Романская архитектура во Франции появилась в конце 10-го века, с развитием феодального общества и ростом и распространением монашеских орденов, особенно доминиканцев, которые построили много важных аббатств и монастырей в этои стиле. Он продолжал доминировать в религиозной архитектуре до появления французской готической архитектуры в Иль-де-Франс в период между 1140-1150 гг.
Особенности романского стиля во Франции:
Романская архитектура во Франции характеризется определенными общими чертами:
- толстые стены с небольшими окнами, округлыми арками;
- длинный неф, покрытый бочкообразными арками;
- а также использование в ингвинальной области арки, на пересечении двух арок, ствола, все они поддерживаются массивными колоннами;
- уровень трибун над галереями на первом этаже и небольшие окна над трибунами;
- ряды внешних опор, поддерживающих стены.
Церкви обычно имели купол над трансептом, поддерживаемый четырьмя смежными арками; одна или несколько больших квадратных башен и полукруглая апсида маленнькими радиальными часовнями. Художественное оформление обычно включало очень украшенные скульптурные капители на колоннах и сложный полукруглый тимпанум со скульптурами, обычно иллюстрирующими Страшный суд, расположенный над главным порталом.
Внутренняя отделка часто включала фрески, покрывающие стены, цветную плитку и ранние витражи. В конце 12 века стало появляться арочные ребра, особенно в церквях в Нормандии и Париже, что представляет собой переход к готическому стилю.
Аббатство Saint-Martin du Canigou
Романский стиль во Франции:
В начале 11 века, под влиянием появления этого стиля в северной Италии, романская архитектура распространилась на запад через южную Францию, вплоть до Каталонии и Испании, а затем на север вверх по долине реки Роны. В начале романского периода церкви следовали традиционной форме римской базилики, особенно плану византийской базилики Сан-Витале в Равенне. У них был единственный длинный неф, обычно без трансепта, который заканчивался полусферической апсидой. У церквей в романском стиле обычно была по крайней мере одна колокольня, иногда отделенная от нефа.
В более поздний романский период, в последней трети 11-го века, появились новые строительные технологии, которые позволили строить здание более высоким и широким. Два новых плана стали популярными. Первым был бенедиктинский план, использованный в аббатстве Клюни и других новых бенедиктинских монастырях. В нем было три нефа, с трансептом на пересечении и рядами небольших часовен по обеим сторонам апсиды на восточном конце.
План аббатства Клюни
Измененный план появился в новых аббатствах и церквях, предназначенных для приема паломников, идущих по пути Сантьяго де Компостела к святыням в Испании. Эти новые церкви были предназначены для размещения большого количества посетителей и включали в себя амбулаторий или дорожку, ведущую к нескольким маленьким часовням, расположенным в виде полукруга от апсиды. Амбулаторий позволил посетителям легко получить доступ к любой из часовен, не нарушая обслуживания в нефе. У них часто было несколько башен над входом и крыльями трансепта, а иногда и купол над точкой пересечения трансепта и нефа. Пример тому — Сен-Фрон де Периго, построенный по образцу базилики Святого Марка в Венеции.
Паломническая церковь. План креста с пятью куполами Сен-Фрон де Периго по образцу базилики Святого Марка в Венеции
История романского стиля во Франции:
Архитектура в романском стиле развивалась одновременно в некоторых частях Франции в 10-м веке и до более позднего влияния аббатства Клюни. Стиль, иногда называемый «Первый романский» или «Ломбардский романский», характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных декоративных арок, известных как Ломбардская группа.
Ранний романский и мериодальный стиль
Романская архитектура во Франции впервые появилась на юге Франции, особенно в провинциях, граничащих с Каталонией. Среди лучших сохранившихся примеров — церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса, построенные между 956 и 974 годами. Церкви в этом регионе следовали плану базилики с небольшим трансцептом или без него. Они были построены из массивных камней, с небольшим количеством украшений или даже без них на внутренних стенах. Колокола обычно располагались в отдельной башне, украшенной ломбардскими лентами. Монастырь Сен-Мишель-де-Кукса, построенный в 12 веке, украшен колоннами из розового мрамора и резными капителями в растительных и животных формах на колоннах.
церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса
Примерно в 1000 году архитекторы аббатств в Бургундии начали экспериментировать с различными формами сводчатых потолков, сначала в значительной степени, чтобы избежать опасности пожаров на деревянных крышах. Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Филибер де Турнус была ранним примером. Неф был закрыт поперечными цилиндрическими сводами, перпендикулярными оси нефа, поддерживаемыми рядами колонн. Вес крыши давил на колонны, а не на стены. Это означало, что стены могли быть тоньше и иметь большие окна, наполняя церковь большим количеством света.
- Аббатство Saint-Martin du Canigou
- Аббатство Saint-Michel-de-Cuxa
- Церковь Сен-Мартен, Chapaize, Ssone-et-Loire (около 1030)
Поздний романский стиль — Бенедиктинские монастыри
Религиозные ордена играли особенно важную роль в развитии романского стиля. Реорганизация католической церкви при Людовике Благочестивом (813–840) и основание первого монастыря по правилам святого Бенедикта (817) привели к важным изменениям в религиозной практике и архитектуре. Бенедиктинское аббатство Клюни, основанное в 909 году Вильгельмом I, герцогом Аквитанским, было центром возрождения религиозной деятельности. Во Франции к концу 11-го века под властью аббата Клюни насчитывалось 815 монастырских домов и более десяти тысяч монахов. Расцвет монастырей достиг вершины вершины при папе Григории VII (1073-1085).
Аббатство Клюни
Аббатство Клюни было крупнейшим и наиболее влиятельным из монастырей во Франции, как в доктрине, так и в архитектуре. Аббат Хьюго де Клюни (1049-1109) решил реконструировать и расширить оригинальное Аббатство, включая Abbatiale, или церковь Аббатства. Новый вариант Abbatiale был закончен в 1130 году. Длина новой церкви составляла 187 метров, и она была рассчитана на двести пятьдесят монахов. В здании был сделан двойной трансепт, передний неф на западе, а на востоке — шевет с проходом, в котором проходил дизамбулатур, что дало доступ к пяти радиальным часовням. Сам неф был огромен, покрыт сводчатым потолком шириной 10,85 метра и высотой 25 метров. Высота нефа имела три уровня; окна на верхних уровнях принесли свет в интерьер. Она была увенчана пятью башнями, самая большая из которых пересекала великий трансепт, две по обеим сторонам от входа в авант-неф, и две на гербе трансепта. Это было самое большое здание в христианском мире до реконструкции базилики Святого Петра в Риме в 16 веке и самым большим из когда-либо построенных романских храмов.
Аббатство Клюни было почти полностью разрушено во время и после Французской революции; камни были повторно использованы в зданиях по всему региону. Единственными оставшимися сооружениями являются две башни переднего нефа и колокольня на южном крыле большого трансепта. Только восемь процентов первоначальной структуры сохранилось до сегодняшнего дня.
Цистерцианские романские монастыри
Цистерцианский монашеский орден был создан Сен-Бернаром Клервским в 1098 году; его первым монастырем было аббатство Сито. Его основные доктрины были определены святым Бенедиктом как отделение от общества, работа ради жизненных потребностей и отказ от чего-либо ненужного для первых двух. Архитектура новых монастырей была разработана с учетом этих правил.
Монастыри строились как можно дальше от городов. Монахи жили в неукрашенных зданиях, построенных вокруг монастыря, изолированного от внешнего мира и от других частей монастыря. У монахов были отдельные кельи, каждая с тремя небольшими комнатами; «Аве Мария» для молитвы; вторая комната с письменным столом и альковом для кровати; и третья комната для мастерской. У каждого позже был свой сад. Второе здание содержало общие зоны для монахов; церковь, монастырь, клуатр или комната для собраний; кухня и столовая. Третье здание было добавлено для новообращенных, которые не были монахами, но хотели разделить монашескую жизнь.
Орден расширился до пяти монастырей во Франции: аббатство Сито, аббатство Клерво, аббатство Моримонд, аббатство Понтиньи и аббатство Ла-Ферте. Эти пять стали «Материнскими домами» для новых цистерцианских монастырей на европейском континенте и в Англии. После смерти Сен-Бернара в 1153 году стандартная церковная архитектура была изменена; полусферическое или квадратное святилище церкви было заменено шеветом с амбулаторным переходом из часовни в часовню.
- Аббатство Фонтене (основано 1118)
- Аббатство Сенанк (основано 1148) в Провансе
- Церковь аббатства Понтиньи (основана в 1114 году)
- Библиотека аббатства Сито (основана в 1098 году)
- Руины аббатства Моримонд (основан в 1115 году)
- Аббатство Ле Тороне в Провансе (1176-1200)
- Аббатство Клерво в Шампани
Паломнические церкви в романском стиле
Во второй период романской эпохи, начиная с последней трети 11-го века, многие романские церкви во Франции были построены вдоль маршрутов паломничества, которые проходили в Сантьяго-де-Компостела в Испании, где были выставлены известные реликвии Святого Иакова Великого. С падением Иерусалима под исламским правлением маршрут в Сантьяго-де-Компостела стал одним из двух самых важных маршрутов паломничества в Европе, помимо паломничества к могиле Святого Петра в Риме. Церкви вдоль маршрута, включая Сен-Фуа-де-Конк, были спроектированы, чтобы обеспечить место для большого количества молящихся. В больших паломнических церквях проходил деамбулатуар или проход в колоннах вокруг хора, обеспечивающий доступ к ряду маленьких часовен. Другой более заметной церковью на этом маршруте было аббатство Сен-Нектер в Пюи-де-Дом, начатое в 1080 году.
Еще одной особенностью поздних романских церквей была большая высота. У этих церквей была трибуна или галерея на уровне выше первого этажа, где верующие могли смотреть вниз в неф. Трибуна обеспечила большую устойчивость и поддержку для высокой крыши. В Оверни церкви добавили еще один уровень; над галереей был еще один уровень сводчатых трибун. Эти церкви имели большую высоту, но мало света проникало в неф. В других регионах, таких как Пуату, трибуны и аркады были заменены высокими окнами, освещающими свет прямо в нефе.
- Аббатство Vezelay в Бургундии (1104-1132)
- Базилика Сен-Сернин, Тулуза
- Собор Сен-Фрон в Периге
- Église Notre-Dame la Grande, Пуатье
- Бывшая Abbatiale Святого Нектара в Пюи-де-Дом, Овернь (начало 1080)
Архитектура в романском стиле
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Романские своды
Основными постройками в романский период становятся церкви и замки в виде крепости. Центральным элементом архитектурного ансамбля становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки простых геометрических форм — в виде кубов, призм, цилиндров. В основе плана романских церквей лежит форма раннехристианской базилики: с продольной организацией пространства. В крупнейших соборах кессонные (кассетные) потолки заменяются каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны. Главным мотивом интерьера становятся полукруглые арки.
Типичные своды в романских церквях:
Если у греков, даже по развалинам архитектурных памятников, можно точно определить расчеты проекта, то в романскую эпоху исполнение стало довольно грубым. В Древней Греции камень подгонялся насухо, а в средние века его стали класть на раствор — толщину которого нельзя было измерить. Ровно как и использование камня без обтески.
Окна в романской архитектуре не имели застекления, поэтому делались маленькими (чтоб не сильно выпускать тепло) и высоко (чтоб поменьше сквозило). Дополняли окна решетки, иногда и из камня, а также ставни с прорезями.
Двери делались всегда полукруглой формы, даже в постройках школы Клюни, где любили стрельчатые арки. Колонны в романскую эпохуне имеют утончения к вершине, нет также и выпуклого профиля, как у античных колонн. Колонны имеют строго цилиндрическую форму. Поддержание стиля одредов и классических пропорций становится более свободным, единственный ордер, которому подражали — это коринфский.
Колонны и пилястры в романской архитектуре:
Декор в романской архитектуре
Развитие скульптуры в романской Франции было тесно связано с архитектурой. Самые ранние скульптурные украшения на алтарах и внутренних поверхностях церквей, на перемычках, над дверными проемами и особенно на капителях колонн, которые обычно украшались изображениями библейских фигур и реальных или мифических животных. Большая часть работы была почти плоской с небольшой попыткой реализма.
Скульптурные группы в романской архитектуре
Некоторые из самых ранних романских скульптур во Франции найдены в аббатстве Сен-Жени-де-Фонтен (1019-1020) в восточных Пиренеях. Перемычка над дверным проемом изображает Христа на троне, в раме, поддерживаемой двумя ангелами, и в окружении апостолов. Формы апостолов определяются формами арок, в которые они втиснуты.
В более поздний романский период скульптура часто использовалась в самых важных точках, таких как фасады, чтобы подчеркнуть линии структуры. Здесь часто используются геометрические узоры (круги, квадраты, треугольники). Пространства были переполнены фигурами, которые часто искажались, и казалось, что они танцуют. Скульптура была наиболее богатой на капителях колонн и на порталах, где она служила для представления очень сложных и расширенных библейских историй. Скульпторы также изображали большое количество животных, как реальных, так и воображаемых, в том числе химер, сирен, львов и разнообразных монстров. Воображение обычно преобладало над реализмом.
Декор собора в Отёне, Бургундия
Некоторые из наиболее замечательных скульптур найдены на тимпане и столицах колонн монастыря Муассакского аббатства в Moissac, Тарне и Гаронне, а также на колоннах церкви аббатства Сен-Мари в Суйяке; и в аббатстве Сен-Филибер в Бургундии.
Еще одна замечательная группа романской скульптуры найдена в убранстве базилики Сен-Сернин, в Тулузе, датируемой концом 11 и началом 12 века. Фигуры гораздо более реалистичны и умело используют тени и свет, чтобы выделить детали. Одним из самых замечательных произведений является алтарный стол, подписанный его скульптором Бернардом Гельдвинусом. Он также сделал семь скульптурных рельефов, найденных в амбулатории собора.
Приближение к реализму
В середине и конце 12 века скульптурное убранство стало намного более реалистичным, детализированным и точно вылепленным. Примечательными примерами являются фасад западного портала церкви Св. Трофима в Арле, конца 12 века, украшенный статными фигурами апостолов, и капители двойных колонн в монастыре, каждая из которых отличается друг от друга, иллюстрируя персонажей из Библии.
Церковь св. Трофима в Арле
Скульптура в Арле демонстрирует, в какой степени романский стиль стал международным. На левой стороне западного портала церкви Св. Трофима в Арле (конец 12-го века) изображен Апокалипсис по Иоанну. Использование скульптурных львиных голов для поддержки пилястр заимствовано из Италии, а ряд рисунков на капителях в монастыре, иллюстрирующих Трех Королей и бегство из Египта, были сделаны Бенедетто Антелами, одним из мастеров романского стиля, скульптора из Италии.
Аббаство Везле
Аббатство Vézelay также известно своим богатым и сложным тимпаном, защищенным в большом подъезде церкви. Его тема — Пятидесятница, библейские истории и то, как весть о Христе распространялась среди разных народов мира, а также изображения мифических существ, которые, как полагали, жили на краях мира. Это было сделано в 12 веке, когда Везелай считался важным интеллектуальным центром. под одним из его Настоятелей, Пётр Преподобный. Еще одним известным тимпаном является церковь аббатства Сент-Фой в Конк, где в ярких сценах из Страшного Суда изображено около ста персонажей.
аббатство Сен-Жени-де-Фонтен (1019-1020)
Значение романской скульптуры
Романские скульптуры часто довольно выразительны, хотя и далеки от реальности. Основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, поэтому скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.
Аббатство Saint-Martin du Canigou
Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.
Фрески в романской архитектуре Франции
Интерьеры французских романских церквей были наполнены цветом, включая картины на стенах и потолке, мозаику на полу и, в конце периода, ранние витражи. Исключением были аббатства цистерцианцев, которые не содержали никаких украшений. Большая часть росписей была разрушена в 18 и 19 веках, когда считалось, что голая каменная стена больше подходит для церковного интерьера. Обычно использовались две разные техники:
- либо фреска, окрашенная, пока штукатурка была еще влажной, с краской, разбавленной водой;
- или detrempe, окрашенные пигменты, смешанные со связующим веществом, таким как масло или яичный белок, и нарисованные на сухой штукатурке.
Часто использовались обе техники, с большими рисунками, нарисованными как фреска, и детали, выполненными в технике détremps. Работа требовала быстрого выполнения. Предметы выбирались церковной иерархией, а не художниками, а имена художников в большинстве случаев оставались неизвестными.
Тематика фресок
Стены романских церквей редко оставались голыми. Многие романские интерьеры церкви были расписаны циклами иллюстраций библейских магазинов. Иногда темы были местного интереса; Картины в Сен-Мартен-де-Вик иллюстрируют, как монахи Тура украли реликвии из монастыря Пуатье.
Фреска Бога, говорящего с Ноем в церкви аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату
Росписи других предметов
Картины не ограничивались интерьерами, а часто также покрывали капители тимпанов и другие внешние украшения. Скульптура в интерьере также часто расписывалась. Деревянные церковные потолки, широко распространенные до широкого использования ребристых арок, также обычно расписывали. Ранним примером расписной церкви является Берзе-ла-Виль (Berzé-la-Ville), где картины на потолке Часовни Монахов изображают момент, когда Христос дал апостолам Петру и Павлу послания для распространения в мире.
Одним из наиболее важных существующих примеров окрашенной французской романской церкви является церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартемп в Пуату. Монастырь был основан в 9 веке над могилами христианских мучеников Сабинуса из Сполето и Святого Киприана, а в средние века стал главной церковью паломничества. Начиная примерно с 1100 года, церковь была расширена и полностью расписана изнутри, от склепа до потолка. Искусственный мрамор колонн в нефе также был расписан.