Упоминая о великих французских художниках, нельзя не отметить нашу соотечественницу французского происхождения — Зинаиду Серебрякову.
Зинаида Серебрякова не только выдающийся художник, но и женщина удивительной судьбы. Ей выпало пережить самые трагические моменты в истории XX века — от революции до Второй мировой войны, застать расцвет искусства в России конца XIX — начала XX века, пройти через забвение на родине и непонимание в эмиграции и только после смерти вновь обрести славу художника, творца и одной из самых ярких фигур в истории русской культуры.
Павел Павлинов. «Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства».
Зинаида Серебрякова относится к знаменитой династии Лансере — Бенуа — Серебряковых, подаривших миру за 8 поколений многочисленных скульпторов, художников и архитекторов. Ее предок, Поль Лансере, участвовал в кампании Наполеона 1812 г в России, был ранен, а в результате женился на баронессе в России. История семьи Бенуа восходит к 17 веку к виноградарю Франсуа Бенуа, живших в центральной Франции, возле города Сезанн. Во время революционного террора братья покинули Францию, отправившись в другие страны. Два брата, через ряд стран, оказались в Санкт-Петербурге и положили начало династии архитекторов.
Немного биографии Серебряковой
Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в усадьбе Нескучное в Белгородской губернии Российской империи (теперь территория Харьковской области Украины). Творческая семья оказала на нее сильное влияние, и естественным образом она начала рисовать. Она училась в Петербурге, где и сформировалась как художница, но обучение продолжила и в Париже. Исследователи творчества Зинаиды отмечали большое влияние золотого века, Пушкина и Блока, на творчество Серебряковой.
В 1905 году она вышла замуж за своего двоюродного брата, Бориса Серебрякова. До Революции у Зинаиды был расцвет творчества, ее картины были пропитаны любовью к простой жизни, земле, гармонией и пластичностью. Тогда же был написан ряд знаменитых работ. Но в 1917 году настала Революция, семья Серебряковых вынуждены были покинуть поместье из-за грабежей. А в 1919 году муж Зинаиды умирает от тифа, ее поместью разграблено и сожжено, она остается одна с четырьмя детьми и пожилой матерью, которых ей нужно как-то прокормить.
«За завтраком», 1914 г
Серебрякова переехада в Петербург и там пыталась подрабатывать рисунками карандашом (так как краски были слишком дороги). В 1924 году ей, наконец, удается уехать в Париж на заработки (благо у нее французские корни и родственники). Вернуться она уже не сможет из-за железного занавеса. Только двоих детей ей удастся вывезти к ней во Францию, а двоих других она сможет увидеть уже только после смерти Сталина, через 36 лет…
В 1960 году, во время Хрущевской оттепели, старшая дочь Зинаиды, Татьяна, ставшая тогда уже театральной художницей, наконец-то может посетить мать. Она организует выставки Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве. Зинаида обретает огромную популярность, ее сравнивают с Ренуаром и Ботичелии, а ее картины даже печатают на почтовых марках.
Карточный домик. 1919 г.
Разлука с двумя детьми длиной в 36 лет, жизнь на чужбине в безвестности и признание лишь за год до смерти Серебряковой — такая трагическая жизнь была у этой великолепной женщины, ставшей первой русской художницей, вошедшей в мировую историю живописи.
Муж Зинаиды, Серебряков (1915)
Особенности живописи Серебряковой
Как писала ее дочь Татьяна,
«всю жизнь она работала только с натуры. Таково ее кредо. Но это не списывание с натуры, не натурализм, а глубокое изучение и проникновение в самую суть задуманной композиции портрета, натюрморта, пейзажа. Поклонница старых мастеров, она никогда не уставала учиться у них, восхищаться их мастерством и гуманизмом.»
В письме детям, Евгению и Татьяне, в 1936 году Зинаида пишет:
«Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть “модным” или “немодным”, и требуют от художников постоянного “обновления”, а по-моему, художник должен оставаться сам собой!»
А.Н.Бенуа даже говорил тогда о «деспотизме нового формализма» во Франции.
Высоко ценил талант Серебряковой-рисовальщицы специалист по истории русской графики Алексей Сидоров.
«Серебрякова как мастер рисунка принадлежит, конечно, к направлению Серова, но во всем неповторимо своеобразна. Ее „внутренний“ рисунок, ее пластика замечательны по их живости. Рисунок Серебряковой является, возможно, лучшим достижением в области рисования тела, какое мог бы отметить изучатель русского тех лет»,
— так он писал о произведениях художницы 1910-х годов, но то же можно сказать и про рисунки 1920-х и последующих десятилетий.
Путешествия Серебряковой
Вдохновение Серебрякова черпала из поездок по разным странам (от Англии до Марокко и от Италии до Португалии, но в основном по Франции). Она фокусируется на пейзажах и простой жизни, экспериментирует с сочетанием жанров (портрет + натюрморт или портрет + пейзаж). Ездя повторно по разным странам, она создавала целые серии картин. Путешествия были очень скромными, в вагонах второго класса, с проживанием в недорогом жилье или у родственников и друзей.
В письме детям в 1937 году она пишет:
«Приготовляю тоже сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом и кладу их в тюбики. Багажа в дорогу надо взять очень мало, т.к. дорого стоит, а вместе с тем мое “художество” берет столько места и тяжести — мольберт складной, три плияна, папки, подрамники, холсты, краски, пастель, темпера и т.д.!!!»
Во Франции Серебрякова любила юг: Лазурный берег (Ницца и Ментон в 1931 г), Корсика (Кальви в 1938 г), Пиренеи (излюбленный фовистами Коллиур в 1930 г), но также гористые Савойя (в 1933 г — живописный Анси, на озере Бурже в городке Экс-ле-Бен и в Альпах, в Ментон-Сен-Бернаре) и Овернь (городок Эстен в 1934 г). За 12 лет, с 1927 по 1939 г, Зинаида объехала весь Лазурный берег, от Ментона до Марселя, создав выдающуюся серию пейзажей. Но один из лучших периодов с точки зрения живописи и графики был у Серебряковой в Бретани, куда она ездила на протяжении 6 лет (возле портового городка Конкарно).
Переезд во Францию
После гибели мужа Серебрякова осталась одна с четырьмя маленькими детьми и пожилой мамой. В своем имении и в Харькове она с трудом выживала, без масляных красок ей пришлось рисовать темперой, карандашами. В 1920 году при помощи своего дяди Бенуа она перебралась в Петроград, где стала экспериментировать с пастелью. Жизнь в послереволюционном городе была очень трудная, не хватало еды, которую не продавали, а только выдавали пайками. Поскольку Серебрякова не была чиновником, ей пайка не полагалось. Семье приходилось выживать за счет редких заказов портретов и мизерное жалованье за работу в музее.
В то время старшая дочь Зинаиды, Татьяна, увлеклась балетом. Так что, несмотря на полуголодное существование, художница создала несколько примечательных полотен, связанных с балетом.
В балетной уборной (Большие балерины). 1922 г.
Идея уехать на заработки в Европу у Серебряковой зародилась в 1923 году, под влиянием Александра Бенуа и американских успехов Николая Рериха и Савелия Сорина. В письме Александру от 17 декабря того же года она писала:
«Если бы Вы знали, дорогой дядя Шура, как я мечтаю и хочу уехать, чтобы как-нибудь изменить эту жизнь, где каждый день только одна острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где мой заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое. Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов. Вот если бы на американской выставке что-нибудь продалось».
В 1923 году в Нью-Йорке состоялась выставка русских художников, среди которых были 4 работы Серебряковой. Одна картина — «Спящая девочка» в виде обнаженной 10-летней дочки Кати — была продана. На эти деньги Зинаида решитлась переехать в Париж.
24 августа 1924 года из Ленинграда Зинаида Серебрякова отправилась в Париж на перекладных. К тому моменту из 2,8 млн человек населения города свыше 40 тысяч составляли эмигранты из России (по разным оценкам к концу двадцатых годов их число выросло до 100 000). Здесь же, во Франции, родине ее предков, уже оказались многие члены ее семьи, а позже к художнице смогли присоединиться двое из ее детей.
На кухне, 1923 г.
Серебрякова в Париже, 1924 год
Париж, хоть и не был самым легким местом для жизни, все-таки дал Серебряковой гораздо большую свободу. Она очень активно пишет улицы и пейзажи, часто в импрессионистской быстрой манере темперой. Одновременно она рисовала портреты простых людей, булочников, парикмахеров, простых людей в кафе, театрах…
После Парижа художница сначала обратилась к видам Версаля, где жил ее дядя Бенуа и где она расположилась в квартире с только что приехавшим из России сыном. Дальше начались поездки и по остальной Франции: в 1925 году — Шартр, в 1927 г с дядей Бенуа — в замок Шантийи и городок Шату, любимое место многих импрессионистов, работавших на берегу Сены.
Выживала Серебрякова за счет написания портретов на заказ. Но оплата была низкая, тем более за портреты пастелью. К тому же, помня о тяжелой жизни в СССР, художница большую часть полученных денег отсылала матери в Ленинград.
«Зина почти все посылает домой… Непрактична, делает много портретов даром за обещание ее рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударяют».
Баня. 1926 г.
В 1925 году Зинаида вынужденно переезжает в самое злачное и дешевое место в Париже — на Монмартр, снимая там самый дешевый отель у площади Пигаль и живя в одной комнате с сыном. Только в 1927 году, после приезда в Париж ее брата Евгения Лансере, с его помощью она переезжает в четырехкомнатную квартиру у Porte de Versailles, на окраине города. С этого момента и до 1934 года начинается расцвет портретного творчества Серебряковой, в основном пастелью.
Спящая обнаженная с красной шалью. 1930 г.
К этому же моменту относится изобилие обнаженных портретов, которые со временем пропадают, уступая место натюрмортам. Вот как об этом писала сама Зинаида:
В начале пребывания здесь, то есть с 1924 г. по 1934-й было у меня несколько знакомых — милых русских девиц, согласившихся мне позировать и „служить моделями“. Затем они повыходили замуж, времени у них на это уже не было. Рисовать же „профессиональных“ натурщиц было мне не по средствам, и я начала довольствоваться писанием натюрмортов, находя в этой „тихой жизни“ тоже живописную радость.
В этот же период Серебрякова начинает активно путешествовать по Франции и соседним странам: работа у нее была напряженная, а летом в парижской жаре рисовать было сложно. Поэтому, как правило, летом и осенью Зинаида отправлялась в другие места, часто в самой же Франции.
Коллиур, 1930 г.
1927 г, Порнише
Летом 1927 году Зинаида отправилась в небольшой городок Порнише (Pornichet) в устье Луары, на атлантическом побережье на западе от Нанта. Здесь она создала 6 прекрасных пастельных работ с изображением отдыхающих на пляже.
На пляже, 1927 г
Сентябрь 1927 г, Лазурный берег Франции
Лазурный берег Франции привлекал множество творческих людей своим мягким климатом и фантастическими цветами. В сентябре 1927 года Зинаида Серебрякова отправилась в Марсель к своей сестре, Софье Даниэль. Отсюда художница посетила соседние прибрежные города: Кассис, Ла-Сьота, пригороды Тулона Санари-сюр-Мер и Оллиуль, а также в Ла-Кадьер-д’Азюр.
1928 г, Кассис
На следующий год Зинаида с дочкой Катей уже целенаправленно отправились в Кассис, где создала целую серию пастелей с видами города. Насыщенность красок, цвета в изображении города, его улочек, порта и рыбаков, виноградников и моря стали предвестниками полноцветных марроканских зарисовок.
Кассис. Крыши города. 1928 г.
1929 — 1930 г., Лазурный берег Франции
Два года подряд, в 1929 и 1930 г, в летние месяцы Серебрякова отправлялась на полюбившийся ей берег Франции: в 1929 году она посетила Ниццу и расположенный недалеко городок Кастеллан, служащий воротами в Вердонское ущелье. Летом 1930 года она путешествовала возле Сен-Тропе, посетив также Сен-Рафаэль и Сент-Максим.
1930 г., Пиренеи, Коллиур
Сразу после Лазурного берега Зинаида Серебрякова решила отправиться в новое место — Пиренеи, на юго-западе Франции. Одно из любимых художниками, особенно фовистами, мест в этих краях был небольшой городок Коллиур, расположенный всего в 6 км от границы с Испанией. Именно сюда частенько наведывались Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.
Коллиур, 1930 г.
В этом солнечном живописном месте Зинаида вновь стала экспериментировать с жанрами как в дореволюционное время. Помимо живописных пейзажей с залитыми солнцем улицами, рыбацкими лодками и портом, помимо портретов рыбаков, художница пыталась переосмыслить свой прошлый опыт сочетания жанров, как, например, портреты на фоне пейзажа, или перерисовывала старые картины в новом варианте («Груши на ветках» — как когда-то в поместье Нескучном «Яблоки на ветках», 1910 г).
Терраса в Коллиуре, 1930 г
Из Коллиура Зинаида отправлялась и в более отдаленные места в окрестностях: городок Монрежё (Montréjeau), расположенный в 100 км от Коллиура и в 50 км на юг от Тулузы, а также посещала горную деревеньку Беду (Bedous, примерно в 30 км от города По), где сохранилась церковь Архангела Михаила 14 века.
Коллиур. Мост с козами. 1930 г.
1931 г., Лазурный берег Франции
В 1931 году Серебрякова опять отправояется летом на Лазурный берег Франции. В июле художница приезжает в гости к своим родственникам в Ницце, живя некоторое время на вилле Лансере. Чуть позже она перебирается в Ментон, во дворец Осония, расположенный на центральной улице города — Avenue Boyer. Напротив этого здания сохранились две скульптуры работы отца Заинаиды — Сокольничий Ивана Грозного и Киргиз с беркутом.
Пляж в Ментоне, 1931
В Ментоне Зинаида увлеклась сочетанием разных жанров в одной картине: натюрморт с пейзажем (Ментон. Корзина с виноградом на окне), пейзаж с портретом (Девушка у окна) и портрет с натюрмортом (Торговка овощами в Ницце).
Ментон. Корзина с виноградом на окне, 1931
Невозвращение на родину
Все это время Зинаида Серебрякова продолжала надеяться вывезти из СССР свою маму и двоих детей. Одновременно с этим ее брат, Евгений Лансере, уговаривал ее вернуться и даже пытался выхлопотать для нее жалованье. Но Зинаида отказалась, сославшись на здоровье. Впрочем, начиная с 1930 года ее искусство уже стало рассматриваться как идеологически чуждое, а многих вернувшихся к 1930-му году всего несколько лет спустя, в 1937 — 38 гг, расстреляли или сослали. Брата Зинаиды Серебряковой архитектора Николая Лансере повторно арестовали в 1938 году.
Впрочем, скоро поводов для возвращения в СССР стало еще меньше:
15 марта 1933 года Евгений Лансере записал в дневнике: «Пришло письмо Жени [Евгения Серебрякова. — П. П.] с известием о смерти милой, чудной мамули… И Зиночкина мечта так и не осуществилась — выписать мамулю… может быть, там она пожила бы еще». Смерть матери 3 марта 1933 года в Ленинграде от истощения была еще одним сильным потрясением для художницы. «Писать невозможно — ты сама знаешь и чувствуешь сердцем, что со мной. Одна цель у меня была в жизни, один смысл — увидеть, услышать, дождаться моей Бабули… Еще мираж — увидеть тебя и Женечку, моих любимых, но эта мечта также не сбудется…» — писала Зинаида Евгеньевна 14 марта своей дочери Татьяне, которой удастся приехать в Париж навестить мать только в 1960 году, при Хрущеве (Источник).
Лежащая обнаженная, 1935 г.
1934 г — новый этап жизни в Париже
После смерти матери надежды на воссоединение Зинаиды с семьей уже не осталось. Она переехала в Париже в новую квартиру, расположенную на севере города, в доме 72 по Rue Blanche, недалеко от станции метро Blanche. В этот период Серебрякова фокусируется на портретах и натюрмортах, чем-то напоминавших фламандские образцы.
Портрет бретонки, 1935
К сожалению, несмотря на активную деятельность, Серебрякова не находила отклика у современников. В СССР она считалась изменницей Родины, как сбежавшая из страны. А во Франции в тренде было более современное, модное искусство. Для местной публики Зинаида казалась слишком несовременной. А художнице не нравились новые стандарты, ее искусство было слишком спокойным. В душе у нее откликались те образцы классического искусства, которые находились в доме ее отца и приучили ее к той гармонии.
В 1936 году Зинаида Евгеньевна пишет детям, Евгению и Татьяне:
«Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть „модным“ или „немодным“, и требуют от художников постоянного „обновления“, а по-моему художник должен оставаться сам собой!»
Еще в 1928 году Евгений Лансере писал Анне Остроумовой-Лебедевой:
«Вот это тупое и непонимающее отношение Парижской публики к великолепным портретам Зины (и таким простым, доступным), когда пользуется успехом такой хлам как Ван Донгены, Матиссы, М. Лоренсен, Дюфи etc. etc. особенно обидно и горько».
Люксембургский сад. 1948 г.
1934 — 1940 гг, Бретань
В 30-е гг любимым местом для отдыха Серебряковой становится Бретань, в которую она совершает 6 поездок.
В 1934 году на самые жаркие месяцы — июль и август — Зинаида с дочкой Катей отправляются в небольшой городок Пон-л’Аббе (Pont-l’Abbé) на юго-западном выступе Бретани, недалеко от города Кемпер. Это традиционный рыбацкий городок со старинными фахверковыми домиками, живописным замком и церковью и оживленным рынком.
Pont-l’Abbé, Бретань
Именно здесь Серебрякова увлекается портретами местных женщин в их традиционных нарядах с высокими чепчиками. Это увлечение позже выльется в целую серию выразительных портретов простых жительниц Бретани в характерных нарядах. Как раз в 1930-е годы высота этих чепчиков достигла максимальной высоты.
Хозяйка бистро. Пон-л’Аббе. 1934
Однако, городок оказался слишком оживленным: из-за толп зевак работа стопорилась:
Страдаю по-прежнему, если подходит народ, и не могу дальше работать, а тут всюду столько народу!
В результате Зинаида решила переехать в более тихое местечко, в деревушку Лескониль (Lesconil), расположенную на берегу моря, в домик рыбаков.
Лескониль
В эту же деревеньку Серебрякова возвращается и на следующий год, в 1935 году, наслаждаясь мягким северным солнцем и спокойными пейзажами.
Пару лет спустя, в июле — августе 1937 года, Зинаида решила отправиться в городок Конкарно, расположенный на юге Бретани рядом с Понт-Авеном, который прославился своей школой живописи (подробнее — художники Конкарно). Художница предпочитала именно этот район в Бретани благодаря особенно красивым скалам.
Последний раз посетив Бретань, Серебрякова поселилась в городке Требёрден (Trébeurden), на побережье Côtes-d’Armor, на северном берегу. Еще в 19-м веке в этих местах работали Евгений Лансере и Александр Бенуа.
1934, 1935 — Овернь
Немного разнообразия в путешествия по Бретани внесли поездки в центральный район Франции — Овернь, долину вулканов. Художница решила остановиться в живописнейшем городке Эстен в департаменте Аверон, который поражает своей красотой и живописным замком, возвышающимся над рекой.
В этом городке проживает всего несколько сот человек, что гарантировало спокойный отдых. Интересными Серебряковой показались и скульптуры 15 — 17 вв, украшающие церковь Сен-Флёр.
Художница посещала Эстен дважды, подгадав поездку на следующий год к моменту сбора винограда, «так как нет ничего декоративнее и красивее виноградных лоз и тяжелых кистей и полных ими корзин».
Эстен
1937 — 1939 гг, Лазурный берег Франции
После некоторого перерыва Серебрякова опять возвращается на Лазурный берег Франции. В этот раз она решила остановится в небольшом городке Кастеллан (Castellane), расположенном у начала знаменитого Вердонского ущелья.
Через пару лет художница посещает городок Туррет-сюр-Лу (Tourrettes-sur-Loup), расположенный в горах между Каннами и Ниццей.
1938 г, Корсика
В поисках вдохновения и новых видов, в 1938 году Зинаида вместе с дочерью Екатериной отправляется впервые на Корсику. Они добрались через Ниццу на пароме в прибрежный город-крепость Кальви, который выступает в море мощной цитаделью, расположенной на скалистом выступе. Живописная природа Корсики позволила им написать множество красочных пейзажей. Но вот обилие туристов сильно портило впечатление от поездки и возможность наслаждаться дикой красотой мест.
Туризм и вдохновение
Помимо Франции, Серебрякова путешествовала по многим странам. Как правило, она отправлялась в гости к родственникам и знакомым, и в качестве благодарности писала их портреты. Так, за 30 лет с 1920 до 1950 г, Зинаида посещала Англию более 10 раз. Несколько раз художница посещала Италию, вдохновленная ее красивейшими пейзажами.
Но, пожалуй, самыми значимыми оказались поездки в Марокко в 1928 — 29 и 1930 гг. Яркая экзотическая страна максимально раскрыла потрясающий талант Серебряковой в качестве бытописателя и этнографа, проявив ее как прекрасного живописца и графика. Серия портретов из Марокко станет важным сокровищем ориентального искусства в Европе.
До Зинаиды эта экзотическая страна, находившаяся под протекторатом Франции, привлекала множество известных художников, в том числе Эжена Делакруа и Анри Матисса. Но именно Серебряковой удалось наиболее полно и выразительно представить многочисленные детали марокканской жизни.
Кончина
Последние годы Зинаида Серебрякова часто болела и была вынуждена каждый год ездить на месяц на лечение в Бельвю возле Женевы в Швейцарии, проводя по месяцу на вилле «Фантазия» у графини Жумийак, приглашавлей еедля написания портретов.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Ссылки по теме:
- Французские художники
- Художники Монмартра
- Художники Конкарно (Бретань)
- Художники в Провансе
- Импрессионизм во Франции:
- Художники-импрессионисты в Париже и на Монмартре
- Художники-импрессионисты в Руане и долине Сены
- Художники-импрессионисты в Нормандии
- Художники-импрессионисты на Алебастровом береге
- Художники-импрессионисты дельты реки Сены (Гавр, Довиль, Онфлер)
- Художники-импрессионисты: Живерни и окрестности
- Художники-импрессионисты: Auvers-sur-Oise
- 10 деревень Франции, самых популярных среди художников
- 10 самых живописных мест Франции, вдохновлявших художников