Несмотря на сеть скоростных поездов TGV и в общем то хороший транспорт, многие самые красивые места во Франции удобнее смотреть на машине. А вот дешевле ли на машине, чем на поезде — это другой вопрос. На дальние дистанции все ж таки поезда лучше.
В некоторых регионах Франции с общественным транспортом крайне плохо. На Корсике, например, автобус между даже крупными городами может ходить раз в день. Многие деревеньки из Ассоциации самых красивых деревень Франции на общественном транспорте почти не доступны, не говоря уж о лавандовых полях Прованса, затерянных на гористом плато.
Так что если Вы не собираетесь ограничиваться крупными городами, лучше арендовать машину (ориентировочно — от 30 € в день) или приехать на своей. Необходимо только иметь ввиду местные правила дорожного движения, а также возможные статьи расхода, чтобы грамотно спланировать свое путешествие.
Полезно знать для путешествия на машине по Франции:
- Платные дороги: большая часть шоссе во Франции являются платными.
- Правила дорожного движения: ограничения скорости и др. требования.
- Штрафы: размеры штрафов за различные виды нарушений
- Парковки: основные правила парковки во Франции
- Сэкономить: как максимально экономично ездить по Франции
- Как дешевле передвигаться по Франции: машина, поезд или автобус?
Когда лучше ехать на машине по Франции?
- если в планах посещать маленькие деревеньки: Эльзас, Прованс, Лангедок-Русийон, Миди-Пиренеи… В ряд деревенек транспорта нет вообще (Бенак-э-Казнак, например, и подобные). В другие (Эгисхайм, например), ходит полтора автобуса в день. Во многие красивые деревни Прованса есть туристический автобус только в высокий сезон — июль и август. Два раза в день. В таких случаях машина будет незаменима — вы увидите гораздо больше и не будете терять время, не будете привязаны к редким автобусам.
- если в планах посещать природные достопримечательности: лавандовые поля Прованса (ну, по-честному, до центров можно добраться и на поезде, а дальше — пешком (но по жаре 30+?) или на велосипеде (но где его брать?), есть туристические экскурсии — но и цена там совсем другая), ущелья (панорамный маршрут по Вердонскому ущелью — это вообще хит Франции, Gorges de Galamus — летом дорога забита), знаменитые Каланки Марселя, где даже от дороги идти пешком не мало, да просто Корсика, где с транспортом прям совсем ужасно, а дорога через горы потрясает до глубины души (возле Порто, например).
- если очень плотный график поездок: тогда просто некогда ждать транспорт, который бывает не всегда и с перерывами. Для сравнения: на машине в Провансе за день реально посмотреть 4 — 5 деревенек, на автобусе — в лучшем случае и в сезон — 2.
- когда едет 4 — 5 человек — поскольку билеты на транспорт мультиплицируются пропорционально человекам, а плата за шоссе и бензин остается почти константой, то если людей много, машина точно окажется дешевле. Скорее всего с 3 человеками машина все еще будет выгоднее (хотя если с детьми, то тариф 50%, так что зависит от состава), с 2 человеками билеты по акциям на TGV на длинные дистанции будут наверняка дешевле (и заметно быстрее!), регулярные поезда с фиксированными тарифами — наверняка дороже. Если брать в рассмотрение автобусы, то бывают тарифы от 1 евро — так что при почти том же времени в пути цена может оказаться в разы ниже, даже на группу в несколько человек.
Когда НЕ СТОИТ ехать на машине?
- когда цель поездки — большой город. Парковки дорогие или парковать просто негде, ездить сложно, путанно, французы любят парковаться по звуку, судя по покоцанным бамперам всех машин в Париже 🙂 А на 1 мая лучше вообще не быть в каком-нибудь Париже (или под Новый Год в эмигрантских пригородах — а то полюбили они традицию жечь машины, еще попадетесь за компанию!)
- когда цель поездки — винный туризм. С этим сложновато, конечно: многие лучшие винные деревни без транспорта мало достижимы, но и за руль выпимши садиться как-то не очень. Можно потренировать силу воли (благо лизнуть бокал все-таки можно — 0,5 промилле алкоголя в крови позволительно, что примерно равно бутылочке пива или бокалу вина), либо найти компромисс и дегустировать вина в более транспортно-доступном месте: в Боне, например, можно попробовать многие бургундские вина региона. В Эльзасе можно остановиться на Селеста, Рибовиле, Туркхайме, Оберне… В общем, куда хотя бы ездить поезд. В Шампани и Бордо популярна практика ночевки на винодельнях — платишь, как за отель, вечером сидишь, ужинаешь с хозяином и другими гостями, беседуешь о винах. В Шампани на таком ужине мы попробовали вида 4 шампанского. Вкусно, интересно, познавательно, аутентично, и не надо никуда ехать. Правда, до такого места пришлось добираться на машине. Альтернатива — дегустации шампанских домов вин в том же Эперне и Реймсе — а после можно спокойно отправиться спать, а не за руль.
- когда поездка совпадает с фестивалем или праздником. Даже в глухих эльзасских деревнях на период рождественского рынка может быть столько людей, что машины паркуются за пол километра, на тропах в виноградниках. А что уж говорить о больших фестивалях! В таких случаях все отели и парковки в отелях будут переполнены.
- когда едет 1 человек — почти наверняка поезд и автобус окажутся дешевле, особенно, если брать билеты заранее.
Для планирования маршрутов на машине по Франции можно использовать два сайта: