Французская архитектура постоянно менялась, идя в ногу со временем и перенимая и разрабатывая новые технологии и подходы. Надо отдать должное, что Франция — как мало какая другая страна богата на разнообразие представленных архитектурных стилей. Все это благодаря обширности ее территории и очень богатой истории, уходящей корнями в галло-римскую эпоху. И именно Франция может посоревноваться с Грецией и Италией в числе великолепно сохранившихся памятников античности. Однако и сама Франция не только перенимала, но и предлагала всему остальному миру свои собственные наработки. В частности, именно во Франции родилась готика и стиль Ар-Нуво, именно во Франции появился новый тип городов, уникальный для своего времени — бастиды.
В каждом регионе вы найдете свои собственные шедевлы французской архитектуры, порой с какими-то характерными для этой местности особенностями.
Галло-римская эпоха
Архитектура Древнего Рима сначала перенимала внешне греческую архитектуру, а в конце республики развила свой собственный, весьма отличительный стиль, включив ранее малоиспользуемые арки, своды и купола. Решающим фактором в этом развитии, вызванном римской архитектурной революцией, было изобретение бетона. Социальные элементы, такие как богатство и высокая плотность населения в городах, вынуждали древних римлян открывать собственные новые архитектурные решения. Например, использование сводов и арок вместе с глубоким знанием строительных материалов позволило им добиться беспрецедентных успехов в строительстве внушительных сооружений для общественного пользования.
Известные примеры во Франции в этот период — Alyscamps в Арле и Maison Carrée в Ниме. Аликамп — большой римский некрополь, расположенный недалеко от стен старого города Арля. Это был один из самых известных некрополей древнего мира. Название является искажением латинского Elisii Campi (то есть Елисейские поля ). Они были известны в средние века и упоминаются Ариосто в Орландо Фуриозо и Данте в Инферно.
Французская архитектура до-романской эпохи
Объединение франкского королевства под властью Хлодвига I (465–511 гг.) и его преемников соответствовало необходимости строительства церквей, особенно монастырей, поскольку теперь они были центрами власти церкви Меровингов. Здания часто продолжали традицию римской базилики, но также испытывали влияние даже из Сирии и Армении. На Востоке большинство построек было деревянным, но камень был более распространен для значительных зданий на Западе и в южных районах Франции, которые позже попали под власть Меровингов. Особенностью базилики Сен-Мартен, которая стала визитной карточкой франкской церковной архитектуры, был саркофаг святого, поднятый для видимости и расположенный в осевом направлении за алтарем, иногда в апсиде. Это было уже франкским нововведением, у которого не было аналога в римской эпохе.
Эту до-романскую эпоху принято делить на два периода: архитектуру эпохи Меровингов (5 — 8 вв) и эпохи Каролингов (8 — 9 вв, после того, как Карл Великий объединил Европу в одну большую империю).
Эпоха Меровингов
Основанная Хлодвигом I династия Меровингов распространилась в конце пятого века из Франции и Бельгии, через Германию, до границ Италии. Мигранты пришли также с востока во главе с гунном Аттилойв результате чего образовалась полиэтническая империя.
Пришествие династии Меровингов в Галлии в V веке привело к важным изменениям в области искусства. Скульптура регрессировала и стала не более чем простой техникой украшения саркофагов, алтарей и церковной мебели. С другой стороны, золотые изделия и новая среда освещения рукописей объединили «варварское» украшение в зверином стиле с мотивами поздней античности и другие материалы из Сирии или Ирландии, составляющие искусство Меровингов.
Баптистерий в кафедральном соборе Экса
Сохранились некоторые небольшие постройки, особенно баптистерии, которые вышли из моды и не восстанавливались. В Экс-ан-Провансе, Риэ и Фрежюсе три восьмиугольных баптистерия, каждый из которых покрыт куполом на колоннах, свидетельствуют о влиянии восточной архитектуры (баптистерий Риза в Верхних Альпах напоминает баптистерий Св. Георгия, Ездра, Сирия). Очень отличается от этих провансальских баптистериев, за исключением четырехлистника Венаска, баптистерий Святого Жана в Пуатье (6 век), который имеет форму прямоугольника, окруженного тремя апсидами. Первоначальное здание, вероятно, претерпело ряд изменений, но сохранило в своем убранстве (мраморные капители) характер Меровингов.
Среди очень многих склепов, многочисленных из-за важности культа святых в то время, сохранились только склепы Сен-Серин в Бордо, Сен-Лоран в Гренобле и аббатство Жуарр (7 век).
Эпоха Каролингов
Период Каролингской эпохи, или Каролингского Возрождения, — это сознательная попытка подражать римской архитектуре. По этой причине здесь можно встретить явные заимствования из раннехристианской и византийской архитектуры, хотя, тем не менее, есть собственные инновации, что привело к уникальному характеру.
Каролингское Возрождение вызвало такой строительный бум, что между 768 и 855 годами было построено 27 новых соборов, 417 монастырских зданий и 100 королевских резиденций. Только во время правления Карла Великого было построено 16 соборов, 232 монастыря и 65 дворцов. Короли несли ответственность не только за строительные площадки, но и обеспечивали архитекторов и финансирование. Повторное открытие архитектурных трактатов, написанных Витрувием, позволило строить здания из камня, материала, который мало использовался до тех пор к северу от долины Луары. Во время своих путешествий в Италию каролинги открыли римские базилики, триумфальные арки и часовни. Архитекторы не просто копировали римские формы, а скорее адаптировали свои планы для нужд королевских и религиозных церемоний. Большинство архитектурных элементов, изобретенных в начале периода Каролингов, совершенствовались на протяжении десятилетий и последовательно адаптировались, чтобы в конечном итоге привести к романской архитектуре 11 века.
Папа хотел реорганизовать и стандартизировать католическую церковь с помощью Карла Великого. Епископ Хродеганг представил римские литургические службы, что привело к важным изменениям в архитектуре. Ориентация церквей была определена так, чтобы алтарь располагался на восточном конце, а вход — на западном. Базилика Святого Петра в Риме, Храм Гроба Господня в Иерусалиме и раннехристианское искусство и архитектура стали основными ориентирами для дизайнеров эпохи Каролингов.
Упадок каролингов начался в 10 веке и достиг кульминации в 1000–1020 годах, когда каролингские институты рухнули во Франции, в то время как в Германии новая династия Оттонов разработала оттонскую архитектуру, которая заимствовала многочисленные элементы из архитектуры Каролингов. Прекрасным примером этого является Eglise Saint-Pierre-et-Saint-Paul d’Ottmarsheim в Эльзасе, основанная около 1030 года:
Примеры архитектуры:
- Ораторий в Germigny-des-Prés (806 г)
- Аббатство в Saint-Philbert-de-Grand-Lieu (815 г)
Романский стиль
Романская архитектура появилась во Франции в конце 10-го века, с развитием феодального общества и ростом и распространением монашеских орденов, особенно доминиканцев, которые построили многие важные аббатства и монастыри в этом стиле. Он продолжал доминировать в религиозной архитектуре до появления французской готической архитектуры в Иль-де-Франс примерно между 1140-1150 гг.
Отличительные черты французской романской архитектуры — толстые стены с маленькими окнами, округлые арки; длинный неф, перекрытый цилиндрическими сводами; и использование пахового свода на пересечении двух цилиндрических сводов, поддерживаемых массивными колоннами; уровень трибун над галереями на первом этаже и небольшие окна над трибунами; и ряды внешних контрфорсов, поддерживающих стены.
Церковь Notre-Dame la Grande, Пуатье
Церкви обычно имели купол над трансептом, поддерживаемый четырьмя смежными арками; одна или несколько больших квадратных башен и полукруглая апсида с расходящимися маленькими часовнями. Украшение обычно включало в себя очень изящные скульптурные капители на колоннах и сложный полукруглый скульптурный тимпан, обычно изображающий Страшный суд, над главным порталом. Внутренняя отделка часто включала фрески, покрывающие стены, цветную плитку и ранние витражи. В конце XII века начал появляться ребристый свод, особенно в церквях в Нормандии и Париже, представляя переход к готическому стилю.
Развитие романского стиля во Франции
Романский стиль во Франции развился сначала на юге страны, особенно в провинциях, граничащих с Каталонией. Среди лучших сохранившихся примеров — церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса, построенные между 956 и 974 годами.
церковь и монастырь аббатства Сен-Мишель де Кукса
Церкви в этом регионе следовали плану базилики, с небольшим трансептом или без него. Они были построены из массивных камней, с небольшим количеством украшений или без них на внутренних стенах. Колокола обычно располагались в отдельной башне, украшенной ломбардскими лентами. Монастырь Сен-Мишель де Кукса, построенный в 12 веке, имеет колонны из розового мрамора и резные капители в растительных и животных формах на колоннах.
Примерно в 1000 году архитекторы аббатств в Бургундии начали экспериментировать с различными формами сводчатых потолков, сначала в основном для того, чтобы избежать опасности пожаров на деревянных крышах. Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Филибер де Турнюс была ранним примером. Неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, перпендикулярными оси нефа, поддерживаемыми рядами колонн. Вес крыши давил на колонны, а не на стены. Это означало, что стены могли быть тоньше и иметь окна большего размера, наполняя церковь большим количеством света.
Позднероманский стиль — бенедиктинские аббатства
Особую роль в развитии романского стиля сыграли религиозные ордена. Реорганизация католической церкви при Людовике Благочестивом (813-840) и основание первого монастыря при правлении святого Бенедикта (817) вызвали важные изменения в религиозной практике и архитектуре. Бенедиктинское аббатство Клюни, основанное в 909 году Вильгельмом Аквитанским, стало центром возрождения религиозной активности. Во Франции к концу 11 века насчитывалось 815 монастырских домов и более десяти тысяч монахов под властью аббата Клюни. Расцвет монастырей достиг пика при папе Григории VII (1073-1085).
Аббатство Клюни было самым большим и самым влиятельным из монастырей во Франции как в доктрине, так и в архитектуре. Аббат Хьюг де Клюни (1049–1109) решил реконструировать и расширить первоначальное аббатство, включая церковь аббатства. Строительство нового здания было завершено в 1130 году. Новая церковь имела длину 187 метров. Сам неф был огромен, со сводчатым потолком шириной 10,85 метра и высотой 25 метров. До реконструкции базилики Святого Петра в Риме в 16 веке церковь Клюни была самым большим зданием в христианском мире.
Аббатство Клюни было почти полностью разрушено во время и после Французской революции; камни были повторно использованы в зданиях по всему региону. Единственные сохранившиеся сооружения — это две башни и колокольня на южном крыле большого трансепта — всего 8% от прежней грандиозной постройки.
Паломнические церкви
Во второй период романского стиля, начиная с последней трети XI века, многие церкви в романском стиле во Франции были построены вдоль маршрутов паломничества, пролегающих по Сантьяго-де-Компостела в Испании, где были выставлены известные мощи Святого Иакова Великого. С падением Иерусалима под исламское правление путь в Сантьяго-де-Компостела стал одним из двух самых важных маршрутов паломничества в Европе, помимо паломничества к могиле Святого Петра в Риме. Церкви вдоль маршрута, включая Сен-Фуа-де-Конк, были спроектированы так, чтобы обеспечить пространство для большого количества прихожан. В больших паломнических церквях был деамбулаторий или колонный проход вокруг хора, обеспечивающий доступ к ряду небольших часовен, а даже более крупная паломническая церковь, такая как базилика Сен-Сернен в Тулузе, имеет двусторонние проходы для облегчения передвижения паломников. Другой примечательной церковью меньшего размера на маршруте было аббатство Сен-Нектер в Пюи-де-Дом, строительство которого началось в 1080 году.
Еще одной особенностью более поздних романских церквей была большая высота. В этих церквях была трибуна или галерея на уровне выше первого этажа, откуда прихожане могли смотреть вниз в неф. Трибуна обеспечивала большую устойчивость и поддержку высокой крыши. В Оверни церкви добавили еще один уровень; над галереей находился еще один уровень сводчатых трибун. Эти церкви были большой высоты, но мало света проникало в неф. В других регионах, таких как Пуату, трибуны и аркады были заменены высокими окнами, пропускающими свет прямо в неф.
Фасады в романской архитектуре
Внешнее убранство ранних романских церквей было простым, обычно состояло из вертикальных полос резного камня, соединенных наверху полосой простых дуг (banddes lombardes); или фриз из дуг, а у шевета ряд зубчатых ниш. Колонны часто имели кубические резные капители. Наружные украшения обычно были либо растительными (резные листья аканта или пальмовые листья), либо геометрическими формами. Иногда на перемычках появлялись скульптуры с упрощенными человеческими формами с библейскими текстами.
Однако с появлением новых аббатств и паломнических церквей фасады стали намного более театральными. Фасад собора Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье — один из лучших сохранившихся образцов фасада романской паломнической церкви. У него нет скульптурного барабана над порталом; вместо этого весь фасад служит театром библейских сцен; фриз скульптур над порталами представляет истории первородного греха и искупления. Множество небольших скульптур вокруг дверей изображают сказочных животных и другие библейские сюжеты.
Порталы в романской архитектуре
Портал, или вход в романскую церковь, имел самое сложное и драматичное скульптурное оформление. Он проектировался как Porta Coeli или «Дверь в небо», с изображением библейских историй, которые в более ранних церквях были показаны на скульптуре алтаря. Обычными темами портала были Библейский Судный день, обещающий Искупление для хороших христиан, и Апокалипсис для остальных. Каждая церковь была разной: в Муассаке фигура Христа была окружена четырьмя евангелистами, а группа была окружена двадцатью четырьмя фигурами Апокалипсиса. Портал Тулузского собора изображал Вознесение Христа, а церковь аббатства Сен-Фе в Конке иллюстрировала контрасты между адом и добродетельной жизнью святого.
В то время как порталы соборов традиционно были обращены на запад, в романских церквях они часто были ориентированы на главную улицу или площадь города. В Каорском соборе он был обращен на север, на древнюю главную улицу; в Тулузе и Муассаке он был обращен на юг, на улицу, которая вела к центру города.
Купола и колькольни в романской архитектуре
Колокольни и купола были еще одной отличительной чертой романского стиля. В ранних монастырских церквях колокольня часто была отделена от церкви. В более поздний период большие церкви аббатства, такие как Клюни, имели две башни на конце портала, башню, где трансепт пересекал неф, и башни на концах трансепта.
Главный купол или просто купола обычно помещались на пересечении нефа и трансепта и символизировали небеса. Они часто поддерживались четырьмя арками, образующими квадрат, и четырьмя массивными колоннами, которые символически представляли четырех евангелистов, Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Колонны поддерживали Voûte d’arêtes, или крестообразный свод, где своды нефа и трансепта пересекались под прямым углом. Изогнутые треугольные поверхности этих сводов, которые соединяли шесть или восемь сторон купола с четырьмя столбами, назывались скрещивающимися или подвесками и часто украшались лицами четырех евангелистов, которые считались символической связью между небесами и землей, или ангелами или другими библейскими фигурами.
