Из величественных общественных зданий Руайана, характерных для морского курорта 19 века, не сохранилось практически ни одного. Степень разрушения города объясняет преобладание модернистского стиля в Руайане. Тем не менее, реконструкция города осуществляется двумя отчетливыми волнами, которые можно обнаружить в местной архитектуре: академический стиль, наследник довоенных замыслов (1946-1950 гг.), и более выраженный модерн, на который повлияло влияние тропического течения, тогда модного через Атлантику (1950-1960 гг.). Первому движению Руайан обязан зданиями на бульваре Бриан (boulevard Briand, 1946–1947) с длинными фасадами классической традиции, набережной (1949–1953) и вокзалом (1946). Однако вскоре за этими первыми достижениями последовали более авангардные композиции, такие как центральный рынок (1954 г.), считающийся одним из прототипов дворца CNIT в Ла-Дефанс, конференц-центр (1954-1957 гг.), старый автобусный вокзал (ancienne gare routière, 1953 г.) и зрительный зал (auditorium, 1961 г.).
Лаборатория городского дизайна
Еще в 1944 году Франция основала Министерство реконструкции и урбанизма, сокращенно MRU, как государственный орган по реконструкции. Он объявил Руайан «лабораторией городских исследований». Как и другие города Франции, разрушенные полностью во время Второй мировой войны, такие как Кале, Сен-Дье, Дюнкерк, Тулон и Гавр, Руайан был перестроен.
План этажа и архитектура были новыми и современными. Но линия горизонта города, рассчитанная на дальнюю перспективу, осталась неизменной со времен Средневековья. По сей день одна церковь доминирует над видом всего города. Все остальные постройки подчинены ей. Сегодня это современная церковь Нотр-Дам, перестроенная из железобетона в 1955 году. Ее обращенная к морю колокольня высотой 58 м является навигационным знаком и мемориалом одновременно.
«Постройте церковь выше других, постройте как можно выше. Руайан не должен быть разрушенным городом, он должен быть городом, который выстоит. Выразите это в силуэте церкви.»
Говорят, что мэр Дотри сказал эти слова архитектору Гийому Жилле. Здание должно было превзойти своего предшественника и воплотить в себе силу и волю Руайана к жизни. Жилле, нарисовавший французскую часовню в виде военнопленного в Зосте, обратился за компетентной помощью в решении этой задачи.
Свобода бетона
Руайан был перестроен из бетона. Это было продиктовано нехваткой денег и видением прогресса архитекторов того времени. Необработанный, угловатый и серый в случае Нотр-Дама, имеющий форму чаши в случае водонапорной башни, изящно изогнутый в случае рыночного зала, оштукатуренный в белый цвет в случае новых жилых домов.
Руайан — музей архитектуры под открытым небом. Его здания рассказывают о надеждах и мечтах. Возможности бетона кажутся безграничными: он колышется и округляется, круто поднимается вверх, смело выступает из угловатых или мягких основных форм – и вдруг встречается с кирпичом, деревянными фронтонами, башенками и резьбой.
Достопримечательности Руайана
Главной достопримечательностью Руайана, возвышающейся над всем городом и видимой издалека, является величественная и оригинальная церковь Нотр-Дам, сделанная из бетона.
Церковь Нотр-Дам (église Notre-Dame)
Неоготическая церковь Руайана 1877 года на месте нынешней площади Шарля де Голля была разрушена во время бомбардировки города 5 января 1945 года союзниками. После войны была построена новая церковь, более крупная, архитектурно амбициозная и эффектная, черпающая свое эстетическое вдохновение из больших готических соборов.
Собор Нотр-Дам-де-Руайан, завершенный в 1958 году и полностью построенный из железобетона архитекторами Гийомом Жилле и Марком Эбраром, а также инженерами Бернаром Лафайем, Рене Саргером и Оу Ценгом, считается шедевром современной архитектуры. Церковь строили три года. Эллиптический неф имеет длину 45 метров и ширину 22 метра и вмещает около 2000 человек. Он окружен деамбулаторием и галереей на три метра выше пола. Галерея освещена витражами в форме ромба, изображающими крестный путь. В конструкции здания чередуются железобетонные элементы V-образной формы, изготовленные с использованием процесса Лафай, названного в честь его изобретателя, французского инженера Бернара Лафайя, с огромными окнами, изготовленными мастером-стекольщиком Анри Мартен-Гранелем и занимающими общую площадь 500 квадратных метров. В 1988 году церковь была признана историческим памятником.
Конференц-центр (Palais des congrès)
Дворец конгрессов был построен в 1957 году архитектором из Бордо Клодом Ферре. Его дизайн основан на кубической геометрии, облегченной косыми линиями внешних лестниц и тонким переплетением выпуклых внутренних стен. Стеклянная стена открывает широкий вид на устье Жиронды. Позже здание было расширено за счет садов под прозрачным кубом. В 2004 году здание было классифицировано как исторический памятник.
Центральный рынок (Marché central)
Построенный в 1955 году архитекторами Луи Симоном и Андре Мориссо и инженером Рене Сарже, Центральный рынок представляет собой круглую бетонную оболочку со стенами толщиной 8 сантиметров. Он опирается на тринадцать периферийных опор и не имеет внутренних столбов. Конструкция имеет диаметр 52,4 метра с центральной высотой 10,5 метра. Он послужил образцом для рынка в Нантере и для Центра новых отраслей промышленности и технологий (CNIT) в парижском районе Ла Дефанс.
Château de Mons
Почти чудом замок Монс является одним из четырех дошедших до нас памятников города, построенных при старом режиме. Собственность в 16 веке Пьера Дугуа де Монса, одного из первых колонизаторов Новой Франции, последний продал ее в 1599 году для финансирования своих экспедиций. В значительной степени перестроенный в 18 веке, замок сильно пострадал во время бомбардировок 1945 года. Реставрация под руководством архитектора Марка Квентина позже восстановила его первоначальный вид.
Logis de Belmont
Еще одно здание, пережившее испытание бомбами, — дом Бельмонта, принадлежавший в 17 веке прокурору маркизата Руайана. Это здание, состоящее из главного корпуса, которому предшествовал четырехугольный двор, сильно пострадало во время бомбардировок.
Виллы Belle Epoque
Несмотря на бомбардировки, в Руайане сохранилось несколько прекрасных вилл Belle Epoque. Они датируются началом 20-го века. В список исторических памятников внесены:
- Villa Aigue-Marine — 100, boulevard Garnier
- Villa Hélianthe — 38, boulevard de la Grandière
- Villa Ombre Blanche — 70, boulevard Frédéric-Garnier
- Villa Tanagra — 34, avenue du Parc
Ecole Jules-Ferry
Школа Жюля-Ферри также является одним из тех редких довоенных зданий, уцелевших от бомбардировок 1945 г. Она была построена в самом начале 20 века, между 1905 и 1907 годами. При открытии это была школа для мальчиков. К первоначальным постройкам со временем будут добавляться пристройки. В 1909 году мэр Огюст Рато поручил архитектору Альберу Гайару спроектировать первые муниципальные ясли Руайана. После катастрофы 1945 г., уничтожения 85% центра города, в 1960-х гг. в период реконструкции, к входу в детский сад была пристроена очень модная в то время среди архитекторов ротонда.
Символ Третьей республики по своему призванию и современности в то время, после 109 лет обучения поколений молодых людей из Руаяна школа Жюля-Ферри навсегда закрыла свои двери в июне 2016 г.