Несмотря на сеть скоростных поездов TGV и в общем то хороший транспорт, многие самые красивые места во Франции удобнее смотреть на машине. А вот дешевле ли на машине, чем на поезде — это другой вопрос. На дальние дистанции все ж таки поезда лучше.
В некоторых регионах Франции с общественным транспортом крайне плохо. На Корсике, например, автобус между даже крупными городами может ходить раз в день. Многие деревеньки из Ассоциации самых красивых деревень Франции на общественном транспорте почти не доступны, не говоря уж о лавандовых полях Прованса, затерянных на гористом плато.
Так что если Вы не собираетесь ограничиваться крупными городами, лучше арендовать машину (ориентировочно — от 30 € в день) или приехать на своей. Необходимо только иметь ввиду местные правила дорожного движения, а также возможные статьи расхода, чтобы грамотно спланировать свое путешествие.
Полезно знать для путешествия на машине по Франции:
- Платные дороги: большая часть шоссе во Франции являются платными.
- Правила дорожного движения: ограничения скорости и др. требования.
- Штрафы: размеры штрафов за различные виды нарушений
- Парковки: основные правила парковки во Франции
- Сэкономить: как максимально экономично ездить по Франции
- Как дешевле передвигаться по Франции: машина, поезд или автобус? Что выбрать?
Когда СТОИТ ехать на машине по Франции?
- если в планах посещать маленькие деревеньки: Эльзас, Прованс, Лангедок-Русийон, Миди-Пиренеи… В ряде деревенек транспорта нет вообще (Бенак-э-Казнак, например, и подобные). В другие (Эгисхайм, например), ходит полтора автобуса в день. Во многие красивые деревни Прованса есть туристический автобус только в высокий сезон — июль и август. Два раза в день. В таких случаях машина будет незаменима — вы увидите гораздо больше и не будете терять время, не будете привязаны к редким автобусам.
- если в планах посещать природные достопримечательности: лавандовые поля Прованса (до центров можно добраться и на поезде, а дальше — пешком (но по жаре 30+?) или на велосипеде (но где его брать?), есть туристические экскурсии — но и цена там совсем другая), ущелья (панорамный маршрут по Вердонскому ущелью — это вообще хит Франции, Gorges de Galamus — летом дорога забита), знаменитые Каланки Марселя, где даже от дороги идти пешком не мало, да просто Корсика, где с транспортом прям совсем ужасно, а дорога через горы — отдельная достопримечательность (каланки Пианы, например).
- если очень плотный график поездок: тогда просто некогда ждать транспорт, который бывает не всегда и с перерывами. Для сравнения: на машине в Провансе за день реально посмотреть 4 — 5 деревенек, на автобусе — в лучшем случае и в сезон — 2.
- когда едет 4 — 5 человек — поскольку расходы на транспорт пропорциональны количеству людей, а плата за шоссе и бензин остается константой, то если людей много, поездка на машине наверняка окажется дешевле. Скорее всего с 3 человеками машина все еще будет выгоднее (хотя если с детьми, то тариф 50%, так что зависит от состава), с 2 человеками билеты по акциям на скоростные поезда TGV на длинные дистанции будут наверняка дешевле (и заметно быстрее!), регулярные поезда с фиксированными тарифами — наверняка дороже. Если брать в рассмотрение автобусы, то бывают тарифы от 1 евро — так что при почти том же времени в пути цена может оказаться в разы ниже, даже на группу в несколько человек.
Когда НЕ СТОИТ ехать на машине?
- когда цель поездки — большой город. Парковки дорогие или парковать просто негде, ездить сложно, путанно, французы любят парковаться по звуку, судя по покоцанным бамперам всех машин в Париже 🙂 А на 1 мая лучше вообще не быть в каком-нибудь Париже (или под Новый Год в эмигрантских пригородах — а то полюбили они традицию жечь машины, еще попадетесь за компанию!)
- когда цель поездки — винный туризм. С этим сложновато, конечно: многие лучшие винные деревни без своего транспорта мало доступны, но и за руль выпимши садиться как-то не очень. Можно потренировать силу воли (благо лизнуть бокал все-таки можно — 0,5 промилле алкоголя в крови позволительно, что примерно равно бутылочке пива или бокалу вина), либо найти компромисс и дегустировать вина в более транспортно-ездит поезд. В Шампани и Бордо популярна практика ночевки на винодельнях — платишь, как за отель, вечером сидишь, ужинаешь с хозяином и другими гостями, беседуешь о винах. В Шампани на таком ужине мы попробовали вида 4 шампанского. Вкусно, интересно, познавательно, аутентично, и не надо никуда ехать. Правда, до такого места пришлось добираться на машине. Альтернатива — дегустации шампанских домов вин в том же Эперне и Реймсе — а после можно спокойно отправиться спать, а не за руль.
- когда поездка совпадает с фестивалем или праздником. Даже в глухих эльзасских деревнях на период рождественского рынка может быть столько людей, что машины паркуются за пол километра, на тропах в виноградниках. А что уж говорить о больших фестивалях! В таких случаях все отели и парковки в отелях будут переполнены.
- когда едет 1 человек — почти наверняка поезд и автобус окажутся дешевле, особенно, если брать билеты заранее.
Удобно ли ездить на машине по Франции?
Мы исколесили страну вдоль и поперек, как на своей, так и на арендных машинах. В целом, везде передвижение было довольно комфортным и знаки понятные. Наиболее комфортно ездить по «деревенским» местам, например, по долине реки Дордонь, по Бретани. Главная проблема — это парковка в больших городах и проезд в высокий сезон в некоторых частях Лазурного берега, где выстраиваются бесконечные пробки. Например, проезд до Сен-Тропе — какая-то бесконечная пробка, которую невозможно избежать.
Из плюсов — довольно высокий стандарт дорог. Если в Италии можно нарваться на платное шоссе, которое уже давно нуждается в ремонте, то во Франции все платные дороги, что нам встречались — идеальны. Но не стоит ими пренебрегать. Попытка сэкономить и проехать по бесплатным дорогам может обернуться кошмаром из бесконечных круговых развязок и разгонов — торможений. В конечном итоге выгоднее не будет.
Сейчас Франция активно переходит на мобильную оплату парковок — это большой плюс в сравнении с их доисторической системой оплаты с карточками или паркоматами, которые принимали только монетки. Так что не поленитесь и скачайте парковочные приложения городов, в которых вы планируете останавливаться.
Надо быть осторожным с парковкой в крупных городах. Увы, с безопасностью тут далеко не все так прекрасно. Чем проще машина и более пустой салон — тем безопаснее. С нами инцидентов не случалось, но со знакомыми бывало, что даже на парковке отеля в Марселе машину обчистили.
Что полезно знать при поездке на машине по Франции:
- Почти все шоссе во Франции — платные. Региональные дороги обычно бесплатны. Туннели в горах (Эльзас, Французские Альпы — платные). Оплата — наличными или кредиткой.
- ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ СТОЯТ ТОГО! Хотя дорого, но в конечном итоге выйдет дешевле.
- Бесплатные дороги через населенные пункты — это бесконечные круговые развязки, на каждом перекрестке. Не везде, но очень много где.
- Есть регионы, где дорогие почти все бесплатные. Эльзас, например. Там только проезд по туннелю платный, а все шоссе от Страсбурга до Мюлуза — бесплатные.
- Региональные дороги обычно бесплатны. То есть исколесить Бретань или Нормандию можно бесплатно. Скоростные магистрали, соединяющие ключевые города страны (Париж — Лион — Авиньон — Перпиньян) — все платные.
- Во многих городах уличные парковки бесплатны по воскресеньям и праздникам, а также в обеденное время и вечером, после 19:00. Иногда парковки платные только в летний сезон (туристические деревеньки).
- Штрафы идентифицируются по номеру машины и могут быть высланы вам в вашу страну. Не оплата штрафа влечет за собой попадание в список должников и возможный запрет въезда в ЕС / шенген.
- В крупных городах Франции могут быть проблемы с безопасностью (Париж, Марсель), так что лучше не оставлять ничего ценного в машине. В деревнях в туристических регионах (Эльзас, Дордонь, Бретань) все гораздо спокойнее и безопаснее.
- Бензин на парковках вдоль шоссе обычно дороже, чем в городах.
- Аренда машины во Франции стоит обычно от 35 евро в день, если бронировать заранее и на несколько дней. На 1 день можно спокойно найти машину в пределах 50 евро. Аренда в аэропортах обычно дешевле.
Для планирования маршрутов на машине по Франции можно использовать два сайта: