Поезда по Франции- в целом довольно удобный и часто довольно бюджетный способ путешествия по стране. Но не всегда самый удобный и не всегда бюджетный, все зависит от ситуации. Подробнее можно прочитать здесь: как дешевле путешествовать по Франции. Если передвигаться на дальние дистанции 1 — 2 человеку и покупать билеты сильно заранее, да еще по акциям, то поезда, скорее всего, окажутся самым выгодным вариантом. По сравнению с автобусом, поезда по Франции могут быть более предсказуемым вариантом: все-таки у них нет пробок на дорогах, и в целом поезда довольно пунктуальные. Но… если нет забастовок, если поезда не отменяют… Ну и еще может зависеть от региона, есть места, типа Корсики, где поезда — это вообще что-то такое, что типа есть и типа нет. А есть места, где поезд станет самым простым, надежным и дешевым вариантом проезда (на Лазурном берегу с его пробками в высокий сезон поезда, порой, могут быть единственным выходом приехать вовремя).
В общем, поезда по Франции — это хороший вариант для путешествий, если подготовиться хорошо.
Поезда по Франции
В отличие от поездов в соседних странах, большинство поездов SNCF ходят не через равные промежутки времени (например, в одно и то же время каждый час). Расписание может быть нестабильным (с перерывом на обед, значительно меньшим числом рейсов в выходные, особенно в воскресенье), а пересадки между, скажем, TGV и региональным поездом TER могут быть неудобными. Однако при предварительном планировании поездка по железной дороге во Франции может быть удобной и доступной.
Во Франции существует пять основных типов поездов SNCF: поезда TGV, Ouigo, Intercités, TER и RER.
TGV поезда
Знаменитые французские высокоскоростные поезда революционизировали железнодорожные перевозки по Франции с 1981 года (в районах с быстрыми TGV внутренние авиаперевозки практически исчезли).
По специальным трассами TGV поезда могут разгоняться до 320 км/ч. Сеть постоянно расширяется, мавршруты TGV поездов ведут к:
- Бретань и Бордо (открыт в 2017 г.)
- Юго-восток до Лиона и Марселя, продление через Монпелье до Барселоны
- Восток в Страсбург и Швейцарию
- На север до Лилля, Кале и Бельгии
TGV также курсируют по обычным путям с обычной скоростью, например, высокоскоростной поезд из Парижа в Марсель, а затем продолжает движение с обычной скоростью до Ниццы.
- Поезда TGV комфортабельны. Рассадка 1+2 в 1-м классе, 2+2 во 2-м классе.
- Сиденья, обращенные в одну сторону (что может не совпадать с направлением движения), имеют больше всего места для ног. Другие места расположены напротив друг друга со столиком посредине.
- Некоторые TGV имеют два уровня, с которых открывается прекрасный вид с верхнего этажа.
- Все билеты TGV включают бронирование мест
- В большинстве TGV есть кафе и комната для пеленания. Все поезда оборудованы туалетами.
- В большинстве TGV есть розетки на каждом сиденье, и в настоящее время многие из них оборудованы бесплатным Wi-Fi.
- Обычно тамбуры TGV очень маленькие. Оставить коляску в проходе не реально, ее нужно складывать и убирать на места для чемоданов (есть в каждом вагоне).
Ouigo
- Версия SNCF бюджетной авиакомпании без излишеств
- Использует специальные поезда TGV без 1-го класса; у некоторых сиденья более тесные, чем у обычного TGV 2-го класса.
- Тарифы от 10 евро при покупке заранее; билет включает бронирование места.
- Схему рассадки в поезде oui.sncf и подробную информацию можно найти здесь.
- Билеты не подлежат возврату, но их можно обменять на другой поезд Ouigo за отдельную плату.
- Поезда не отправляются из центра Парижа, вместо этого они используют пригородные станции, до которых можно добраться на RER.
- Обслуживает 19 городов, включая Страсбург, Лион, Марсель и Бордо.
Intercités
- Обычные поезда дальнего следования, используемые на маршрутах без TGV, таких как Париж – Лимож.
- Эти поезда предназначены только для бронирования; нельзя просто заходить и выходить.
- Поезда бывают 1-го и 2-го класса. Некоторые места расположены в классических купе.
TER
- Местные региональные поезда по Франции, управляемые на уровне каждого региона страны.
- Каждый французский регион определяет уровень обслуживания, поэтому некоторые линии могут ходить часто, а другие ходят только один или два поезда в день.
- Расписание региональных поездов не всегда оптимизировано под скоростные TGV и Intercités.
- Поезда варьируются от современных, комфортабельных двухуровневых (например, из Парижа в Руан) до старых и грязных (например, многие из тех, что ходят по Лазурному берегу от Марселя до Канн, Ниццы и далее).
- Тарифы фиксированные, места не бронируются (можно садиться на любое свободное место)
- Могут быть использованы с туристическими билетами по стране, типа InterRail.
RER
- Пригородные поезда в Париже и его окрестностях
- Раньше можно было добраться из одного конца Парижа в другой гораздо быстрее, чем на метро.
- Обслуживает пригороды, а также аэропорты и популярные направления, такие как Диснейленд в Париже и Версаль.
Схема маршрутов поездов по Франции
Схема маршрутов скоростных поездов TGV по Франции и Европе (по состоянию на 2022 год):
Схема маршрутов всех поездов по Франции (Поезда TER, INTERCITÉS и вся железнодорожная сеть SNCF):
Что полезно знать про поезда во Франции?
- Нет регистрируемого багажа. Вы можете взять с собой столько, сколько сможете втиснуть над сиденьем или под ним, или на стеллажах в конце некоторых вагонов поезда. Это может быть проблемой в поездах регионального экспресс-метро между Парижем и аэропортами Шарль-де-Голль и Орли, в которых мало места для сумок и может быть тесно.
- Почти все поезда оснащены кондиционерами. Но все равно в поездах может быть довольно душно.
- SNCF прекратила почти все ночные поезда, а оставшиеся несколько скоро тоже отменят.
- Поезда TGV из Парижа в Швейцарию продаются как TGV Lyria; другие международные поезда TGV в Германию, Италию и Испанию не имеют специальной маркировки. Быстрые поезда типа TGV в Бельгию и за ее пределы обслуживаются Thalys, а Eurostar управляет знаменитыми поездами в Лондон.
Стоимость билетов на поезда по Франции
Стоимость билетов варьируется больше в зависимости от времени и дня отправления, нежели от типа поезда. Цены могут отличаться не просто сильно, а очень сильно. Например, от 30 евро до 150, при средней стандартной цене около 110 евро. Тут уж как повезет. Если хочется сэкономить: нужно старательно выбирать время поездки. Скорее всего с дешевыми билетами выезд будет часов так в 6 утра, или приезд за полночь.
Следите также за акциями: периодически бывают лимитированные предложения, когда, например, из Кольмара в Париж можно добраться буквально за 20 евро на скоростном TGV, то есть раза так в 3 — 4 дешевле обычных билетов. Причем выбор времени отправления достаточно большой. Такие билеты, конечно, раскупают первыми, причем сначала именно самые дешевые. Как-то мы добирались в Париж поездом 1-го класса, билеты на который оказались дешевле 2-го класса: именно потому, что остались «акционные» билеты на 1 класс, а во втором классе их уже все раскупили и остались только обычные.
Дети до 4 лет, путешествующие у вас на коленях, ездят бесплатно даже в дорогом TGV. В случае, если им берется место, то для малышей тариф 15 € на TGV поездах внезависимости от дальности поездки. Дети 4 — 11 лет имеют льготный тариф. Подробнее:
Как сэкономить на поездах по Франции
Единственный способ сэкономить максимально на билетах на поезда по Франции — это покупать билеты заранее по специальным акциям. Экономия может быть очень, очень значительная. Например, скоростной TGV в Париж издалека может по акции стоить 30 — 35€, когда обычный билет на тот же поезд обошелся бы в 100 — 150 €!
Чтобы не пропустить акции, либо регулярно заходите на официальный сайт французских железных дорог (www.sncf.com), либо подпишитесь на их рассылку. Как правило, акции бывают весной, на Пасху, а также под Новый год.
Постарайтесь немного поиграть с датами. Например, если выезжать куда-то далеко ровно в первый выходной день каникул / затяжных праздников, то стоимость может быть очень высокой. А если сдвинуть дату поездки на пару дней, то цена может упасть в несколько раз!
Вы также можете купить проездной InterRail One Country Pass — France — который дает право неограниченно передвигаться на поездах по Франции в определенное количество дней. Но! Имейте ввиду, что эти билеты не действуют на скоростные поезда TGV, только на региональные TER!!! Это объясняется тем, что все билеты на поезда TGV продаются с местом и стоят часто дороже. А вот в региональных поездах можно ездить и с проездными.
Расписание поездов
Расписание поездов можно посмотреть на официальном ж/д сайте Франции: www.sncf.com. Причем расписание, как правило, составляется по-разному для будних дней, для субботы и для воскресенья. Причем в будни больше утренних поездов, а в воскресенье — вечерних (и они позже). В обеденное время может быть меньше поездов, чем в остальное время дня.
Также расписание может отличаться для периода каникул или учебы в школе. Так что желательно смотреть расписание именно на нужный вам день, так как даже в соседний день все может быть совсем по-другому.
Билеты на поезда
Там же можно купить / зарезервировать билет. И, как и во всем мире, любой ж/д билет можно купить в ж/д кассе. Во Франции даже в любой из них на любой поезд по стране.
Купленный билет могут предлагать забрать в кассе / билетном автомате, иногда — достаточно распечатать электронную версию билета.
Места в региональных поездах, как правило, без номера. То есть, вы покупаете просто билет на поезд (примерно как на автобусе — без места). НО! В поездах TGV обычно надо места бронировать, то есть билет покупается в конкретный вагон и на конкретное место.
Вагоны бывают 1 и 2 класса. Соответственно различается цена. Проезд с билетов 2 класса в вагоне 1 класса считается безбилетным проездом.
Дети имеют право на льготный тариф, причем скидка определяется в зависимости от направления и дальности маршрута, здесь нет упрощенного 50% тарифа для детей. Дети до 4 лет могут ездить бесплатно на коленях родителей. Если малышу нужно отдельное место, то также необходимо покупать билет, указывая возраст ребенка. Например, мы ездили в Париж, бронируя место в вагоне TGV поезда для ребенка до года за 15 евро (в 2022 году), причем эти 15 евро не сильно зависили от дальности поездки (Цюрих — Париж и Париж — Базель — мы платили одинаково 15 евро за ребенка). Для региональных поездов TER тариф для ребенка до года устанавливается отдельно, в зависимости от маршрута.
Для проезда на региональных поездах во Франции бумажный билет нужно компостировать в автомате перед посадкой на поезд. Такие автоматы желтого цвета стоят на платформах (фото ниже). Не прокомпостированный билет считается не действительным. Для скоростных TGV или в региональных поездах TER, где прописано время отправления и место, компостировать билет не нужно. Например, если вы купили билет онлайн и он у вас отображается в электронном виде: достаточно показать контролеру билет и документы, удостоверяющие личность.
Если у вас туристический проездной по Франции
Если вы путешествуете по Франции с проездным билетом на поезд, обязательно проверьте, требует ли ваш поезд резервирования места. Все поезда TGV и поезда дальнего следования Intercité требуют резервирования места, даже если вы используете железнодорожный проездной для оплаты проезда.
Забронируйте место онлайн на сайте oui.sncf.com в 1-м или 2-м классе. Выберите нужный поезд и измените опцию «Нет дисконтной карты» на «Pass Interrail — Global Pass», которая работает как для проездных Eurail, так и для проездных InterRail. После этого вам будет разрешено выбрать класс обслуживания и место в салоне. В тарифе должно быть указано 5–18 евро. Купите бронирование, как обычный билет, и используйте его вместе со своим абонементом на поезд.
Обратите внимание, что для бронирования мест в некоторых международных поездах TGV (например, Lyria в Швейцарию) может потребоваться использовать сайт raileurope.com, что может включать дополнительную плату. Сначала попробуйте oui.sncf.com/oui, и если вы не получите тариф в размере 5-18 евро, то поменяйте сайты.
Как и когда можно купить билеты на поезд SNCF?
Билеты с резервацией места на поезд оцениваются как для авиаперелетов: чем раньше вы покупаете, тем дешевле место. Продажа билетов обычно открывается за 92 дня до рейса. Тарифы предварительной покупки могут быть на 75% меньше, чем билет по полной стоимости, проданный в день поездки.
Билеты на забронированные поезда включают резервирование места и действительны только для определенного места в конкретном поезде.
Билеты на зарезервированные поезда бывают трех видов:
- Pro (также известный как Flexi) — полная стоимость проезда и действует только для определенного поезда, но может быть изменен или возвращен без комиссии.
- Loisir (также известный как Leisure) — тарифы со скидкой, которые можно изменить на другой поезд за переменную плату.
- Prems (также известный как Book Early) — дешевые билеты, которые нельзя поменять или вернуть.
Пригородные поезда и поезда ближнего следования без резервирования (например, TER и RER) имеют фиксированные цены, поэтому нет необходимости покупать билет заранее, чтобы сэкономить деньги. Вы можете подождать, пока не окажетесь на станции, и купить билет прямо перед выездом.
Детские тарифы (для детей в возрасте от 4 до 11 лет) позволяют сэкономить около 20% от самого дешевого тарифа в каждом классе.
Дети до 4 лет путешествуют бесплатно, если они на коленях у взрослого. В случае поездки на TGV даже на младенцев нужно оформлять билет. Если ребенок путешествует с местом, а не на коленях, то, как правило, доплата составляет 15 € независимо от длины маршрута (на TGV и Intercités, не на региональных TER).
Покупка билетов на поезд во Франции
На всех станциях SNCF есть билетные автоматы, принимающие наличные и кредитные карты. Однако не используйте их для покупки дешевых билетов заранее, они лучше всего подходят для продаж в тот же день. Билетные кассы есть только на более крупных станциях, и часы работы могут быть непостоянными.
Бумажные билеты (кроме тех, которые вы распечатываете дома, но включая билеты, купленные в автоматах по продаже билетов и в витринах на станциях) необходимо прокомпостировать (compostez) с помощью желтых машин для проверки на платформах поездов перед посадкой.
Если вы купили билет онлайн и вам нужно получить его в автомате на вокзале, обязательно возьмите с собой кредитную карту, которую вы использовали, так как иногда это требуется.
Удобство поездов
Комфорт в поездке может быть решающим фактором в пользу того или иного вида транспорта. Поезда во Франции могут сильно отличаться по уровню комфорта, но в целом быть на хорошем европейском уровне. Скоростные TGV очень удобные: здесь есть туалеты, сервис по обслуживанию едой, розетки у сидений. Многие сиденья сделаны не в одну сторону, а друг напротив друга, так что вы сможете сидеть семьей все вместе. Вагоны 1-го класса еще более комфортные, с более удобными креслами. В поезде есть свой Wi-Fi. В скоростных поездах TGV в одном из вагонов будет оборудован ресторан
Региональные поезда TER… Их состояние зависит от региона / маршрута. Есть получше, есть похуже, но в целом ничего ужасного нет, все достойно. Пожалуй, единственно мне не понравились поезда по Лазурному берегу — довольно изношенные, исписанные граффити местами, во всем поезде только один работающий туалет, страшно загаженный, с застревающим замком (в туалете застрял мужчина и пришлось ему стучаться и просить помощи пассажиров, чтобы те нашли кого-то ответственного в поезде, кто бы смог открыть дверь туалета). Это был единственный случай такого ужаса, но то, что это произошло именно на роскошном Лазурном берегу, особенно поражает. Но, например, TER из Парижа в Руан оказался даже приятнее и как-то просторнее, чем скоростной TGV в Париж.
С детьми:
В скоростных поездах TGV есть даже вагон с пеленальным столиком (эта инмформация высвечивается на информационных экранах). В региональных TER, которые также могут быть весьма комфортными, двухэтажными, оборудованными туалетами, пеленальных столиков замечено не было, нам пришлось переодевать ребенка в тамбуре, уложив его на коляску. Но тут хотя бы был тамбур: в TGV настолько узкие проходы, а тамбур практически отстутствовал, что оставить коляску не сложенной было совершенно не возможно. Даже если оставалось место на саму коляску, то из-за постоянного потока людей в вагон-ресторан пришлось коляску сложить и усыплять ребенка в рюкзачке стоя…
В целом поезда могут быть комфортнее автобусов за счет большего пространства и места лично для вас и большей скорости передвижения. Из минусов: большинство вокзалов Франции НЕ оборудованы лифтами или эскалаторами, вас ждут обычные лестницы, по которым придется самому тащить чемодан / коляску вверх и вниз с платформы. Ну так себе удовольствие.
Пунктуальность:
Что касается пунктуальности, то в целом французские поезда ходят довольно точно по расписанию, если только не случается забастовок. Так мы как-то застряли у Версаля в день вылета в аэропорт, так как там стали массово отменять поезда, а все объявления об этом зачитывались на французском, который мы, конечно, не знали. Типично французская забота о туристах, да…
Но в остальные наши поездки отправления поездов, тем более TGV, были с точностью до минуты. Хотя сам поезд мог подъехать всего за 5 минут до отправления, что создавало хаос из спешащих людей, пытавшихся протискиваться по узким лестницам с чемоданами. Но в целом все успевали, даже не смотря на багаж и маленьких детей.
В общем, высокоскоростные TGV — это комфортно, быстро, точно и дорого (но бывают акции, и тогда это совсем не дорого!). Региональные TER — среднеевропейский уровень, ездить не страшно, но сильно зависит от направления. От уровня комфорта даже лучше TGV (например, по маршруту Париж — Руан были очень удобные современные поезда), до стареньких замшелых, изрисованных граффити поездов со сломанными туалетами.
Время в пути на поезде из Парижа
Примерное время в пути из Парижа до других городов Франции:
Париж – Барселона: TGV* – 6,5 часов
Париж – Бордо: TGV – 2¼ часа
Париж – Франкфурт, Германия: TGV* – 3¾ часа
Париж – Женева, Швейцария TGV* – 3¼ часа
Париж – Лион: TGV – 2 часа
Париж – Марсель: TGV – 3,5 часа
Париж – Ницца: TGV* – 5¾ часов
Париж – Орлеан: Intercité – 1¼ часа
Париж – Сен-Мало: TGV* – 2¼ часа
Париж – Страсбург: TGV – 1¾ часа
Париж – Тулуза: TGV* – 4¼ часа
Париж – Версаль: RER – 40 минут
*Поезда TGV, часть пути которых курсируют по обычным путям.
Схемы маршрутов поездов по Франции
Скоростные поезда TGV по Франции: