Транспорт во Франции

Транспорт во Франции отвечает всем европейским стандартам и является хорошей опцией в случае отсутствия машины. Однако нужно четко понимать, что может быть доступно, а что нет, если вы выберете общественный транспорт, так как многие «самые живописные» места не избалованы автобусами / поездами.

Если встает выбор, как дешевле передвигаться по Франции, то чаще всего оказывается, что на общественном транспорте дешевле и быстрее (если вас четверо взрослых на 1 машину, то машина выйдет дешевле скорее всего, но если 1 — 2 взрослых, то вот совсем не факт). А добавить к этому головную боль с парковками, так вообще, вы резко передумаете кататься на машине.

  • Примечание: Впрочем, если вы собираетесь кататься по глухим деревушкам, то машина станет вашим лучшим другом. Иначе вас ждет полтора автобуса в день и по сложному расписанию, каникулы / не каникулы… Деревеньки Прованса, Эльзаса — это я про них.

Martel - Truffadou steam train

Поезда — основной транспорт во Франции для проезда на дальние дистанции. Есть и автобусы, но они обычно намного медленнее. В мелкие деревни придется добираться на автобусе от ближайшего вокзала. Есть регионы, где покрытие поездами хорошее и они будут надежнее, так как не могут застрять в пробке и едут по своей «выделенной полосе». Пример этому — Лазурный берег, где ветка поездов вдоль побережья покрывает все основные городки. А есть регионы, где поездов совсем мало и они весьма убитые, например, на Корсике. Там главное транспортное средство — арендованная машина.

В крупных городах есть развитые системы общественного транспорта, включающие в том числе метро (в Париже, Марселе, Лионе). Правда, имейте ввиду, что метро здесь отличается от русского стандарта: пути в середине, платформы по бокам, и чтобы войти в вагон, нужно нажимать кнопку или поворачивать ручку.

Поезда во Франции:

Транспорт во Франции: поезда по ФранцииПоезда делятся на три типа:

  • высокоскоростные поезда TGV — между крупными городами
  • региональные поезда TER — основной междугородний транспорт
  • пригородные электрички Парижа — RER.

Не всегда скорость TGV поездов сильно отличается от RER, частенько разницы может даже не быть. Но в Париж удобнее добираться именно на TGV, так как время экономится заметно.

Стоимость билетов на поезда по Франции

Стоимость билетов варьируется больше в зависимости от времени и дня отправления, нежели от типа поезда. Цены могут отличаться не просто сильно, а очень сильно. Например, от 30 евро до 150, при средней стандартной цене около 110 евро. Тут уж как повезет. Если хочется сэкономить: нужно старательно выбирать время поездки. Скорее всего с дешевыми билетами выезд будет часов так в 6 утра, или приезд за полночь.

Следите также за акциями: периодически бывают лимитированные предложения, когда, например, из Кольмара в Париж можно добраться буквально за 20 евро на скоростном TGV, то есть раза так в 3 — 4 дешевле обычных билетов. Причем выбор времени отправления достаточно большой. Такие билеты, конечно, раскупают первыми, причем сначала именно самые дешевые. Как-то мы добирались в Париж поездом 1-го класса, билеты на который оказались дешевле 2-го класса: именно потому, что остались «акционные» билеты на 1 класс, а во втором классе их уже все раскупили и остались только обычные.

Дети до 4 лет, путешествующие у вас на коленях, ездят бесплатно даже в дорогом TGV. В случае, если им берется место, то для малышей тариф 15 € на TGV поездах внезависимости от дальности поездки. Дети 4 — 11 лет имеют льготный тариф. Подробнее:

Региональные поезда по Франции, туристические поезда по Франции

Расписание поездов

Расписание поездов можно посмотреть на официальном ж/д сайте Франции: www.sncf.com. Причем расписание, как правило, составляется по-разному для будних дней, для субботы и для воскресенья. Причем в будни больше утренних поездов, а в воскресенье — вечерних (и они позже). В обеденное время может быть меньше поездов, чем в остальное время дня.

Также расписание может отличаться для периода каникул или учебы в школе. Так что желательно смотреть расписание именно на нужный вам день, так как даже в соседний день все может быть совсем по-другому.

Поезда по Корсике, транспорт по Корсике, поезда Бастия, Аяччо, Корте, Кальви

Билеты на поезда

Там же можно купить / зарезервировать билет. И, как и во всем мире, любой ж/д билет можно купить в ж/д кассе. Во Франции даже в любой из них на любой поезд по стране.

Купленный билет могут предлагать забрать в кассе / билетном автомате, иногда — достаточно распечатать электронную версию билета.

Места в поездах, как правило, без номера. То есть Вы покупаете просто билет на поезд (примерно как на автобусе — без места). НО! В поездах TGV обычно надо места бронировать, то есть билет покупается в конкретный вагон и на конкретное место.

Вагоны бывают 1 и 2 класса. Соответственно различается цена. Проезд с билетов 2 класса в вагоне 1 класса считается безбилетным проездом.

Для проезда на региональных поездах во Франции билет нужно компостировать в автомате перед посадкой на поезд. Такие автоматы желтого цвета стоят на платформах (фото ниже). Не прокомпостированный билет считается не действительным. Для скоростных TGV, где прописано время отправления и место, компостировать билет не нужно.

Автомат для компостирования билетов во Франции

Удобство поездов

Комфорт в поездке может быть решающим фактором в пользу того или иного вида транспорта. Поезда во Франции могут сильно отличаться по уровню комфорта, но в целом быть на хорошем европейском уровне. Скоростные TGV очень удобные: здесь есть туалеты, сервис по обслуживанию едой, розетки у сидений. Многие сиденья сделаны не в одну сторону, а друг напротив друга, так что вы сможете сидеть семьей все вместе. Вагоны 1-го класса еще более комфортные, с более удобными креслами. В поезде есть свой Wi-Fi.

Региональные поезда… Их состояние зависит от региона / маршрута. Есть получше, есть похуже, но в целом ничего ужасного нет, все достойно. Пожалуй, единственно мне не понравились поезда по Лазурному берегу — довольно изношенные, исписанные граффити местами, во всем поезде только один работающий туалет, страшно загаженный, с застревающим замком (в туалете застрял мужчина и пришлось ему стучаться и просить помощи пассажиров, чтобы те нашли кого-то ответственного в поезде, кто бы смог открыть дверь туалета). Это был единственный случай такого ужаса, но то, что это произошло именно на роскошном Лазурном берегу, особенно поражает.

В целом поезда могут быть комфортнее автобусов за счет большего пространства и места лично для вас и большей скорости передвижения. Из минусов: большинство вокзалов Франции НЕ оборудованы лифтами или эскалаторами, вас ждут обычные лестницы, по которым придется самому тащить чемодан / коляску вверх и вниз с платформы. Ну так себе удовольствие.

Что касается пунктуальности, то в целом французские поезда ходят довольно точно по расписанию, если только не случается забастовок. Так мы как-то застряли у Версаля в день вылета в аэропорт, так как там стали массово отменять поезда, а все объявления об этом зачитывались на французском, который мы, конечно, не знали. Типично французская забота о туристах, да…

В общем, высокоскоростные TGV — это комфортно, быстро, точно и дорого (но бывают акции, и тогда это совсем не дорого!). Региональные TER — среднеевропейский уровень, ездить не страшно.

Train Bretagne La Vapeur du Trieux (Paimpol)

Схемы маршрутов поездов по Франции

Скоростные поезда TGV по Франции:

Региональные поезда по Франции - поезда по Франции

Региональные поезда TER по регионам Франции:

Развернуть

Автобусы по Франции

Транспорт во Франции, автобусы по Франции, автобусное сообщение Франции, автобусные маршруты по Франции, поездки на автобусах по франции, автобус Франция, на автобусе по ФранцииМеждугородние автобусы по Франции

Если вам нужен автобус на дальнюю дистанцию между городами, то вы можете воспользоваться услугами eurolines, Ouibus или еще более недорогого перевозчика FlixBus. У Eurolines автобусы ходят между крупными (иногда — не очень) городами многих европейских стран, и вариант проезда в тот или иной город может сильно отличаться. В принципе, автобусами добираться из города в город может быть дешевле, чем поездами, но не всегда. Цены на билеты тоже могут сильно варьироваться в зависимости от сезона, и иногда поезда оказываются дешевле.

