Укрепления Авиньона, ворота Авиньона

Авиньон — один из немногих французских городов, в котором сохранились все старые укрепления. Они являются отражением насыщенной истории города.

Со времен поздней античности здесь было построено несколько укреплений, самые последние из которых относятся ко второй половине четырнадцатого века и были возведены по приказу Папы Иннокентия VI.

Исторический центр Авиньона, состоящий из Папского дворца, епископского комплекса и моста Сен-Бенезе, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Крепостные валы Авиньона также были классифицированы Министерством культуры как исторические памятники в 1906, 1914, 1915, 1933 и 1937 годах.

Avignon - Достопримечательности Авиньона - Avignon walls - Укрепления Авиньона, Ворота Авиньона

Стендаль восхищался укреплениями Авиньона:

«Эти красивые стены сложены из квадратных камней, великолепно соединенных; бойницы поддерживаются рядом небольших консолей с очаровательным профилем; слоты идеально регулярны. Эти стены окружены квадратными башнями, расположенными на равных расстояниях, дающих самый красивый эффект. Ходим по их толщине; красивый вид. Время придало этим камням такую ровность, такую хорошую соединенность, с их таким прекрасным блеском, равномерного оттенка сухих листьев, который еще больше усиливает их красоту».

Эжен Виолле-ле-Дюк считал валы Авиньона «самыми красивыми из всех, что есть на нынешней земле Франции».

 

История укреплений Авиньона

Греческий Эмпорион

Простая греческая империя, основанная фокейцами Марселя около 539 г. до н.э. В течение 4 века до н.э. массалиоты начали подписывать союзные договоры с некоторыми городами в долине Роны, включая Авиньон и Кавайон. Спустя столетие Авиньон становится частью «региона массалиотов» или «страны массалии» . Укрепленный на скале, город позже стал и долгое время оставался столицей Кавареса.

Первые укрепления Авиньона

Первые укрепления Avenio были построены во время римской колонизации в I веке. Хотя их раположение остается не известным точно, Сильвен Ганьер определил возможный периметр. Он ограничен улицами rues Petite-Reille, des Grottes, Racine и Bouquerie на западе, улицами Collège-d’Annecy, des Études и Crucifix на юге, улицами Four-de-la-Terre, Chapeau-Rouge, de l’Oriflamme и Sorguette на востоке, а на севере он был связан с парком Rocher des Doms по rue de la Forêt и часовне Черных кающихся. Это разграничение было принято и подхвачено историками, поскольку эта прямоугольная планировка относится к обычному типу римских укреплений.

Римская стена (красная) и первый средневековый вал (синий):

 

Укрепление Авиньона  XII и XIII веков

Заметное развитие фортификационных сооружений относится к XII веку. Новые укрепления Авиньона были построены вокруг города для защиты с двойной оградой с рвами, которая соответствовала планировке римских валов.

Во время альбигойской войны город, перешедший на сторону Раймона VII Тулузского, графа Тулузы, был осажден и взят королем Франции Людовиком VIII 9 сентября 12265 года. Король приказал снести большинство стены и засыпать рвы с запретом на восстановление на пять лет.

Между 1234 и 1237 годами жители Авиньона построили новый вал, расположенный в 30-40 метрах от руин предыдущего. Его планировка идеально сочетается с улицами Trois Colombes, Campane, Philonarde, Lices, Henri Fabre, Joseph Vernet и Grande Fusterie. Окончательно он был завершен в 1248 году.

Ворота Bienson, Peint и Imbert Vieu, Matheron и rue des Lices сохранили топонимы, напоминающие их расположение. На углу улиц  rue Joseph Vernet и Saint-Charles все еще можно увидеть фрагмент этого средневекового вала.

 

Укрепление Авиньона  XIV века

С установлением пап в Авиньоне город разросся, и за его стенами появились пригороды. Климент VI согласился с тем, что новый Папский дворец, кардинальские ливреи (здания, где размещались кардиналы со свитой), аббатства, монастыри и религиозные сооружения в Авиньоне нуждаются в эффективной защите. В 1349 году папа поручил Хуану Фернандесу де Эредиа построить крепостной вал. Чтобы финансировать их, жители Авиньона облагались налогом: в дополнение к налогом на соль и вино, они должны были дополнительно платить флорин за душу населения. Члены курии были разосланы по четырем углам Европы в поисках финансирования. Самой успешной была миссия Филиппа де Кабассоля, епископа Кавайона, который, благодаря рекомендациям Карла IV Люксембургского принцам Священной Империи, принес джекпот из «Аллемании».

Папе Иннокентию VI, которому пришлось столкнуться с угрозой крупных компаний на юге королевства, особенно в Лангедоке, мы обязаны продолжением укрепления Авиньона в 1355 году. Как и в 1359 году, работа не была закончена, Папа приказал отремонтировать старые валы, чтобы сформировать вторую оборонительную линию.

В то время новые валы высотой 8 метров были окружены рвом глубиной около 4 метров, питаемым водами Сорга и Дюрансоль. Во время обустройства периметра валов этот ров был засыпан. Поэтому сегодня остается видимой только их верхняя часть. Они открывались семью воротами, которые были защищены башнями и доступны только по подъемному мосту. Стены были укреплены 35 большими башнями и 50 меньшими башнями.

Как было принято в средние века, папы созывали корпорации каменотесов, организованные группами от 50 до 100 товарищей. Именно они выгравировали знаки, которые до сих пор видны местами на верхней части крепостных валов, нижние камни были слишком размыты за столетия в результате наводнений. Они позволяли каждому портному, сделавшему гравировку, публиковать результаты своей работы для получения вознаграждения.

Было найдено около 450 различных вариантов написания. Их размеры 7×7 сантиметров при глубине от 5 до 6 мм. Братья Мэр были первыми, кто объяснил, что эти знаки не были ни секретным алфавитом, ни кодом, связанным с масонским герметизмом, а только подписями. В дополнение к буквам алфавита A, H K, M, O, R, V и Y есть стилизованные профессиональные инструменты, такие как циркуль, квадрат, кирка, лопата, весы и несколько молотков.

Avignon - Достопримечательности Авиньона - Avignon walls - Укрепления Авиньона, Ворота Авиньона - wall

 

Нынешние укрепления Авиньона

Нынешние валы были построены для защиты папского города от заезжих бандитов и больших рот, которые во время каждого перемирия во время Столетней войны спускались по долине Роны, чтобы останавливаться поблизости папской резиденции.

В 15 веке, во время посольства Жюльена де ла Ровера, между 1479 и 1488 годами они были отреставрированы. Будущий Юлий II перестроил стены, обрушившиеся во время наводнения 1471 года, со стороны Доминиканского монастыря и восстановил части между воротами Сен-Лазар и Лимбер. В шестнадцатом веке они оказались вооруженными пушками для артиллерийского огня. Два столетия спустя все ворота, выходящие на Рону, были перестроены.

File:Avignon dessin de A. Rouargue, gravure E. Rouargue. 1845..jpg

Прежде всего им пришлось противостоять давлению воды в периоды наводнения Роны. Кроме того, между 1860 и 1869 годами была проведена важная кампания работ, благодаря сотрудничеству администрации Ponts et Chaussées и администрации Исторических памятников: первые увеличили удвоение внутренней части укреплений толстой контрстеной, служащей опорой, в то время как вторые под руководством Эжена Виолле-ле-Дюк реставрировали двери, стены и зубцы, в основном на южном фасаде.

Современная структура стен, простирающаяся на 4330 метров, датируется XIV и XV веками. Башни, открытые со стороны города, все квадратные, кроме трех, обращенных к Роне, которые имеют форму полукруга. Только одна башня полигональная. Расположенная у подножия Роше-де-Дом, она был построена в конце XV века папским мастером-строителем Антуаном Картероном. Он также отвечал за строительство propugnaculum (бульвара) перед воротами Сен-Лазар и возведение замка, который Григорий XI поставил у входа на мост Сен-Бенезе.

Avignon - Достопримечательности Авиньона - Avignon walls - Укрепления Авиньона, Ворота Авиньона - Boulevard Saint Michel

 

Ворота Авиньона

Крепостные стены снабжены шестнадцатью воротами, некоторые из которых оригинальные, другие расширены или пробиты недавно. Вот ворота, перечисленые с юго-западного угла и в направлении прямого вращения:

Porte Saint-Roch

Ворота Сен-Рош расположены на юго-западе города, выходя на бульвар Сен-Доминик. Они были перестроены в 1865 году по плану Виолле-ле-Дюка.

Старыми названиями Порт-Сен-Рош были Ворота чудес (portail des Miracles), porte de Champsfleury  (16 век), затем porte de Bouches-du-Rhône в 1792 году.

Avignon - Достопримечательности Авиньона - Avignon walls - Укрепления Авиньона, Ворота Авиньона - Porte St-Roch

 

Porte Saint-Charles

Ворота Сен-Шарль или ворота святого Карла. Этот пролом в крепостных валах был открыт в 1902 году в конце улицы Сен-Шарль (rue intra muros), ведущей к бульвару Сен-Рош.

 

Porte de la République

Ворота Республики. Они расположены в продолжении улицы cours Jean Jaurès  и rue de la République напротив вокзала Авиньон-Центр. Эти ворота Авиньона проломили в стене в 1855 году, а в 1863 году Виолле-ле-Дюк переделал их в неоготическом стиле.

Старыми названиями Porte de la République были Brèche du Chemin de Fer с момента их создания в 1858 году, затем Porte Napoléon до 1870 года.

 

Porte Saint-Michel

Ворота Сен-Мишель расположены на юге Авиньона и к западу от Порт-Лимбер. Они были восстановлены дважды: в 1868-1869 годах и после бомбардировок 1944 года.

Эти ворота Авиньона раньше носили названия portail Saint-Antoine, затем porte de la Liberté  в 1792 году.

 

Porte Magnanen

Этот проем в стене сделали в 1902 году  благодаря мэру Гастону Пуркери де Буассерину:

File:Portail Magnanen.jpg

 

Porte Limbert

Нынешние ворота Лимбер в Авиньоне — это просто проем в стене на уровне «portail Imbert Neuf», на юго-востоке города, после разрушения ворот в 1896 году. Они открывают доступ к rue Guillaume-Puy.

Эти ворота Авиньона назывались раньше portail Imbert neuf, затем Porte des Marseillais в 1792 году.

Так выглядели ворота Лимбер до их сноса:

 

Porte Thiers

Это довольно современный проем в стене, который носит название не менее современной улицы, на которой и находится выход. Он расположен на юго-востоке города.

Avignon - Достопримечательности Авиньона - Avignon walls - Укрепления Авиньона, Ворота Авиньона - Rue Thiers

 

Частные двери

Две небольшие двери, пробитые в стене в наше время, открывают доступ: одна в частный кондоминиум, а другая в Авиньонский университет, занимающий бывшую больницу Сент-Марта. Это единственные две двери с решетками, которые можно закрыть.

 

Porte Saint-Lazare

Ворота Сен-Лазар —  главный вход в Авиньон в 14 веке. Они расположены к востоку от города, на северо-востоке и недалеко от бывшей больницы Бернара де Раскаса (нынешний университет). Они выходят внутрь на rue de la Carreterie.

Виолле-ле-Дюк описал их следующим образом:

«Ворота Сен-Лазар в Авиньоне уже отличается простотой своей конструкции. Здесь мы больше не видим скопления препятствий, сложное расположение которых часто смущало защитников. Ворота Авиньона, правда, не очень крепкие, но у них есть характер, который соответствует стенам большого города. Ворота Сен-Лазар с его бульваром или внешним барбаканом эффективно защищал отряд войск, желающих попытаться выйти или вынужденных отступить. Пятьсот человек можно было легко скопить на бульваре, эспланаде, их выход был защищен флангом, обеспечиваемым башнями; и если бы они были отбиты, они нашли в этих стенах надежное убежище, без беспорядка поспешного отступления, способного поставить под угрозу главную защиту, ворота в укреплениях (…) Ворота Сен-Лазар в Авиньоне были разрушен или, по крайней мере, сильно повреждены грозным наводнением Дюранса в 1358 году. Они был восстановлены при Урбане V около 1364 года, со всеми частями валов, которые простираются от этих ворот до Роше-де-Домс, одним из архитекторов Папского дворца Пьер Обрери, если верить традиции.»

В конце 1890-х годов под руководством Анри Ревуа рядом с воротами был пробит новый проход, перекрытый трехточечной аркой.

Эти ворота Авиньона раньше назывались Королевские ворота (porte Royale ) до 1791 г, Национальные ворота (porte Nationale) до 1792 г. и Ворота Республики (porte de la République.)