Примеры французской архитектуры в романском стиле:
- собор в Отёне
- собор Сен-Этьен в Кане, с одним из самых известных в стране романских фасадов
- Кафедральный собор в Ле-Пюи
- Аббатство Сен-Мари в Souillac
- Церковь Notre-Dame la Grande, Пуатье
- Аббатство Муассак
- Собор Каора
- Церковь Кареннака
- Аббатство Сенанк (цистерцианский монашеский орден)
- Сен-Мишель де Кукса
- Аббатство Сен Мартин дю Канигу
- Аббатство Фонтене (цистерцианский монашеский орден)
- Кафедральный собор Перигё
- Аббатство Везле
- Аббатство Клюни
- Базилика Сен-Сернин в Тулузе
Готическая французская архитектура
Готический стиль преобладал во французской архитектуре с 1140 по 1500 год. Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе собор Нотр-Дам в Париже, Реймсский собор, Шартрский собор и Амьенский собор. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также новаторское использование ребристого свода и аркбутанов, а также другие архитектурные новшества для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, обеспечивая беспрецедентную высоту и объем. также разрешили добавить окна большего размера, в том числе огромные витражи, которые наполнили соборы светом. Французский стиль широко копировали в других частях северной Европы, особенно в Германии и Англии. Он был постепенно вытеснен как доминирующий французский стиль в середине 16 века архитектурой французского Возрождения.
Разновидности французской готики
В значительной степени готическая французская архитектура делится на четыре периода: ранняя готика, высокая готика, районант, поздняя готика или пламенеющая готика.
Ранний готический стиль начался в 1140 году и характеризовался принятием остроконечной арки и переходом от позднероманской архитектуры. Чтобы увеличить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и опоры), галерея, трифорий и клрестор. Чтобы поддержать более высокие стены, строители изобрели аркбутаны, которые достигли зрелости только в период высокой готики в 13 веке. Своды представляли собой шесть ребристых секционных сводов. Известные сооружения стиля включают восточную часть церкви аббатства Сен-Дени, собор Sens, Нотр-Дам в Лаоне, западный фасад Шартрского собора, Нотр-Дам в Париже, Лионский собор и Тульский собор.
Стиль высокой готики 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их, чтобы получить легкие, но высокие и величественные постройки. Конструкция стен была изменена с четырех до трех ярусов: аркада, трифорий и клерстори. Вершины колонн стали меньше, чтобы избежать остановки визуального восходящего движения. Оконные проемы изменились от одного окна в каждом сегменте с отверстиями в стене до двух окон, соединенных маленьким окном-розеткой. Ребристый свод изменен с шести до четырехреберного. Аркбутаны сформировались, и после того, как их приняли в Нотр-Дам-де-Пари и Нотр-Дам-де-Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку они служили как структурным, так и декоративным целям. Основной корпус Шартрского собора (1194–1260 гг.), Амьенского собора и Буржского собора также являются представителями этого стиля.
Помимо этих готических стилей, существует еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от Gothique Septentrional или северной готики). Для этого стиля характерен большой неф и нет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут быть Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Saint-Bertrand-de-Comminges.
Самые известные образцы готической архитектуры во Франции находятся в регионах Иль-де-Франс и Шампань, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.
Нормандская готика
В Нормандии в конце 12 века было построено несколько известных готических соборов и церквей. Характерными чертами нормандской готики были заостренные арки, обильное использование декоративной лепнины и стены, пронизанные многочисленными проходами. Нормандские архитекторы и строители действовали не только в Нормандии, но и за Ла-Маншем в Англии. Высококачественный нормандский камень был огранен и перевезен в Англию для использования в английских соборах.
Известные примеры нормандской готики включают собор Лизье, аббатство Фекан, шевет аббатства Сент-Этьен в Кане; Руанский собор; Кафедральный собор Coutances, апсида собора Ле-Мана; Собор Байе; и знаменитый монастырь на Мон-Сен-Мишель.
Анжуйская готика
Анжуйский готический стиль в провинции Анжу отличается сводами с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенными колоннами. Этот стиль присутствует в интерьере собора Анже (1032–1523 гг.), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами и башнями эпохи Возрождения. Прекрасный образец анжуйской готики находится в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, где сейчас находится Музей Жана-Люрса, музей современных гобеленов.
Готика Мэн
Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Он был начат в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у анжуйской готики, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.
Бургундская готика
Бургундия также имела свою собственную версию готики, с которой можно познакомиться на примере собора Невера (1211–1331 гг.), собора Дижона (1280–1325 гг.) и собора Шалона (1220–1522 гг.). Бургундская готика имела тенденцию быть более сдержанной и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей на том же месте.
Меридиональная готика
На юге Франции был свой собственный отличительный вариант готического стиля: мериодональная или южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня здание было построено почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.
В якобинской церкви Тулузы приращение одной апсиды многоугольного плана к церкви привело к появлению звездного свода, сложная организация которого более века предвосхищала пламенеющую готику. По традиции этот шедевр называют «пальмой».
Гражданская французская архитектура в стиле готики
Самым крупным гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Папский дворец в Авиньоне, возведенный между 1252 и 1364 годами, когда папы бежали от политического хаоса и войн, охвативших Рим. В сложной политической обстановке он совмещал в себе функции церкви, резиденции правительства и крепости.
В 15-м веке, в эпоху поздней или пламенеющей готики, готические черты стали активно проникать в гражданские здания, особенно на севере Франции и в Париже, а также во Фландрии и Бельгии. Было построено несколько зданий мэрий в разных городах, в архитектуре которых явно видна готика (города Arras, Douai, Saint-Quentin, Aisne). К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта.
Готические черты также проявились в тщательно продуманных резиденциях, построенных дворянством и богатой буржуазией в Париже и других крупных городах. Примеры включают Hôtel Cluny (ныне Musée de Cluny — Национальный музей du Moyen Âge в Париже, и особенно роскошный дом, построенный купцом Жаком Кёром в Бурже (1440–1450).
Упадок готики, переход к Ренессансу
В средние века зажиточные французские города соревновались за постройку самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость; для этого требовались небольшие армии квалифицированных мастеров, напряженно работающих десятилетиями. Из-за спада в экономике значительное количество французских соборов было начато, но так и не закончено.
Временами амбиции архитекторов превышали их технические возможности. Одним из примеров был собор Бове. Планировалось построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, что выше, чем его ближайший конкурент, Амьенский собор, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша оказалась слишком тяжелой и частично рухнула в 1272 году. Стены утолщили и перестроили свод, а в 1569 году завершили строительство башни высотой 72 метра, которая в 1569–1573 годах сделала Собор Бове самым высоким сооружение в мире. Однако в 1573 году новая башня обрушилась, к счастью, без жертв. Церковь остается сегодня такой же, как и была, с хором, апсидами, несколькими часовнями, но без нефа или башни.
Начиная с 1530-х годов, стиль пламенеющей готики французской архитектуры также начал проявлять влияние итальянского Возрождения. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных кампаниях в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехали в Париж для работы на новом мосту Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Фонтан Невинных, построенный скульптором Жаном Гужоном в честь вступления Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Cour Carré в Лувре, также украшенный Жаном Гужоном. Новое здание мэрии — Paris Hotel de Ville (1533–1568) также было построено в итальянском, а не готическом стиле. Что наиболее важно, новый дворец Тюильри, построенный для Екатерины Медичи в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами.
Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали мишенью для революционеров; соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских фигур на фасаде Нотр-Дам были обезглавлены под ложным убеждением, что это статуи французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но остались в плачевном состоянии, требущим ремонта.
Ренессанс
В первые годы XVI века французы участвовали в войнах на севере Италии, добыв для Франции не только сокровища искусства эпохи Возрождения в качестве своей военной добычи, но и стилистические идеи. В долине Луары прокатилась волна строительства, и в это время появилось множество замков эпохи Возрождения, самым ранним примером является замок Амбуаз (около 1495 г.), в котором Леонардо да Винчи провел свои последние годы. Стиль стал доминирующим при Франциске I. Несколько известных королевских замков в этом стиле были построены в долине Луары, в частности, замок Монсоро, замок Ланже, замок Блуа, замок Гайон, замок Шамбор и, ближе к Парижу, замок Фонтенбло.
Долина Луары и Ренессанс с итальянским влиянием
Во время Столетней войны Карл VII нашел долину Луары идеальным убежищем. Он был коронован в Реймсе после эпических сражений с Жанной д’Арк, которые положили начало уходу англичан со всего королевства. Середина 15 века была ключевым периодом для долины Луары в истории Франции и ее архитектурного наследия. Вельможи королевства поселились в регионе, обустраивая средневековые крепости или возводя новые здания. Карл VII проживал в Шиноне, который оставался резиденцией двора до 1450 года. Затем началось строительство замков в долине Луары.
В 1494 году Карл VIII повел большую армию в Италию, чтобы освободить Неаполь, который был захвачен Альфонсо V Арагонским. Он проехал через Турин, Милан и Флоренцию и 22 февраля 1495 года вновь взял Неаполь. В этом городе он открыл для себя роскошные сады и новый архитектурный стиль итальянского Возрождения, который, по его мнению, намного превосходил стиль его собственного средневекового дворца в Амбуазе. Антифранцузская коалиция армий вынудила его отступить из Неаполя, но он взял с собой двадцать два квалифицированных итальянских мастера, в том числе садовников, скульпторов, архитекторов и инженеров, включая ученого и архитектора Фра Джокондо и архитектора и иллюстратора Доменико да Кортона, которому он поручил переделать свой замок в Амбуазе.
Ренессанс с влиянием классики — французский маньеризм
Второй период архитектуры французского Возрождения начался примерно в 1540 году, в конце правления Франциска I, и продолжался до смерти его преемника Генриха II в 1559 году. Этот период иногда называют кульминацией стиля. В него входили работы итальянских архитекторов, включая Джакомо Виньола и Себастьяно Серлио, но все больше и больше его создавали французские архитекторы, особенно Филибер Делорм, Жак I Андруэ дю Серсо, Пьер Леско и Жан Буллан, а также скульптор Жан Гужон.
К особенностям этого периода, или французского маньеризма, можно отнести более широкое использование древних классических колонн и пилястр, от самых массивных до самых легких. Это означало расположение снизу с дорического ордера, затем ионического, а затем коринфского наверху. Порядок, использованный на каждом уровне, определил стиль этого уровня фасада. Филибер Делорм пошел дальше и добавил к своим фасадам два новых ордера: французский дорический и французский ионический. Эти колонны были правильными дорическими и ионическими колоннами, украшенными орнаментальными полосами или кольцами.
Второй период характеризовался также большим разнообразием декоративных пластинок и скульптурного декора на фасадах, обычно заимствованных из древнегреческих или римских образцов. Они включали кариатиду, сложные картуши, renommées, рельефные статуи, представляющие славу, над дверными проемами, гротески, часто в форме сатиров и грифонов, а также скульптурные драпировки и гирлянды. Также они часто включали стилизованные монограммы инициалов владельца.
Западный фасад Лувра
Ренессанс и религиозная архитектура
Ренессанс оказал меньшее влияние на французскую религиозную архитектуру: соборы и церкви, по большей части, продолжали строиться или перестраиваться в стиле пламенеющей готики. Однако в церквях появилось несколько классических элементов, представленных в эпоху Возрождения. Примеры включают классические порталы церквей Сен-Жермен-л’Оксеруа, прямо напротив нового крыла Леско Лувра, и Сен-Николя-де-Шам в Париже.
Церковь Сент-Эсташ (1532–1640 гг.) в центре Парижа была основана Франциском I и уступает по размеру только Нотр-Дам де Пари среди церквей Парижа. Это гибрид яркой готики и ренессанса. Внешний вид, план и сводчатый потолок выполнены в готическом стиле, но в интерьере присутствуют классические колонны и другие элементы эпохи Возрождения.
Один из лучших религиозных памятников французского Возрождения — гробница Франциска I и его жены Клод де Франс, расположенная в базилике Сен-Дени (1547–1561). Главный элемент — триумфальная арка, созданная по образцу Арки Септимия Севера в Риме, увенчанная четырьмя статуями славы, а также королем и королевой. Свод арки и антаблемент богато украшены скульптурным орнаментом из оливковых листьев и других классических мотивов, а также табличками из черного и белого мрамора. Высокие стройные колонны придают гробнице исключительную легкость и изящество.
Французская архитектура в стиле Ренессанс
Помимо упомянутых выше замков в стиле Ренессанс, стоит отметить и ряд других построек, ставших завершением эпохи Возрождения во Франции. После смерти короля Генриха II Францию разразила вспышка французских религиозных войн, которая в значительной степени отодвинула в сторону архитектуру и дизайн. Тем не менее, было запущено несколько последних проектов эпохи Возрождения, во многом вдохновленных Екатериной Медичи, вдовой Генриха II. Самым важным проектом того времени был новый дворец Тюильри. Все фасады дворца были богато декорированы в стиле итальянского Возрождения, включая вытянутые скульптурные фигуры, вдохновленные работами Микеланджело. Екатерина Медичи также ввела итальянский стиль в Фонтенбло, построив новое крыло, Aile de la Belle Chiminée.
Екатерина Медичи также заказала дополнения к замку Шенонсо. Мост через реку Шер построил Филибер Делорм. После его смерти в 1570 году Екатерина попросила Жана Булланта построить на мосту живописную галерею (1576 год).
Замок Шенонсо и мост через Луару
Барокко
Архитектура французского барокко, иногда называемая французским классицизмом, был популярным архитектурным стилем во время правления Людовика XIII (1610–43), Людовика XIV (1643–1715) и Людовика XV (1715–74). Первоначально стиль был вдохновлен итальянским барокко, но, особенно при Людовике XIV, он уделял больше внимания регулярности, колоссальному порядку фасадов и использованию колоннад и куполов, чтобы символизировать мощь и величие короля. Известные примеры стиля включают Большой Трианон Версальского дворца и купол Дома Инвалидов в Париже. В последние годы Людовика XIV и правления Людовика XV колоссальные заказы постепенно исчезли, стиль стал светлее, появились украшения из кованого железа в дизайнах рокайлей. В этот период также были созданы монументальные городские площади в Париже и других городах, в частности, на Вандомской площади и площади Согласия.
Французское барокко оказал сильное влияние на светскую архитектуру 18 века по всей Европе; Версальский дворец и французский формальный сад копировали другие дворы по всей Европе. Хотя открытая трехстворчатая планировка дворца была создана во Франции как каноническое решение еще в XVI веке, именно Люксембургский дворец (1615–1620 гг.) определил трезвое и классическое направление французской архитектуры барокко. Впервые корпус был выделен как репрезентативная основная часть здания, в то время как боковые крылья рассматривались как иерархически низшие и были соответственно уменьшены. Средневековая башня полностью заменена центральным выступом в виде монументальных трехэтажных ворот.
Вероятно, самым опытным разработчиком новой манеры был Франсуа Мансар, которому приписывают введение во Францию полного барокко. В своем дизайне для Château de Maisons (1642 г.) Мансар сумел примирить академический и барочный подходы, продемонстрировав уважение к унаследованным от готики идиосинкразиям французской традиции. Maisons-Laffitte иллюстрирует продолжающийся переход от пост-средневековых замков 16 века к виллам 18 века. Структура строго симметрична, с порядком, примененным к каждому этажу, в основном в форме пилястр. Фронтиспис, увенчанный отдельной увеличенной крышей, отличается удивительной пластичностью, и весь ансамбль читается как трехмерное целое. Строения Мансарта лишены чрезмерных декоративных эффектов, столь типичных для современного Рима. Влияние итальянского барокко приглушено и отнесено к области декоративного орнамента.
Следующим шагом в развитии европейской жилой архитектуры стало включение садов в композицию дворца, примером чего может служить Во-ле-Виконт (1656–1661 гг.). Миниатюрный дворец от главного карниза до невысокого постамента облачен в так называемый «колоссальный порядок», отчего строение выглядит более эффектно. Творческое сотрудничество Ле Вау и Ленотра ознаменовало появление «Великолепной манеры», которая позволила расширить архитектуру барокко за пределы дворцовых стен и превратить окружающий пейзаж в безупречную мозаику обширных видов.
Раннее барокко
Французское барокко с самого начала было выражением силы и величия королей Франции. Он умышленно шел в ином направлении, нежели в Италии и в остальной Европе, сочетая классические элементы, особенно колоссальные колонны, и избегая пышных украшений, которые появлялись на фасадах и интерьерах в Испании, Германии и Центральной Европе. Реже его использовали в церквях и чаще при оформлении королевских дворцов и загородных резиденций. Еще одним отличительным элементом стиля французского барокко была интеграция архитектуры дома с организованными садами вокруг него, что стало известно как французский формальный сад.
Château de Maisons-Laffitte
Расцвет французского барокко
Самой важной витриной французского барокко был Версальский дворец. Он был основан в 1624 году Людовиком XIII как охотничий домик. В 1634 году Людовик XIII увеличил его до замка своим главным архитектором и инженером Филибером Ле Руа. В 1661 году Людовик XIV решил расширить его, не разрушив оригинал. Он поручил Луи Ле Вау и Шарлю ле Бруну стать его архитектором и дизайнером, а Андре Ленотру — создать величественный формальный сад, который можно было бы увидеть из замка, по образцу Во-ле-Виконта.
Большой Трианон был построен по образцу итальянского здания, Мраморного Трианона. Одноэтажный, отделанный штукатуркой и мрамором, с плоской крышей и балюстрадой. План был очень прост, с перистилем, окруженным двумя крыльями и двумя передними корпусами, или секциями перед крыльями. Его простота и чистота формы вдохновляли аналогичные дворцовые постройки по всей Европе, от Пруссии до России. Мансар также завершил Версальскую оранжерею (1684–1686) в аналогичном стиле, окружив формальный сад и бассейн. Сады, созданные Андре Ле Нотром, были спроектированы так, чтобы дополнять архитектуру дворца и выражать посредством геометрических аллей, бассейнов, рядов деревьев, цветников и фонтанов господство Короля над природой.
Барокко в религиозной архитектуре
Главным нововведением религиозной архитектуры французского барокко было введение купола над центральным нефом, стиль, импортированный из итальянского барокко. Прототипом послужил купол церкви Джезу в Риме. Первой парижской церковью с куполом была часовня, фасад которой сейчас находится во дворе Высшей школы изящных искусств на улице Бонапарт в Париже.
Еще один новаторский купол был построен Жаком Лемерсье для колледжа Сорбонны в начале 1635 года. Этот дизайн представлял собой полусферический купол на высоком восьмиугольном барабане, первый в своем роде во Франции, с четырьмя небольшими куполами в углах греческого креста наверху и колоннами коринфского ордера на фасаде.
Hôtel Partulier
Стиль жилого дома, известный как Hôtel Partulier, достиг своей зрелости в эпоху барокко, особенно в Париже, где представители знати построили свои городские дома. Они были определены Николя Катерино в как «менее красивые, чем дворцы, и более красивые, чем простые резиденции». Ранние частные особняки в Париже были отчасти под влиянием итальянской архитектуры и модели Люксембургский дворец в меньшем масштабе. Особняк в стиле раннего барокко обычно располагался между обнесенным стеной двором спереди и садом сзади, с входом во двор через павильон на улице. Hôtel de Sully (1624–1630) в Париже является хорошим примером раннего стиля, как и особняк Карнавале.
Рококо
Рококо представляет собой исключительно орнаментальный и театральный стиль архитектуры, искусства и декора, который сочетает в себе асимметрию, кривые линии, позолоту, белые и пастельные тона, скульптурную лепку и фрески trompe l’oeil, чтобы создать неожиданность и иллюзию движения и драмы. Его часто называют последним выражением движения барокко.
Стиль рококо зародился во Франции в 1730-х годах как реакция на более формальный и геометрический стиль Людовика XIV. Он был известен как стиль рокайль или rocaille. Вскоре он распространился на другие части Европы, особенно в северную Италию, Австрию, юг Германии, Центральную Европу и Россию. Это также оказало влияние на другие виды искусства, особенно на скульптуру, мебель, столовое серебро и изделия из стекла, живопись, музыку и театр. Хотя изначально этот светский стиль использовался в основном для интерьеров частных резиденций, рококо имел духовный аспект, который привел к его широкому использованию в церковных интерьерах, особенно в Центральной Европе, Португалии и Южной Америке.
Термин рококо
Слово рококо впервые было использовано как юмористическая вариация слова рокайль. Рокайль изначально был методом украшения с использованием гальки, ракушек и цемента, который часто использовался для украшения гротов и фонтанов со времен Возрождения. В конце 17 — начале 18 века рокайль стал термином для обозначения своего рода декоративного мотива или орнамента, который появился в конце стиля Людовика XIV в виде морской ракушки, переплетенной с листьями аканта. Мотив резных или формованных морских ракушек сочетался с пальмовыми листьями или вьющимися виноградными лозами для украшения дверных проемов, мебели, стеновых панелей и других архитектурных элементов.
Термин рококо впервые был использован в печати в 1825 году для описания декора, который был «неуместным и старомодным». В 1828 году он использовался для украшения, «принадлежавшего стилю 18 века, перегруженному извилистыми орнаментами». В 1829 году автор Стендаль охарактеризовал рококо как «стиль рокайль 18 века».
С середины 19 века этот термин был принят историками искусства. Хотя до сих пор ведутся споры об историческом значении этого стиля, рококо в настоящее время часто считается отдельным периодом в развитии европейского искусства.
Особенности рококо
К концу правления старого короля Людовика XIV пышный дизайн в стиле барокко уступил место более легким элементам с большим количеством кривых и естественных узоров: пастель и деревянные панели, меньшие комнаты, меньше позолоты и меньше парчи; преобладали ракушки и гирлянды, а иногда и китайские предметы. Во время Регенства придворная жизнь отошла от Версаля, и это художественное изменение прочно утвердилось сначала в королевском дворце, а затем во французском высшем обществе. Изящество и игривость дизайнов в стиле рококо часто прекрасно сочетаются с излишествами режима Людовика XV. Официальный этикет также был упрощен, а понятие приватности расширилось: король сам отходил от официальной постели ночью и беседовал наедине со своей любовницей.
Рококо отличается пышным декором с множеством встречных изгибов, волнистостей и элементов, созданных по образцу природы. Экстерьеры построек в стиле рококо часто просты, а в интерьерах полностью доминирует их орнамент. Стиль был в высшей степени театральным, призванным произвести впечатление и вызвать трепет с первого взгляда. Планы этажей церквей часто были сложными, с пересекающимися овалами. Во дворцах величественные лестницы становились центральными элементами и предлагали различные точки зрения на убранство. Основными украшениями рококо являются: асимметричные ракушки, акант и другие листья, птицы, букеты цветов, фрукты, музыкальные инструменты, ангелы и элементы Дальнего Востока (пагоды, драконы, обезьяны, причудливые цветы и китайцы).
Стиль часто объединял живопись, лепнину и резьбу по дереву, а также квадратуру или иллюзионистские потолочные рисунки, которые были разработаны, чтобы создать впечатление, что входящие в комнату смотрели на небо, где на них смотрели херувимы и другие фигуры. . Использованные материалы включали лепнину, окрашенную или оставленную белой; сочетания древесины разного цвета (обычно дуб, бук или орех); лакированное дерево в японском стиле, орнамент из позолоченной бронзы и мраморные столешницы комодов или столов.
1730-е годы были пиком развития рококо во Франции. Рококо по-прежнему сохранял вкус барокко к сложным формам и замысловатым узорам, но к этому моменту он начал объединять множество разнообразных характеристик, включая вкус к восточному дизайну и асимметричным композициям. Стиль распространился за пределы архитектуры и мебели до живописи и скульптуры. Его охотно принимали в католических частях Германии, Богемии и Австрии, где он сливался с живыми традициями немецкого барокко.
Упадок Рококо
Мадам де Помпадур, любовница Людовика XV, способствовала упадку стиля рококо. В 1750 году она отправила своего брата Абеля-Франсуа Пуассона де Вандиера с двухлетней миссией для изучения художественных и археологических открытий в Италии. Его сопровождали несколько художников. Они вернулись в Париж со страстью к классическому искусству. Вандиер стал маркизом Мариньи и был назначен генеральным директором Королевских зданий. Он обратил официальную французскую архитектуру в сторону неоклассицизма. Кочин стал важным искусствоведом, он осудил мелкий стиль рококо и призвал к созданию большого стиля с новым акцентом на древность и благородство в академиях живописи и архитектуры.
Начало конца рококо наступило в начале 1760-х годов, когда такие деятели, как Вольтер и Жак-Франсуа Блондель, начали критиковать поверхностность и вырождение искусства. Блондель осудил «смехотворное нагромождение ракушек, драконов, тростника, пальм и растений» в современных интерьерах. К 1785 году рококо во Франции вышло из моды, его сменили порядок и серьезность художников-неоклассиков, таких как Жак-Луи Давид.
Неоклассицизм
В середине 18 века во Франции произошел поворот к неоклассицизму, то есть к сознательному использованию греческих и римских форм и иконографии. Неоклассицизм — это направление в архитектуре, дизайне и искусстве, которое доминировало во Франции примерно с 1760 по 1830 год. Оно возникло как реакция на легкомыслие и чрезмерный орнамент стилей барокко и рококо. В архитектуре он отличался умеренностью, прямыми линиями и формами, такими как фронтон и колоннада, основанными на древнегреческих и римских моделях. В живописи он проявил героизм и жертвенность времен древних римлян и греков. Он начался в конце правления Людовика XV, стал доминирующим при Людовике XVI и продолжался во время Французской революции, Французской Директории, правления Наполеона Бонапарта и Реставрации Бурбонов до 1830 года, когда он постепенно был заменен как доминирующий стиль романтизмом и эклектизмом.
Французский неоклассицизм внесет большой вклад в монументализм Французской революции, как это отражено в структурах церкви Ла Мадлен (начатой в 1763 году и завершенной в 1840 году), которая представляет собой греческий храм и гигантский Пантеон (1764–1812 годы), который сегодня дома гробницы великих французов. Рационализм и простота классической архитектуры рассматривались — в эпоху Просвещения — как антитезу отсталой готики.
Греческие и римские сюжеты также часто выбирались для пропаганды ценностей республиканизма. Также можно найти картины, прославляющие героев и мучеников Французской революции, такие как картина Давида об убийстве Жан-Поля Марата.