Flixbus - на автобусе по Франции,

Всегда нужно сравнивать цены на билеты на поезд и на автобус, а также время в пути. Бывает, что поездка на автобусе лишь немногим дешевле, а времени займет в три раза больше. А бывает, что там, где поезд обойдется в 70€, билет на автобус можно купить всего за 1 € по акцииFlixBus такое бывает периодически)! Всегда учитывайте, что вам важнее, время или деньги.

Сеть маршрутов автобусов Ouibus по Франции:

Автобусы по Франции - Oui bus - маршруты автобусов Oui по Франции

Региональные автобусы по Франции

В каждом регионе и департаменте существует своя транспортная сеть автобусов / трамваев, со своей тарификацией. Впрочем, почти везде разовый билет действует в течении примерно 1 часа на любой транспорт без ограничения пересадок и стоит 1 — 1,5 евро.

Сами региональные автобусы обычно довольно удобные, с кондиционерами, и ездят в принципе почти по расписанию. Но зависит от маршрута: например, из-за пробок на Лазурном берегу остановку автобусов на промежуточных станциях сложно предсказать, автобус может опаздывать на пол часа, и вы об этом толком не узнаете, пока не прождете это время.

Другой момент, который надо учитывать — это сезонность расписания. Как правило, в воскресенье рейсов меньше. Какие-то маршруты ходят только в период учебы в школе, а другие наоборот, в школьные каникулы. Есть отдельные автобусные маршруты, которые запускают только в высокий туристический сезон, то есть в июле и августе (например, автобус к живописным деревеньками Русийон и Горд), причем даже тогда может быть всего 1 — 2 рейса в день — не сильно покатаешься туда-сюда. Так что нужно аккуратно планировать маршрут и выверять расписание на конкретный день.

Схемы маршрутов региональных автобусов во Франции

Развернуть

Городской транспорт во Франции

Транспорт по городу в большинстве городов Франции находится на высоком уровне, с современными удобными автобусами с кондиционерами и красивыми низкопольными трамваями. А низкопольные автобусы и трамваи означают возможность легко путешествовать даже с детьми в колясках!

Туристический маршрут по Бордо: Hotel de Ville, Mériadeck, La Chartreuse - путеводитель по Бордо с картой. Что посмотреть - достопримечательности БордоТрамвай в Бордо

Билеты на городской транспорт во Франции

В городах действует гибкая система тарифов с билетами на 1 час (действуют на весь стандартный городской транспорт с возможностью пересадок, но возвращаться назад нельзя) и на 1 день. Билеты можно купить в билетных автоматах, оплатив кредитной картой (хотя у нас бывали проблемы с оплатой не-французской кредитной карты, так что лучше иметь и наличные евро), или у водителя (в трамвае такое сделать нельзя, только в автобусах). В целом идея понятна: в трамвае / метро водитель отделен от пассажиров, так что билет у него не купить. В автобусах люди могут подходить к водителю, так что там можно покупать билет прямо в автобусе. Как правило, автобусы из аэропортов позволяют купить билет напрямую у водителя.

Купленные билеты надо компостировать (есть компостер внутри автобуса / трамвая), даже если билет куплен у водителя автобуса (если внутри автобуса / трамвая есть желтый / оранжевый компостер — значит НАДО компостировать. Если нет — значит, не надо).

Монпелье (Montpellier), Франция - путеводитель по городу, достопримечательностиТрамвай в Монпелье

Сэкономить на городском транспорте

Сэкономить на автобусе / трамвае (и метро, например) можно, купив набор сразу из 10 билетов (Carne). Они не имеют ограничения срока действия, а себестоимость каждого билета получается ниже.

Дети до 4 лет имеют право на бесплатный проезд с общественном транспорте Франции. Детям 4 — 12 лет можно получить льготный билет, но, обычно, только если покупать хотя бы набором из 10 билетов. В боьльшинстве крупных городов, как, например, в Париже, Руане, Страсбурге, скидка на разовую поездку детям не предоставляется.

Если планируется много передвигаться в течение 1 дня, то можно купить сразу билет на весь день (обычно около 3,5 — 6 €) и кататься уже хоть целый день.

С другой стороны, если ваша цель — осмотр только исторической части, то как правило можно обойтись без автобусов и просто ходить пешком. Это работает для большинства городов, даже относительно больших (в Лионе, например, вполне можно все посмотреть пешком, хотя походить придется, а вот в Париже без транспорта никак).

Городской транспорт РеймсаТрамвай в Реймсе


Транспорт Франции с детьми

Как только в уравнении в путешествии появляется еще одна составляющая — ребенок — сразу все становится гораздо сложнее. Но, конечно, Франция — страна цивилизованная, так что здесь стараются сделать общественную среду доступной для всех, в том числе мамам с колясками. Но тут важно что — «стараются»! Транспорт во Франции в целом скорее доступен для людей с колясками, но не весь и не всегда.

Во Францию с детьми Куда поехать с детьми во Франции Куда во Франции не стоит ехать с детьми

Парижское метро — ад любой мамочки

В Париже пользование метро с коляской, если только это не супер компактная, превращается в ад. Даже если вы думали, что у вас дорожная не слишком большая коляска, протиснуться сквозь узкие турникеты может быть проблематично. Складывать / раскладывать коляску с вещами и ребенком на руках — тоже то еще удовольствие. Лифты в парижском метро — это что-то из разряда роскоши. Их можно встретить на станциях с вокзалами (мы протестировали проезд между Gare du Lyon и  Gare St-Lazare — обошлось без таскания коляски!), но в целом рассчитывать на такое не надо.

В то же время метро в Руане оборудовано лифтами на всех тех немногих подземных станциях! За что отдельно мои лучи добра этому красивейшему городу. 🙂

Зато!

Зато весь городской общественный транспорт, типа автобусов и трамваев, что мне попадался — был вполне себе низкопольный и очень удобный для проезда даже с коляской.

Транспорт Клермон-Феррана, по городу Клермон-Ферран, Добраться в Клермон-Ферран, по городу Клермон-Ферран, транспорт Клермон-Феррана, Clermont-Ferrand - Клермон-Ферран - достопримечательности, маршрут по городу, что посмотреть, фото - tramТрамвай в Клермон-Ферране

Я бы была аккуратнее с междугородними автобусами. Они представляют собой современную версию привычных нам Икарусов и не предполагают большого пространства для коляски, так что тут складываться точно придется, но по крайней мере это не будет десять раз за два часа. А разовое событие вполне переносимо с обычными колясками.

А что про поезда?

А вот с поездами зависит от места и типа поезда.

Если мы говорим о скоростных TGV, то они не особо располагают пространством для складирования коляски. То есть привычный нам тамбур там практически отсутствует, превращаясь в комбинацию лестниц и маленьких площадок, по которым непрерывно снуют пассажиры — кто в вагон-ресторан, кто оттуда… Моя попытка разложить коляску в тамбуре, чтобы укачать ребенка во время долгой поездки, была совершенно безуспешной из-за бесконечного потока людей.

TGV

С другой стороны, в поезде имелись туалеты, wi-fi (а мы знаем, что нет лучшего средства занять надолго детей, чем мультики), и даже пеленальная комнатка (на табло высвечивалось, в каком она вагоне — она одна на весь поезд).

Но такая роскошь, как пеленальный столик, свойственна только TGV. В обычных поездах TER, которые, кстати, могут оказаться даже комфортнее TGV, кроме туалетов и Wi-Fi особо ничего нет для переодевания. Так что нас спасал тамбур (ну хоть тут было что-то похожее на тамбур! хотя и там сидели люди!) и разложенная в горизонтальное положение коляска (простите, люди в тамбуре, других мест нет).

В то же время региональные электрички в Провансе из казалось бы роскошной Ниццы в Монако и иже с ними представляли собой довольно печальное зрелище. Их вокзалы не знают даже такого понятия, как эскалатор, не говоря уж о лифте. Весь свой багаж только на себе. Коляски, естественно, тоже. Но и сами поезда… Один едва работающий туалет на весь состав, у которого заедает замок (бедный посетитель вынужден был колотить в дверь и просит о помощи, застряв в этом ужасе), а слив явно не работает — ну так себе опция при путешествии с детьми. Так что тут нужно быть очень осторожными.

Так что по возможности коляска для путешествия по Франции должна быть узкой, быстро складываемой и легкой. И лучше с возможностью горизонтально разложить, чтобы поменять памперс, потому что не факт, что будет доступно какое-то другое место для этого специфического занятия…

Leave a Reply