 

Porte Saint-Joseph

Ворота св. Иосифа — это современный проем, пробитый не в валу, как другие, а в основании башни. Он расположен между воротами Порт-Сен-Лазар и Порт-де-ла-Линь.

 

Porte de la Ligne

Ворота де-ла-Линь расположены к северо-востоку от города, напротив Роны и ‘île de la Barthelasse. Изначально это были единственные ворота в укреплениях, которые не поднимались в конце улицы. В 1757 году их переместили на сотню метров напротив Grenier à Sel и перестроили по плану Жана-Пьера Франка (сына архитектора Жана-Батиста Франка).

Эти ворота Авиньона раньше носили названия porte Aurose (14 век),  porte de la Lègne или du Bois (15 век) и porte d’Orange (1792 г.).

 

Porte du Rocher

«Ворота скалы» возвышаются над башней крепостного вала Улле. Последние из ворот Авиньона, они был пробиты под скалой Домс в 1974 году. Задний проход, позволяющий проходить пешеходам, пробит у подножия крепостной башни.

 

Porte du Rhône

Ворота Роны находятся к северу от города, недалеко от моста Сен-Бенезе, напротив Роны и Иль-де-ла-Бартеласс.

Первоначально построенные в XIV веке одновременно с остальными валами, они были снесены в 1760 году, а позже восстановлены Жан-Пьером Франком в 1761 году.

Эти ворота Авиньона раньше назывались Porte Aiguière, а затем, в 1792 году, их переименовали в Porte du Gard.

File:Porte du Rhône.JPG

 

Porte de l’Oulle

Эти ворота Авиньона расположены к северо-западу от города, напротив Роны и Иль-де-ла-Бартеласс, и выходят на rue Folco de Baroncelli.

Построенные в четырнадцатом веке, они были перестроены на участке, немного измененном в 1786 году Жаном-Батистом Перу II, внуком Жана Перу. Они были окончательно разрушены в 1900 году под властью муниципалитета Гастон Пуркери де Буассерин. Ворота до сноса:

Раньше Porte de l’Oulle назывались Porte Saint-Jacques (14 век), Porte du Limas (15 и 16 века), Porte du Mail (17 век), Porte Pie (1784) и Porte de l’énergie. (1792). Теперь эти ворота Авиньона выглядят так:

 

Porte Saint-Dominique

Ворота святого Доминика — это современный пробой в стене, расположенный к западу от города, на выходе с улицы Виктор-Гюго, напротив Роны и острова Бартеласс.

 

 

Башни укреплений Авиньона

Иннокентий VI, вступивший в должность генерального подрядчика Хуана Фернандеса де Эредиа, капитана вооруженных сил Конта, следовал его планам с 1350 по 1364 год. Это объясняет, почему большинство башен укреплений Авиньона очень выступают за навесную стену, путь которой  проходит за ними или прерывается флангами. Кроме того, эти башни обычно открыты сверху.

В отличие от правил строительства башен, разрешенных во французских укреплениях XIII и XIV веков, квадратные башни крепостных валов Авиньона открыты со стороны города и поэтому не могли бы устоять, как только враг вошел бы город.

 

Потерны укреплений Авиньона

Потерна — это, традиционно, подземная галерея в укреплениях, предназначенная для сообщения между разными сооружениями крепости или фортами. Находящиеся в скрытых местах, они позволяли осажденным незаметно покидать город и возвращаться. В Авиньоне они по больше части расположены на берегу Роны. В некоторых случаях это не подземная галерея, а просто небольшие двери в крепостных валах.

  • Потерна Сен-Лазар расположена между воротами Сен-Лазар и воротами Сен-Жозеф, это самый восточный из потерн, на берегу Роны, в конце rue de la Banasterie. Задняя часть Банастери находится к востоку от Роше де Дом и обеспечивает доступ к набережной Ла Линь на берегу Роны.
  • Расположенная в конце  rue de Limasset, потерна Жоржа Помпиду ведет к бульвару Рон.
  • Потерна Ораторий соединяет автостоянку Allées de l’Oulle с центром города.
  • Потерна Распай (Raspail), самая западная из всех, расположена между воротами Сен-Рош и Сен-Доминик.
  • Потерна Сен-Мишель, между воротами Сен-Мишель и Порт-де-ла-Републик, соединяет пригороды на стороне Сен-Руф с административным городом.

 


 

Что посмотреть в Авиньоне: