Если встает выбор, как дешевле передвигаться по Франции, то чаще всего оказывается, что на общественном транспорт дешевле и быстрее. А добавить к этому головную боль с парковками, так вообще, вы резко передумаете кататься на машине.
- Примечание: Впрочем, если вы собираетесь кататься по глухим деревушкам, то машина станет вашим лучшим другом. Иначе вас ждет полтора автобуса в день и по сложному расписанию, каникулы / не каникулы… Деревеньки Прованса, Эльзаса — это я про них.
Поезда — основной транспорт во Франции, чтобы передвигаться на дальние дистанции. В мелкие деревни придется добираться на автобусе от ближайшего вокзала. В крупных городах есть развитые системы общественного транспорта, включающие в том числе метро. Правда, имейте ввиду, что метро здесь отличается от русского стандарта: пути в середине, платформы по бокам, и чтобы войти в вагон, нужно нажимать кнопку или поворачивать ручку.
Поезда во Франции:
Поезда делятся на три типа:
- скоростные TGV — между крупными городами
- скорые TER — основной междугородний транспорт
- пригородные RER.
Не всегда скорость TGV поездов сильно отличается от RER, частенько разницы может даже не быть. Но в Париж удобнее добираться именно на TGV, так как время экономится заметно.
Стоимость билетов варьируется больше в зависимости от времени и дня отправления, нежели от типа поезда. Цены могут отличаться не просто сильно, а очень сильно. Например, от 30 евро до 150, при средней стандартной цене около 110 евро. Тут уж как повезет. Если хочется сэкономить: нужно старательно выбирать время поездки. Скорее всего с дешевыми билетами выезд будет часов так в 6 утра, или приезд за полночь.
Расписание поездов можно посмотреть на официальном ж/д сайте Франции: www.sncf.com. Причем расписание, как правило, составляется для будних дней, для субботы и для воскресенья. Причем в будни больше утренних поездов, а в воскресенье — вечерних (и они позже).
Там же можно купить / зарезервировать билет. И, как и во всем мире, любой ж/д билет можно купить в ж/д кассе. Во Франции даже в любой из них на любой поезд по стране.
Купленный билет могут предлагать забрать в кассе / спец. автомате, иногда — достаточно распечатать электронную версию билета.
Места в поездах, как правило, без номера. То есть Вы покупаете просто билет на поезд (примерно как на автобусе — без места). НО! В поездах TGV обычно надо места бронировать, то есть билет покупается в конкретный вагон и на конкретное место.
Вагоны бывают 1 и 2 класса. Соответственно различается цена. Проезд с билетов 2 класса в вагоне 1 класса считается безбилетным проездом.
Автобусы по Франции
Перевозки на дальние дистанции по стране не очень практикуются, за исключением международных перевозок eurolines. У Eurolines автобусы ходят между крупными (иногда — не очень) городами многих европейских стран, и вариант проезда в тот или иной город может сильно отличаться. В принципе, автобусами добираться из города в город может быть дешевле, чем поездами, но не всегда. Цены на билеты тоже могут сильно варьироваться в зависимости от сезона, и иногда поезда оказываются дешевле.
В каждом регионе и департаменте существует своя транспортная сеть автобусов / трамваев, со своей тарификацией. Впрочем, почти везде разовый билет действует в течении примерно 1 часа на любой транспорт без ограничения пересадок и стоит 1 — 1,5 евро.
Сэкономить на автобусе (и метро, например) можно, купив набор сразу из 10 билетов (Carne). Они не имеют ограничения срока действия, а себестоимость каждого билета получается ниже.