады, образующие внутренний двор, увенчанный галереей длиной 57 метров. Все это было разработано Виолле-ле-Дюком. В крытой галерее на замковых камнях с одной стороны вырезаны изображения средневековых ремесленников (каменщики, оруженосцы и т. д.), а с другой стороны — монстры и химеры. Капители этой галереи напоминают об одном самых известных романов Средневековья — Роману де Ренарту. Роман де Ренар — больше, чем роман, это набор рассказов разных авторов, в которых животные ведут себя как люди. Эти истории вращаются вокруг центральной фигуры: Лиса, умного и хитрого гупиля (древнее название лисы). Здесь также представлен Изенгрин, зверь и жестокий волк, Нобл, лев, царь животных, и Чантеклерк, петух.
В центре главного двора находится бронзовая конная статуя Людовика Орлеанского, а огромные саламандры, символ герцога, действуют как горгульи. Эти скульптуры были созданы Эммануэлем Фремье [1824-1910], как и химеры большого углового крыльца.
Часовня замка Пьерфон
Часовня полностью перестроена. Апсида расположена в башне Иуды-Маккавея и не видна снаружи. Фасад внутреннего двора напоминает средневековые святые часовни (Château de Vincennes). Украшенный фигурой паломника в Сантьяго де Компостела (которому Виолле-ле-Дюк одолжил свои черты), он скрывает удивительную архитектуру, далекую от старых моделей.
У портала появляются фигуры Людовика Орлеанского и его жены Валентины Висконти. Над тимпаном часовни расположена фигура Святого Дени в сопровождении своих спутников Сен-Рустик и Сен-Элевер.
Донжон
Замок мог быть полностью изолирован от других оборонительных сооружений. Он включает в себя две большие башни Цезаря и Карла Великого, целое квадратное здание, разделенное на три комнаты на каждом этаже, и квадратную башню. Замок был жилищем, предназначенным для лорда.
Построенная в 14 веке, крепость имеет особенность и оригинальность Пьерфонда, полностью примыкая к стене замка. Состоящий из трех последовательных этажей, донжон был предназначен для размещения покоев государей. Сегодня для посещения доступны только апартаменты императора Наполеона III и апартаменты императрицы.
Восстанавливая руины в 1858 году, Виолле-ле-Дюк принципиально не изменил первоначальное местоположение крепости. Его первым намерением, в соответствии с желанием Наполеона III, было заняться исключительно цитаделью, поскольку остались большие части стен.
Лестница цитадели, полностью задуманная во время реставраций девятнадцатого века, прикреплена к отреставрированным стенам. Ее выход на крытую веранду не похож ни на один средневековый образец, но обеспечивает величественный вход в императорские апартаменты. Если общий вид этой лестницы безошибочно средневековый, богатый декоративный репертуар очень оригинален, с определенной свободой в сочетании средневековых и ренессансных деталей. Четыре женские статуи олицетворяют четыре главные добродетели: Справедливость, Умеренность, Благоразумие и Силу.
Приемный зал
В 19 веке здесь император и императрица принимали своих родственников и друзей. Помещение лишено мебели, за исключением замечательной скамейки Виолле-ле-Дюка, однако убранство очень яркое и богатое. Стены представляют собой различные гербы, в том числе государей, написанные в технике трафаретной росписи. В этом ансамбле объединены Императорский орел Наполеона III и дикобраз Людовика XII. Дикобраз был эмблемой орлеанской династии Валуа, а их девизом было: «Qui sy rubs s y pique». Остальная часть комнаты украшена скульптурными панелями, изображающими различные химеры.
Большая резная скамья с наклонной спинкой создана по рисункам Виолле-ле-Дюка, демонстрируя проекты меблировки частных квартир.
Кабинет императора
Это самая меблированная комната в замке, включающая письменный стол, над которым работал Виолле-ле-Дюк. Интригующая, но забавная, дамская комната была спрятана за дверью, которая служила шкафом. В этой ванной комнате была промывочная система, питавшаяся через таз, наполненный водой и расположенный над шкафом.
В верхней части панно изображены листва, листва и фигурки боевых зверей. Трафаретное украшение повторяет мотив имперского орла, но оно немного изменено, чтобы избежать повторения. Покрытие камина расписано пчелами, эмблемой, выбранной Наполеоном I, как символ драчливости.
Спальня Наполеона III
Это самая освещаемая комната, что связано с ее расположением в центре подземелья. Виолле-ле-Дюк разработал орнаментальное оформление в виде скульптурных панелей и трафаретов, где богатство фигур, вдохновленных средневековыми бестиариями, соперничает с обилием цветочных мотивов. Благодаря такому использованию растительной линии, стилизации рисунка и использованию живой полихромии, архитектор является здесь, забегая на пятьдесят лет вперед, как один из предшественников стиля модерн. Повторяющийся символ, имперский орел украшает балки, стены и дымоходы, а исторический фриз рассказывает о жизни рыцарей четырнадцатого века. Его можно прочитать справа от камина. В нем описывается идеальное образование рыцаря, боевое искусство. Он напоминает о подвиге, которого должен достичь каждый рыцарь, убив грифона. Наконец, она напоминает, что одна из обязанностей лорда — вершить правосудие.
Перемычка камина украшена скульптурными пчелами. На картуше написан девиз: «Qui veult peult».
В комнате нет никакой мебели. Виолле-ле-Дюк разработал проект кровати, который остался без доработки.
Апартаменты императрицы
Комната императрицы Евгении — это высокий сводчатый зал в виде восьмиугольника, полностью расписанный, на втором этаже башни Юлия-Цезаря, над комнатой Наполеона III. Холл-вестибюль занимает половину подземелья.
На каминной полке камина стоит дерево, каждая изгибающаяся ветвь которого обозначает одного из восьми рыцарей Круглого стола. Наверху сидит Артур (или Артус). Витражи с геральдическими орлами украшены девизом «Завидуй».
Salle des Preuses
Бывшая комната правосудия, сегодня это самая внушительная комната замка, олицетворяющая великолепие периода Второй Империи с ее впечатляющей архитектурой и грандиозным убранством. Она имеет длину 52 м, ширину 9,50 м и высоту 12 м. Обшитый панелями бочкообразный свод увеличен почти вдвое. Освещается 22 окнами.
Во времена Второй Империи это место служило залом для приемов, а также бальным залом. В нем доминирует оркестровая платформа, расположенная над оружейной.
Две группы скульптур встречаются в противоположных концах комнаты: портал богато украшен статуями-колоннами, в центре которых изображен император Карл Великий в окружении принцев-паладинов: Оливье, Роланда, епископа Турпина и Вильгельма Оранского. Над ним два ангела поддерживают императорский герб, увенчанный короной. Скульптуры выполнены Гондраном.
С другой стороны комнаты монументальный бифокальный камин украшен мантией, изображающей девять женских статуй, называемых preuses. Лица «преусов» вдохновлены лицами императрицы и ее фрейлин. Слева направо: Тамарис (жена маршала Канробер), Чинопе (принцесса Мюрат), Лампетто (герцогиня Малакова), Иполит (баронесса Пьера), Семирамида (императрица Евгения), Пентесиле (герцогиня Кадор), Теука (герцогиня Бассано), Дейфил (графиня де ла Поэз) и Меналиппа (мадам Каретт), которая, не будучи дворянкой, является единственной статуей, не имеющей короны.
Только две круглые скамейки, спроектированные Виолле-ле-Дюком, представляют собой мебель после перемещения коллекции средневековых доспехов Наполеона III, которая сейчас находится в Доме инвалидов в Париже. Коллекция доспехов и пистолетов была приобретена императором у князя Солтикова в 1861 году и ранее экспонировалась в Дворце промышленности на Елисейских полях.
Замок Пьерфон на карте Франции: