Транспорт во Франции отвечает всем европейским стандартам и является хорошей опцией в случае отсутствия машины. Однако нужно четко понимать, что может быть доступно, а что нет, если вы выберете общественный транспорт, так как многие «самые живописные» места не избалованы автобусами / поездами.
Если встает выбор, как дешевле передвигаться по Франции, то чаще всего оказывается, что на общественном транспорте дешевле и быстрее (если вас четверо взрослых на 1 машину, то машина выйдет дешевле скорее всего, но если 1 — 2 взрослых, то вот совсем не факт). А добавить к этому головную боль с парковками, так вообще, вы резко передумаете кататься на машине.
- Примечание: Впрочем, если вы собираетесь кататься по глухим деревушкам, то машина станет вашим лучшим другом. Иначе вас ждет полтора автобуса в день и по сложному расписанию, каникулы / не каникулы… Деревеньки Прованса, Эльзаса — это я про них.
Поезда — основной транспорт во Франции для проезда на дальние дистанции. Есть и автобусы, но они обычно намного медленнее. В мелкие деревни придется добираться на автобусе от ближайшего вокзала. Есть регионы, где покрытие поездами хорошее и они будут надежнее, так как не могут застрять в пробке и едут по своей «выделенной полосе». Пример этому — Лазурный берег, где ветка поездов вдоль побережья покрывает все основные городки. А есть регионы, где поездов совсем мало и они весьма убитые, например, на Корсике. Там главное транспортное средство — арендованная машина.
В крупных городах есть развитые системы общественного транспорта, включающие в том числе метро (в Париже, Марселе, Лионе). Правда, имейте ввиду, что метро здесь отличается от русского стандарта: пути в середине, платформы по бокам, и чтобы войти в вагон, нужно нажимать кнопку или поворачивать ручку.
Поезда во Франции:
Поезда делятся на три типа:
- высокоскоростные поезда TGV — между крупными городами
- региональные поезда TER — основной междугородний транспорт
- пригородные электрички Парижа — RER.
Не всегда скорость TGV поездов сильно отличается от RER, частенько разницы может даже не быть. Но в Париж удобнее добираться именно на TGV, так как время экономится заметно.
Стоимость билетов на поезда по Франции
Стоимость билетов варьируется больше в зависимости от времени и дня отправления, нежели от типа поезда. Цены могут отличаться не просто сильно, а очень сильно. Например, от 30 евро до 150, при средней стандартной цене около 110 евро. Тут уж как повезет. Если хочется сэкономить: нужно старательно выбирать время поездки. Скорее всего с дешевыми билетами выезд будет часов так в 6 утра, или приезд за полночь.
Следите также за акциями: периодически бывают лимитированные предложения, когда, например, из Кольмара в Париж можно добраться буквально за 20 евро на скоростном TGV, то есть раза так в 3 — 4 дешевле обычных билетов. Причем выбор времени отправления достаточно большой. Такие билеты, конечно, раскупают первыми, причем сначала именно самые дешевые. Как-то мы добирались в Париж поездом 1-го класса, билеты на который оказались дешевле 2-го класса: именно потому, что остались «акционные» билеты на 1 класс, а во втором классе их уже все раскупили и остались только обычные.
Дети до 4 лет, путешествующие у вас на коленях, ездят бесплатно даже в дорогом TGV. В случае, если им берется место, то для малышей тариф 15 € на TGV поездах внезависимости от дальности поездки. Дети 4 — 11 лет имеют льготный тариф. Подробнее:
Расписание поездов
Расписание поездов можно посмотреть на официальном ж/д сайте Франции: www.sncf.com. Причем расписание, как правило, составляется по-разному для будних дней, для субботы и для воскресенья. Причем в будни больше утренних поездов, а в воскресенье — вечерних (и они позже). В обеденное время может быть меньше поездов, чем в остальное время дня.
Также расписание может отличаться для периода каникул или учебы в школе. Так что желательно смотреть расписание именно на нужный вам день, так как даже в соседний день все может быть совсем по-другому.
Билеты на поезда
Там же можно купить / зарезервировать билет. И, как и во всем мире, любой ж/д билет можно купить в ж/д кассе. Во Франции даже в любой из них на любой поезд по стране.
Купленный билет могут предлагать забрать в кассе / билетном автомате, иногда — достаточно распечатать электронную версию билета.
Места в поездах, как правило, без номера. То есть Вы покупаете просто билет на поезд (примерно как на автобусе — без места). НО! В поездах TGV обычно надо места бронировать, то есть билет покупается в конкретный вагон и на конкретное место.
Вагоны бывают 1 и 2 класса. Соответственно различается цена. Проезд с билетов 2 класса в вагоне 1 класса считается безбилетным проездом.
Для проезда на региональных поездах во Франции билет нужно компостировать в автомате перед посадкой на поезд. Такие автоматы желтого цвета стоят на платформах (фото ниже). Не прокомпостированный билет считается не действительным. Для скоростных TGV, где прописано время отправления и место, компостировать билет не нужно.
Удобство поездов
Комфорт в поездке может быть решающим фактором в пользу того или иного вида транспорта. Поезда во Франции могут сильно отличаться по уровню комфорта, но в целом быть на хорошем европейском уровне. Скоростные TGV очень удобные: здесь есть туалеты, сервис по обслуживанию едой, розетки у сидений. Многие сиденья сделаны не в одну сторону, а друг напротив друга, так что вы сможете сидеть семьей все вместе. Вагоны 1-го класса еще более комфортные, с более удобными креслами. В поезде есть свой Wi-Fi.
Региональные поезда… Их состояние зависит от региона / маршрута. Есть получше, есть похуже, но в целом ничего ужасного нет, все достойно. Пожалуй, единственно мне не понравились поезда по Лазурному берегу — довольно изношенные, исписанные граффити местами, во всем поезде только один работающий туалет, страшно загаженный, с застревающим замком (в туалете застрял мужчина и пришлось ему стучаться и просить помощи пассажиров, чтобы те нашли кого-то ответственного в поезде, кто бы смог открыть дверь туалета). Это был единственный случай такого ужаса, но то, что это произошло именно на роскошном Лазурном берегу, особенно поражает.
В целом поезда могут быть комфортнее автобусов за счет большего пространства и места лично для вас и большей скорости передвижения. Из минусов: большинство вокзалов Франции НЕ оборудованы лифтами или эскалаторами, вас ждут обычные лестницы, по которым придется самому тащить чемодан / коляску вверх и вниз с платформы. Ну так себе удовольствие.
Что касается пунктуальности, то в целом французские поезда ходят довольно точно по расписанию, если только не случается забастовок. Так мы как-то застряли у Версаля в день вылета в аэропорт, так как там стали массово отменять поезда, а все объявления об этом зачитывались на французском, который мы, конечно, не знали. Типично французская забота о туристах, да…
В общем, высокоскоростные TGV — это комфортно, быстро, точно и дорого (но бывают акции, и тогда это совсем не дорого!). Региональные TER — среднеевропейский уровень, ездить не страшно.
Схемы маршрутов поездов по Франции
Скоростные поезда TGV по Франции:
Региональные поезда TER по регионам Франции:
РазвернутьАвтобусы по Франции
Междугородние автобусы по Франции
Если вам нужен автобус на дальнюю дистанцию между городами, то вы можете воспользоваться услугами eurolines, Ouibus или еще более недорогого перевозчика FlixBus. У Eurolines автобусы ходят между крупными (иногда — не очень) городами многих европейских стран, и вариант проезда в тот или иной город может сильно отличаться. В принципе, автобусами добираться из города в город может быть дешевле, чем поездами, но не всегда. Цены на билеты тоже могут сильно варьироваться в зависимости от сезона, и иногда поезда оказываются дешевле.
Всегда нужно сравнивать цены на билеты на поезд и на автобус, а также время в пути. Бывает, что поездка на автобусе лишь немногим дешевле, а времени займет в три раза больше. А бывает, что там, где поезд обойдется в 70€, билет на автобус можно купить всего за 1 € по акции (у FlixBus такое бывает периодически)! Всегда учитывайте, что вам важнее, время или деньги.
Сеть маршрутов автобусов Ouibus по Франции:
Региональные автобусы по Франции
В каждом регионе и департаменте существует своя транспортная сеть автобусов / трамваев, со своей тарификацией. Впрочем, почти везде разовый билет действует в течении примерно 1 часа на любой транспорт без ограничения пересадок и стоит 1 — 1,5 евро.
Сами региональные автобусы обычно довольно удобные, с кондиционерами, и ездят в принципе почти по расписанию. Но зависит от маршрута: например, из-за пробок на Лазурном берегу остановку автобусов на промежуточных станциях сложно предсказать, автобус может опаздывать на пол часа, и вы об этом толком не узнаете, пока не прождете это время.
Другой момент, который надо учитывать — это сезонность расписания. Как правило, в воскресенье рейсов меньше. Какие-то маршруты ходят только в период учебы в школе, а другие наоборот, в школьные каникулы. Есть отдельные автобусные маршруты, которые запускают только в высокий туристический сезон, то есть в июле и августе (например, автобус к живописным деревеньками Русийон и Горд), причем даже тогда может быть всего 1 — 2 рейса в день — не сильно покатаешься туда-сюда. Так что нужно аккуратно планировать маршрут и выверять расписание на конкретный день.
- Автобусы по Франции
- Автобусы по Провансу
- Автобусы по Эльзасу
- Автобусы по Бретани
- Автобусы по региону Лангедок-Русийон
- Автобусы по Бургундии и Франш-Конте
Схемы маршрутов региональных автобусов во Франции
РазвернутьГородской транспорт во Франции
Транспорт по городу в большинстве городов Франции находится на высоком уровне, с современными удобными автобусами с кондиционерами и красивыми низкопольными трамваями. А низкопольные автобусы и трамваи означают возможность легко путешествовать даже с детьми в колясках!
Трамвай в Бордо
Билеты на городской транспорт во Франции
В городах действует гибкая система тарифов с билетами на 1 час (действуют на весь стандартный городской транспорт с возможностью пересадок, но возвращаться назад нельзя) и на 1 день. Билеты можно купить в билетных автоматах, оплатив кредитной картой (хотя у нас бывали проблемы с оплатой не-французской кредитной карты, так что лучше иметь и наличные евро), или у водителя (в трамвае такое сделать нельзя, только в автобусах). В целом идея понятна: в трамвае / метро водитель отделен от пассажиров, так что билет у него не купить. В автобусах люди могут подходить к водителю, так что там можно покупать билет прямо в автобусе. Как правило, автобусы из аэропортов позволяют купить билет напрямую у водителя.
Купленные билеты надо компостировать (есть компостер внутри автобуса / трамвая), даже если билет куплен у водителя автобуса (если внутри автобуса / трамвая есть желтый / оранжевый компостер — значит НАДО компостировать. Если нет — значит, не надо).
Трамвай в Монпелье
Сэкономить на городском транспорте
Сэкономить на автобусе / трамвае (и метро, например) можно, купив набор сразу из 10 билетов (Carne). Они не имеют ограничения срока действия, а себестоимость каждого билета получается ниже.
Дети до 4 лет имеют право на бесплатный проезд с общественном транспорте Франции. Детям 4 — 12 лет можно получить льготный билет, но, обычно, только если покупать хотя бы набором из 10 билетов. В боьльшинстве крупных городов, как, например, в Париже, Руане, Страсбурге, скидка на разовую поездку детям не предоставляется.
Если планируется много передвигаться в течение 1 дня, то можно купить сразу билет на весь день (обычно около 3,5 — 6 €) и кататься уже хоть целый день.
С другой стороны, если ваша цель — осмотр только исторической части, то как правило можно обойтись без автобусов и просто ходить пешком. Это работает для большинства городов, даже относительно больших (в Лионе, например, вполне можно все посмотреть пешком, хотя походить придется, а вот в Париже без транспорта никак).
Трамвай в Реймсе
Транспорт Франции с детьми
Как только в уравнении в путешествии появляется еще одна составляющая — ребенок — сразу все становится гораздо сложнее. Но, конечно, Франция — страна цивилизованная, так что здесь стараются сделать общественную среду доступной для всех, в том числе мамам с колясками. Но тут важно что — «стараются»! Транспорт во Франции в целом скорее доступен для людей с колясками, но не весь и не всегда.
Парижское метро — ад любой мамочки
В Париже пользование метро с коляской, если только это не супер компактная, превращается в ад. Даже если вы думали, что у вас дорожная не слишком большая коляска, протиснуться сквозь узкие турникеты может быть проблематично. Складывать / раскладывать коляску с вещами и ребенком на руках — тоже то еще удовольствие. Лифты в парижском метро — это что-то из разряда роскоши. Их можно встретить на станциях с вокзалами (мы протестировали проезд между Gare du Lyon и Gare St-Lazare — обошлось без таскания коляски!), но в целом рассчитывать на такое не надо.
В то же время метро в Руане оборудовано лифтами на всех тех немногих подземных станциях! За что отдельно мои лучи добра этому красивейшему городу. 🙂
Зато!
Зато весь городской общественный транспорт, типа автобусов и трамваев, что мне попадался — был вполне себе низкопольный и очень удобный для проезда даже с коляской.
Трамвай в Клермон-Ферране
Я бы была аккуратнее с междугородними автобусами. Они представляют собой современную версию привычных нам Икарусов и не предполагают большого пространства для коляски, так что тут складываться точно придется, но по крайней мере это не будет десять раз за два часа. А разовое событие вполне переносимо с обычными колясками.
А что про поезда?
А вот с поездами зависит от места и типа поезда.
Если мы говорим о скоростных TGV, то они не особо располагают пространством для складирования коляски. То есть привычный нам тамбур там практически отсутствует, превращаясь в комбинацию лестниц и маленьких площадок, по которым непрерывно снуют пассажиры — кто в вагон-ресторан, кто оттуда… Моя попытка разложить коляску в тамбуре, чтобы укачать ребенка во время долгой поездки, была совершенно безуспешной из-за бесконечного потока людей.
С другой стороны, в поезде имелись туалеты, wi-fi (а мы знаем, что нет лучшего средства занять надолго детей, чем мультики), и даже пеленальная комнатка (на табло высвечивалось, в каком она вагоне — она одна на весь поезд).
Но такая роскошь, как пеленальный столик, свойственна только TGV. В обычных поездах TER, которые, кстати, могут оказаться даже комфортнее TGV, кроме туалетов и Wi-Fi особо ничего нет для переодевания. Так что нас спасал тамбур (ну хоть тут было что-то похожее на тамбур! хотя и там сидели люди!) и разложенная в горизонтальное положение коляска (простите, люди в тамбуре, других мест нет).
В то же время региональные электрички в Провансе из казалось бы роскошной Ниццы в Монако и иже с ними представляли собой довольно печальное зрелище. Их вокзалы не знают даже такого понятия, как эскалатор, не говоря уж о лифте. Весь свой багаж только на себе. Коляски, естественно, тоже. Но и сами поезда… Один едва работающий туалет на весь состав, у которого заедает замок (бедный посетитель вынужден был колотить в дверь и просит о помощи, застряв в этом ужасе), а слив явно не работает — ну так себе опция при путешествии с детьми. Так что тут нужно быть очень осторожными.
Так что по возможности коляска для путешествия по Франции должна быть узкой, быстро складываемой и легкой. И лучше с возможностью горизонтально разложить, чтобы поменять памперс, потому что не факт, что будет доступно какое-то другое место для этого специфического занятия…